Политическая идея Конституции 1791г.




Великая французская революция(1789-1799 гг.) стала важнейшим событием в становлении во Франции конституционного порядка. Она привела к падению монархии не только во Франции, но и во многих европейских странах.

К 1789 году во Франции не было четкой правовой системы. Достаточно важным событием стало становление французского конституционализма, которое произошло 26 августа 1789 года.

На первом этапе революции (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.) власть оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., которые выступили в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Депутаты отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархическое устройство страны, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим «руководители» третьего сословия в Учредительном собрании получили наименование конституционалистов.
Под воздействием все более входивших революционный процессов в массы, конституционалисты осуществили свою политику через Учредительное собрание ряд антифеодальных преобразований, вели разработку важных демократических документов.
С первых же дней революции Национальное, а потом Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи, с чем были образованы специальные конституционные комиссии. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина».[15]
По замыслу авторов Декларация представляет собой определённый документ, в котором есть общепризнанные права и свободы, изложены в торжественной форме от имени всех представителей французского народа, обеспокоенных выработкой нового общественного строя своего государства. Декларация является первым и завершающим шагом революции. Она проследует дальше в другую Конституцию от 24 июня 1793 г.

По своему содержанию Декларация есть торжественное объявление некого перечня естественных прав человека, которые принадлежат человеку по природе в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (безусловно, почитаемых). Права гражданина связаны с принадлежностью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

В подготовке Декларации принимали участие маркиз Лафайет, граф Мирабо, Мунье и др. В августе 1789г. Ж.П. Марат опубликовал проект под названием "Декларация прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции", в котором он утверждает, что: «Получив от природы одинаковые права, люди должны сохранить и в общественном состоянии равенство прав». [16]

Декларация состоит из преамбулы и 17 статей. О значении Декларации написано в преамбуле: «Народ французский, убежденный в том, что забвение естественных прав человека и пренебрежение к ним – единственные причины бедствий человечества, принял решение изложить в
торжественной декларации эти права, священные и неотъемлемые,
дабы все граждане, имея возможность постоянно сравнивать действия
правительства с целями всякого общественного учреждения, никогда
не допускали угнетать и унижать себя тиранией. Дабы народ всегда
имел перед глазами основы своей свободы и своего счастья,
должностные лица – правила выполнения своих обязанностей,
законодатель – предмет своего назначения. Вследствие этого он
провозглашает перед лицом верховного существа следующую
декларацию прав человека и гражданина».[17]

М. Робеспьер поддерживает данную Декларацию. Включение в Декларацию общих принципов, откуда естественно проистекают его обязанности человека. Его удивляет, почему некоторые граждане не могут принять данную Декларацию, хоть она выстроена на общих принципах.[18]

 

Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789— 1791 гг[19].
Конституция 1791 года устанавливала во Франции в конституционную монархию. Составление и обсуждение текста Конституции проходило достаточно бурно.
Национальное собрание полагало, что оно призвано дать Франции конституцию. При этом оно полагало, что ему предоставлена полная свобода действий и мыслей; самые умеренные люди не считали одобрения короля необходимым для конституции. Это обнаруживалось и в наказах.
Был и другой вопрос, насколько собрание имеет право по отношению ко всей нации составлять конституцию исключительно по своему усмотрению. Многие депутаты, а также дворяне, считали себя связанными своими полномочиями, и на этом основании требовалось созвать особое собрание, которое будет составлять Конституцию.

Национальное собрание немедленно приступило к своей задаче. 6 июля была назначена комиссия, состоящая из тридцати человек, которая должна была составить план по работе над Конституцией.

От имени данной комиссии 9 июля член комитета Мунье прочел свой доклад, в котором предлагался порядок обсуждения. После этого 14 июля был избран комитет, состоящий из восьми членов для разработки отдельных глав конституции, которые должны были показываться на обсуждение общего собрания. Членами данного комитета являлись: Мунье, Талейран, Сиейес, граф Клермон Тоннерр, Лалли Толендаль, Шампион де Сисе, Бергасс и Шапелье. До того, 11 июля, член комиссии Лафайет предложил «Декларацию прав», которая должна была обсуждаться в данной секции. В конце июля комитет предоставил три доклада: Шампион озвучил доклад относительно предварительных условий конституции, Клермон Тоннерр докладывал о наказах, наконец, Мунье рассказывал о принципах будущей конституции. После всего разгорелись продолжительные дебаты, в которых поднимался вопрос о включении в конституцию «права человека», как её составную и основную часть. Вопрос был решен положительно, и разработка была поручена особой секции из пяти членов. 17 августа они представили свои доклады. После девяти дней совещания по этому вопросу были закончены. 28 августа приступили к обсуждению конституции и начали с доклада господина Мунье. После продолжительных и ярых дебатов, проходивших 1 октября, основные положения конституции были установлены. 5 октября они уже были приняты королем вместе с провозглашением "прав человека" и немедленно опубликованы в качестве особого закона.

Данная конституция, по сравнению с Декларацией 1789 г., существенно увеличивала список личных и политических прав и свобод человека, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии.
В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, которые являлись отражением широко распространившихся во Франции в революционные годы эгалитарных настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными». (Раздел №1).[20]
В Конституции также получила дальнейшее развитие концепция национального суверенитета. «Суверенитет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем… нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный; представителями являются законодательный корпус и король.» (Раздел №3, ст.1, 2.) [21] Конституция реализовывала новую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.
Закрепление монархической формы правления отражалось в тенденции политических союзов новых буржуазных и старых феодальных сил, что показывало компромиссный характер Конституции.
В данной Конституции нашли отражения идеи Монтескье о разделении властей, написанные еще в Декларации от 1789г.

«Законодательная власть вверяется Национальному собранию… Форма правления – монархическая. Власть исполнительная вверена королю… Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок.» (Раздел № 3, ст.3, 4, 5.) [22]
Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции наделялся король, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своей основы. Получается, что был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия. Конституция подчеркивала, что король подчиняется закону, и поэтому предусмотрела королевскую присягу на верность нации и закону. Также более скромным стал и титул короля: "король французов" вместо бывшего "король милостью божьей". Расходы короля ограничивали цивильным листом, который утверждали законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля "неприкосновенной и священной", наделяла его достаточными полномочиями.
Король должен был быть как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагали обеспечение общественного порядка и спокойствия. Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Признание этого права предшествовала длительная борьба в Учредительном собрании. В конце концов, Конституция закрепила за королем отлагательное, но неабсолютное вето, как этого хотели сторонники сохранения абсолютной монархии. Королевское вето не распространялось на законодательные акты финансового или конституционного характера.[23]
Однопалатной была законодательная власть Национального собрания, которое избиралось на два года. Оно не могло быть распущено королем, т.к. оно вытекало из принципа разделения властей.

В Конституции были положения, которые гарантируют созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой «жить свободными или умереть». (Раздел №3, Гл.1., Отдел №5, ст.6.). [24]
В Конституции также был перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, там особо были выделены его права на установление государственных налогов и обязанность министров делать отчёты о расходах государственных средств. Данные отчеты делали министры, которые становились зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и конституции». (Раздел №3, Гл.3, Отдел1, ст.1.). [25]
В Конституции были сформулированы основные принципы организации судебной власти, которая «не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем. Правосудие отправлялось беспошлинно судьями, избираемыми на срок народом и утверждаемыми в должности королевскими грамотами, в выдаче которых король не может отказать. Судьи не могут быть ни смещены иначе, как за преступления по должности…»(Раздел №3, Гл.5, ст.1, 2.)[26]

С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.
Конституция предусмотрела введение во Франции неизвестного ранее института присяжных заседателей. Участие присяжных предусматривалось как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому гарантировалось право на защитника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть я «вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния». (Раздел №3, Гл.5, ст.9.).[27]
Конституция окончательно подтвердила закрепившееся деление, в ходе революции во Франции, на департаменты, дистрикты (округа), кантоны.
В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии. Политическая умеренность нашла свое отражение, в частности, в том, что конституция воспроизвела установленное Декретом от 22 декабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных. Признавая лишь за последними важное политическое право — участвовать в выборах в Законодательное собрание.
Сохранив предусмотренные в этом декрете квалификационные требования, Конституция ввела для активных граждан еще два условия:

1. быть включенными в список национальной гвардии своих муниципалитетов;

2. принести гражданскую присягу.

Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким образом, выборы приобретали двухступенчатый характер. Для людей с активным избирательным правом предусматривался еще более высокий ценз — доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости от 100 до 400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Пассивное избирательное право предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом.
Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских мест. Одна треть Законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая — пропорционально численности активных граждан, третья — в соответствии с суммой уплачиваемых налогов, т. е. в зависимости от размеров собственности и доходов. [28]
Непоследовательный характер конституции проявился и в том, что она, построенная на идеи равенства, которое не распространялось на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.
В Конституции 1791 г. указывалось, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». (Раздел №7, ст.1.).[29] Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию «жесткой», не способной меняться к быстро изменяющийся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель Конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.
Была создана, в соответствии с Конституцией 1791 г., новая система государственных органов Франции, которая отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В итоге она не удовлетворяла две стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

На первый взгляд, состав Законодательного собрания оказался достаточно благоприятным для королевской власти: в нем преобладали так называемые фейяны — представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне, а так же другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Данному классу противостояли жирондисты (лидеры — Бриссо, Верньо, Кондорсе), которые выражали интересы более радикальных торговых и промышленных кругов, а также были якобинцы (лидеры — Дантон, Робеспьер и др.),которые представляли леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку.

В Законодательном собрании, жирондисты и якобинцы были в меньшинстве, но они пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа — в различных секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. Стало быстро возникать открытое противостояние между законодательной и абсолютной властью. Слухи о заговоре короля, которые были, умело, использованы вождями якобинцев, выступавшими за дальнейшее развитие революции и оказавшими достаточно большое влияние на низшие классы, которые были в Париже.

По призыву Коммуны и Якобинского клуба, население, которое бурно реагировало на разговоры о заговоре в Париже 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция шагнула на следующую ступень (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.), которое можно охарактеризовать как политически активное участие масс и переход власти на сторону жирондистов.

Законодательное собрание находилось под давление революционно настроенных масс, где жирондисты приобретали все большее политическое влияние и даже сформировали временное правительство. Законодательное собрание отменило деление граждан, у которых активное и пассивное избирательное право. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент подписал декрет, через который отменил действие Конституции 1791 г., а также упразднил королевскую власть, положил начало республиканскому строю во Франции.
Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что «личность и собственность находятся под охраной французского народа».[30]
Конституция навлекла на себя жестокие порицания. Спору нет, что она действительно оставалась в силе только самое короткое время (с 1 октября 1791 года до 10 августа 1792 года).

Кроме того, некоторые политики в конституции видели причину анархии, господствовавшей во Франции в период от 1789—1791 года. Но, как нечто существенное и полное, конституция вступила в силу только к концу Учредительного Национального собрания.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: