Развитие стиля Ар Нуво в разных странах, его представители




 

Стиль Ар Нуво не был везде одинако­в, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как о «большом стиле».

Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастер­ская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле (с французского Art Nouveau - "новое искусство").

Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны.

 

Франция

Во Франции двумя главными центра­ми Ар Нуво были Париж и Нанси. В Нанси Эжен Валлен (1856-1922) работал над дизайном интерьеров одного дома (ныне музея), в том числе столовой. Деревянная от­делка, карнизы, стенные панели, ков­ры, осветительные приборы и мебель выполнены по его проектам (рисунок 5).

Рисунок 5 – Столовая, Эжен Валлен, 1900г.

Там же возникла «Школа Нанси», к которой принадлежали и другие дизайнеры, в том числе Эмиль Гале (1846-1904), со­здатель чудесных предметов из стекла (рисунок 6), и дизайнер мебели Луи Мажорель (1859-1926), каждый из которых разрабатывал сложные орнаменталь­ные формы.

Рисунок 6 – Ваза, Эмиль Гале

 

Мажорель специализиро­вался на мебели, используя резьбу, ин­крустацию, золоченую бронзу или медь. Дизайнер создал успешное пред­приятие с выставочными залами в Па­риже и других крупных французских городах (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Спальня Лилии, Луи Мажорель, 1905г.

 

Работы входивших в «Школу Нанси» дизайнеров поражают разнообразием, оригинальностью и красотой, хотя в них прослеживается тенденция к чрез­мерной декоративности. [3]

Другие французские дизайнеры работа­ли в стиле Ар Нуво, специализируясь на дизайне интерьеров, мебели, изделий из керамики, металла, стекла и ювелирных украшений.

Мастерская под названием «L'Art Nouveau», основанная в 1895 г. в Париже Сэмюэлем Бингом, помогала ре­ализовывать такие проекты. Среди ди­зайнеров, рекламируемых Бингом, Эду­ард Колонна (1862-1948), немец по происхождению, и Эжен Гайар (1862-1933), оба добились известности, работая над дизайном мебели и ювелирных украше­ний (рисунок 8).

 

Рисунок 8 – Стеллаж в обеденную комнату, Эжен Гайар

 

Рене Лалик (1860-1945) был дизай­нером текстиля, ювелирных украшений, рам для зеркал и ламп, но известность ему принесли изделия из стекла (рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Колье, Рене Лалик

 

Стиль Ар нуво был популярен среди модной публики. Однако в начале XX века он начал сдавать позиции, и к началу Первой Мировой войны практически исчез. [3]

 

Германия

В Германии ар нуво назывался «югендстиль». Своим названием «югендстиль» обязан журналу «Die Jugend, который был ос­нован в Мюнхене в 1869 г., но сам стиль идентичен направлениям Ар Нуво, су­ществовавшим в других частях Европы.

Сравнительно небольшой проект пред­ставителя югендстиля Августа Энделя (1871-1912) в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво.

Ателье «Эльвира» (1896, ныне разрушено) представляло собой неболь­шое двухэтажное здание, в котором раз­мещалась студия фотографа (рисунок 10). Фасад про­резан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окош­ками. Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верх­ними углами. Здесь нет и намека на исто­рические стили. Фасад украшает вели­колепный барельеф, изогнутые линии которого напоминают волны. Перепле­ты окон походят на изогнутые вино­градные стебли. В оформлении вести­бюля и лестницы использованы фанта­стические мотивы.

 

Рисунок 10 – Фотоателье «Эльвира», Август Эндель

 

Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитек­турных проектов и мебели в стиле Ар Ну­во, но своей славой он обязан исключи­тельно ателье «Эльвира».

В разработке югендстиля также участ­вовал Рихард Римершмид (1868-1957), спроектировавший музыкальную ком­нату для Дрезденской выставки 1899г.

Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне. Простой стул с диагональ­ными боковыми стяжками, придуман­ный Римершмидом, послужил прооб­разом нескольких современных вари­антов (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Стул, Рихард Римершмид

 

В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком (1872-1943) ра­ботал над дизайном столовой, пред­ставленной на Парижской выставке. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке ко­торой были использованы резные де­ревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и ос­ветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля.

Ранние ра­боты Петера Беренса (1868-1940) так­же выполнены в духе югендстиля. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте (1901). Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании (AEG) над дизайном различ­ных товаров, он обращается к модер­низму. [3]

 

Скандинавия

В конце XIX века в Финляндии существо­вало направление в архитектуре, обыч­но называемое романтическим народ­ным стилем, в котором древние скандинавские мотивы сочетались с ремеслен­ными традициями. Этот стиль похож на американский стиль адирондак.

Декоративные тенденции Ар Нуво смешивались с этим стилем, и появ­лялись такие сооружения, как церковь в Тампере (рисунок 12), построен­ная по проекту Ларса Сонка (1870-1956). Она напоминает работы Г. X. Ричардсо­на, но детали отражают влияние Ар Нуво и скандинавского (нордического) стиля.

Рисунок 12 – Церковь в Тампере, Ларс Сонк, 1907г.

 

В отделке интерьера использованы вит­ражи, настенная живопись и лепные ук­рашения, характерные для югендстиля. В здании железнодорожного вокзала в Хельсинки Элиеля Сааринена (1873-1950) использован промежу­точный стиль, существовавший во вре­мя перехода от югендстиля к раннему модернизму. [3]

 

Россия

Основополагающей для стиля модерн в России стала проблема синтеза искусств. Повышенная забота о красоте орнамента в каждом предмете модерна. В современном искусстве, когда вновь идет формирование и поиски стиля, особенно важным является изучение характерных особенностей стилевых течений прошлого. Стиль модерн стал новым этапов в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств, музыки и литературы, по-настоящему объединивший их внутри единого стилевого направления. [5]

Можно выделить некоторых русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа. Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве - В.М. Васнецов, М. А. Врубель, С.В. Малютин, Ф. О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, Ф.И. Лидваль, Н. В. Васильев, Н. Я. Давыдова, Н. П. Ламанова. [6]

 

Италия

В Италии стиль модерн назывался флореале, но еще большее распространение получило определение стиль либерти, под впечатлением от универсального магазина, открытого в Лондоне в 1875 г. Артуром Лаземби Либерти и продававшего предметы обстановки в новом вкусе.

Мода на стиль либерти достигала своего пика с Международной выставкой в Турине в 1902 г., где были широко представлены вещи обихода, предметы мебели, образцы графики и декоративных искусств, а также архитектурные проекты, получившие важное признание и позже осуществленные в сфере жилой архитектуры. Главные представители этого стиля в архитектуре – Раймондо Д’Аронко (1857-1932), Эрнесто Базиле (1857-1932) и Джузеппе Соммаруга (1867-1917). [7]

 

Испания

 

Стиль модерн получал разное преломление и оригинальное истолкование, особенно у крупных мастеров. В Испании он назывался modernismo, и развивался с большой активностью в Каталонии. Его главным центром была Барселона, откуда он просачивался и в другие города (Герона, Валенсия, Майорка и проч.), создавая почву для формирования нового независимого каталонского стиля.

Начало процесса приходится на период 1880-1885 гг., когда появилась группа построек, среди которых особо выделяются Каса Висенс А. Гауди и здание издательского дома Монтанер-и-Симон Л. Доменех-и-Монтанера (1850-1924), оба – в Барселоне.

Официальным одобрением нового стиля стал успех на Всемирной выставке в Барселоне 1888 г. кафе-ресторана Доменсха (ныне Музей зоологии) и Дворца Гюэль Гауди (ныне Музей театра). [7]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: