Стиль Ар Нуво не был везде одинаков, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как о «большом стиле».
Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастерская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле (с французского Art Nouveau - "новое искусство").
Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны.
Франция
Во Франции двумя главными центрами Ар Нуво были Париж и Нанси. В Нанси Эжен Валлен (1856-1922) работал над дизайном интерьеров одного дома (ныне музея), в том числе столовой. Деревянная отделка, карнизы, стенные панели, ковры, осветительные приборы и мебель выполнены по его проектам (рисунок 5).
Рисунок 5 – Столовая, Эжен Валлен, 1900г.
Там же возникла «Школа Нанси», к которой принадлежали и другие дизайнеры, в том числе Эмиль Гале (1846-1904), создатель чудесных предметов из стекла (рисунок 6), и дизайнер мебели Луи Мажорель (1859-1926), каждый из которых разрабатывал сложные орнаментальные формы.
Рисунок 6 – Ваза, Эмиль Гале
Мажорель специализировался на мебели, используя резьбу, инкрустацию, золоченую бронзу или медь. Дизайнер создал успешное предприятие с выставочными залами в Париже и других крупных французских городах (рисунок 7).
Рисунок 7 – Спальня Лилии, Луи Мажорель, 1905г.
Работы входивших в «Школу Нанси» дизайнеров поражают разнообразием, оригинальностью и красотой, хотя в них прослеживается тенденция к чрезмерной декоративности. [3]
Другие французские дизайнеры работали в стиле Ар Нуво, специализируясь на дизайне интерьеров, мебели, изделий из керамики, металла, стекла и ювелирных украшений.
Мастерская под названием «L'Art Nouveau», основанная в 1895 г. в Париже Сэмюэлем Бингом, помогала реализовывать такие проекты. Среди дизайнеров, рекламируемых Бингом, Эдуард Колонна (1862-1948), немец по происхождению, и Эжен Гайар (1862-1933), оба добились известности, работая над дизайном мебели и ювелирных украшений (рисунок 8).
Рисунок 8 – Стеллаж в обеденную комнату, Эжен Гайар
Рене Лалик (1860-1945) был дизайнером текстиля, ювелирных украшений, рам для зеркал и ламп, но известность ему принесли изделия из стекла (рисунок 9).
Рисунок 9 – Колье, Рене Лалик
Стиль Ар нуво был популярен среди модной публики. Однако в начале XX века он начал сдавать позиции, и к началу Первой Мировой войны практически исчез. [3]
Германия
В Германии ар нуво назывался «югендстиль». Своим названием «югендстиль» обязан журналу «Die Jugend, который был основан в Мюнхене в 1869 г., но сам стиль идентичен направлениям Ар Нуво, существовавшим в других частях Европы.
Сравнительно небольшой проект представителя югендстиля Августа Энделя (1871-1912) в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво.
Ателье «Эльвира» (1896, ныне разрушено) представляло собой небольшое двухэтажное здание, в котором размещалась студия фотографа (рисунок 10). Фасад прорезан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окошками. Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верхними углами. Здесь нет и намека на исторические стили. Фасад украшает великолепный барельеф, изогнутые линии которого напоминают волны. Переплеты окон походят на изогнутые виноградные стебли. В оформлении вестибюля и лестницы использованы фантастические мотивы.
Рисунок 10 – Фотоателье «Эльвира», Август Эндель
Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитектурных проектов и мебели в стиле Ар Нуво, но своей славой он обязан исключительно ателье «Эльвира».
В разработке югендстиля также участвовал Рихард Римершмид (1868-1957), спроектировавший музыкальную комнату для Дрезденской выставки 1899г.
Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне. Простой стул с диагональными боковыми стяжками, придуманный Римершмидом, послужил прообразом нескольких современных вариантов (рисунок 11).
Рисунок 11 – Стул, Рихард Римершмид
В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком (1872-1943) работал над дизайном столовой, представленной на Парижской выставке. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке которой были использованы резные деревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и осветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля.
Ранние работы Петера Беренса (1868-1940) также выполнены в духе югендстиля. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте (1901). Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании (AEG) над дизайном различных товаров, он обращается к модернизму. [3]
Скандинавия
В конце XIX века в Финляндии существовало направление в архитектуре, обычно называемое романтическим народным стилем, в котором древние скандинавские мотивы сочетались с ремесленными традициями. Этот стиль похож на американский стиль адирондак.
Декоративные тенденции Ар Нуво смешивались с этим стилем, и появлялись такие сооружения, как церковь в Тампере (рисунок 12), построенная по проекту Ларса Сонка (1870-1956). Она напоминает работы Г. X. Ричардсона, но детали отражают влияние Ар Нуво и скандинавского (нордического) стиля.
Рисунок 12 – Церковь в Тампере, Ларс Сонк, 1907г.
В отделке интерьера использованы витражи, настенная живопись и лепные украшения, характерные для югендстиля. В здании железнодорожного вокзала в Хельсинки Элиеля Сааринена (1873-1950) использован промежуточный стиль, существовавший во время перехода от югендстиля к раннему модернизму. [3]
Россия
Основополагающей для стиля модерн в России стала проблема синтеза искусств. Повышенная забота о красоте орнамента в каждом предмете модерна. В современном искусстве, когда вновь идет формирование и поиски стиля, особенно важным является изучение характерных особенностей стилевых течений прошлого. Стиль модерн стал новым этапов в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств, музыки и литературы, по-настоящему объединивший их внутри единого стилевого направления. [5]
Можно выделить некоторых русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа. Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве - В.М. Васнецов, М. А. Врубель, С.В. Малютин, Ф. О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, Ф.И. Лидваль, Н. В. Васильев, Н. Я. Давыдова, Н. П. Ламанова. [6]
Италия
В Италии стиль модерн назывался флореале, но еще большее распространение получило определение стиль либерти, под впечатлением от универсального магазина, открытого в Лондоне в 1875 г. Артуром Лаземби Либерти и продававшего предметы обстановки в новом вкусе.
Мода на стиль либерти достигала своего пика с Международной выставкой в Турине в 1902 г., где были широко представлены вещи обихода, предметы мебели, образцы графики и декоративных искусств, а также архитектурные проекты, получившие важное признание и позже осуществленные в сфере жилой архитектуры. Главные представители этого стиля в архитектуре – Раймондо Д’Аронко (1857-1932), Эрнесто Базиле (1857-1932) и Джузеппе Соммаруга (1867-1917). [7]
Испания
Стиль модерн получал разное преломление и оригинальное истолкование, особенно у крупных мастеров. В Испании он назывался modernismo, и развивался с большой активностью в Каталонии. Его главным центром была Барселона, откуда он просачивался и в другие города (Герона, Валенсия, Майорка и проч.), создавая почву для формирования нового независимого каталонского стиля.
Начало процесса приходится на период 1880-1885 гг., когда появилась группа построек, среди которых особо выделяются Каса Висенс А. Гауди и здание издательского дома Монтанер-и-Симон Л. Доменех-и-Монтанера (1850-1924), оба – в Барселоне.
Официальным одобрением нового стиля стал успех на Всемирной выставке в Барселоне 1888 г. кафе-ресторана Доменсха (ныне Музей зоологии) и Дворца Гюэль Гауди (ныне Музей театра). [7]