Идейные предпосылки Великой Французской революции 1789 – 1799 гг.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

(ФГБОУ ВПО ТвГУ)

 

Факультет управления и социологии

Кафедра политологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История политических учений»

Тема: «Политические идеи М. Робеспьера»

 

Автор: Гаврилова М.А

Политология, 2 курс, 27 группа

дневная форма обучения

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Лучинин Н.П.

 

 

Тверь 2016

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Историография первой половины XIX века

1.1 Идейные предпосылки Великой Французской революции 5

1.2 Личность М. Робеспьера 14

Глава 2. Политические идеи М. Робеспьера

2.1 Политическая идея Конституции 1791 г. 17

2.2 Рассуждения М. Робеспьера о Конституции 27

Заключение 29

Список литературы 31

 

 


Введение

Личность Робеспьера, во многом одиозная, стала символом французской революции. На протяжении многих лет исследователи относились к личности его неодинаково. Для одних он был гением, героем своего времени, для других, чудовищем, которое могло встать во главе страны только благодаря событиям революции. Во многом это объяснялось спецификой политических взглядов самих исследователей.
Но, так или иначе, образ революционера никогда не оставлял равнодушным ни одного специалиста по истории Франции. Первые исследования были созданы непосредственно в первое время после революции.
Актуальность данной темы курсовой работы обуславливается тем, что в мире произошло очень много революционных действий. Великая французская революция была одной из первых революций, положивших начало дальнейшим революционным действиям. В настоящее время происходят различные волнения, вооруженные столкновения и «цветные революции». Через исторические перспективу зачастую можно использовать критерии оценки реальных событий и потенциального развития общества. Также не стоит забывать о роли личности в истории. Деятельность политических лидеров всегда оценивается неоднозначно.

Объектом моей работы являются политические идеи революционера и лидера якобинской диктатуры. Его отношение к Конституции в 1791 г.

Предметом исследования являются закономерности и тенденции возникновения идей Робеспьера.

В советской исторической литературе преобладала тенденция к одностороннему возвеличиванию якобинской диктатуры и террора как своего рода образца революционной тактики. Н.М. Лукин видел в якобинцах партию мелкой буржуазии[1], тогда как А.З. Манфред доказывал, что якобинцев нужно рассматривать не только как представителей мелкой или средней буржуазии и вообще не как партию какого-либо одного класса, а как партию блока мелкой и средней буржуазии, крестьянства и городского плебса. [2] Ревуненков В.Г. в своей работе «Очерки по Великой Французской революции. 1789-1814» он показывает широкий круг проблем как экономических, социальных, культурных, так и политических. [3]

В данной работе мы обратимся к взглядам на Робеспьера во французской историографии XIX века.
Цель данной работы - изучить политические взгляды М. Робеспьера.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть идейные предпосылки Великой Французской революции

2. Проанализировать начало формирования взглядов Робеспьера

3. Рассмотреть Конституцию от 1791г.

4. Выявить взгляд М. Робеспьера на Конституцию того времени

В данной работе мнение о революционере рассматривается под различными взглядами ученых. Это нужно для того, чтобы понять, что лежало в основе представлений о личности революционера.
Структура работы
– работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 


Глава 1. Историография первой половины XIX века

Идейные предпосылки Великой Французской революции 1789 – 1799 гг.

В XVIII веке Франция была аграрной страной. Население к 1789 году составляло порядка 25 млн. человек, из них 21 млн. были крестьяне. Хотя Франция по уровню развития торговли и промышленности опережала европейские страны, уступала она лишь Англии. Во Франции было много крупных городов, но Париж был самым густонаселенным городом – 600 тыс. человек, в Лионе – 135 тыс., а в Марселе – 90 тысяч человек. Однако основой французской экономики оставалось сельское хозяйство, которое значительно превосходило ценность промышленных товаров. «Так, в 1789 г. главный интендант торговли Толозан оценивал годовой доход от сельского хозяйства в 1826 млн. лиров, от обрабатывающий промышленности – 525 млн. лиров.»[4] Деревня все еще преобладала над городом.

Аграрный строй во Франции имел ряд особенностей. В отличие от Восточной Европы, во Франции не было крупного помещичьего хозяйства, основывавшегося на барщинном труде крестьян. Ни духовенство, ни дворянство не вели собственного хозяйства, хоть и всех французских земель. Во Франции и Великобритании только стало зарождаться крупное хозяйство фермеров-капиталистов с применением наемного труда. Главная роль во французском сельскохозяйственном производстве оставалось у мелких и мельчайших крестьян, которые были зависимы. Крестьяне страдали от колоссальных поборов и вели нищенский образ жизни.

В пользу сеньорам могла взиматься какая-либо рента (ценз или чинш), либо подать в натуре (шампар), а также казуальные платежи. Крестьяне могли продать свой участок, сдать в аренду либо заложить, но они должны были выплатить сеньору до стоимости цензивы (это и есть казуальные платежи).[5]

Ценз или чинш, распространялся на севере, был сравнительно легкой повинностью – не более двух су с арпана (0,4 га). На юге преобладал шампар, он никогда не упускался доли урожая, достигая или урожая. Шампар взимался не только с зерновых, но еще и с фруктовых деревьев, винограда, приплода поросят, домашней птицы и т.п. Многие сеньоры стремились заменить чинш шампаром.

Сеньор так же взимал с крестьян дорожные, мостовые и ярморочные пошлины, кое, где взимались даже подымную подать (за право иметь дома печь). Особенно тяжелые были сеньериальные баналитеты: только сеньор мог обладать мельницей, хлебопекарней, давильней для винограда, племенным крупнорогатым скотом, а крестьяне должны были платить за пользование всем этим. Так же, среди крестьянских повинностей сохранилась барщина. [6]

Среди многочисленных крестьянских повинностей была десятина церкви. Она составляла до всего урожая и бралась она не только с хлеба и винограда, но и с приплода скота и домашней птицы и т.п. Поборы с крестьян не ограничивались десятиной. Священники брали особую плату с прихожан за обряды (венчание, крещение), на ремонт храма, на добавку к своему жалованию.

По оценке А. Матьеза, феодальные платежи с крестьян проносили дворянству до 100 млн. ливров, а доход с земли собственного домена, сдаваемых обычно в аренду, не менее 120 млн. ливров. Доход церкви взимаемой десятины составлял до 120 млн. ливров, а арендная плата церковных земель приносила – около 100 млн. ливров в год.[7]

Не меньшую долю налогов взимало государство с помощью косвенных налогов. Налоги росли на протяжении всего XVIII века и распределялись они по группам населения очень не равномерно.

Во Франции население делилось на три категории: духовенство, дворянство и третье сословие. Первые два сословия обладали огромными привилегиями, а третье сословия оставалось бесправным. Духовенство и дворянство были освобождены от уплаты главных налогов. Так же данные сословия обладали земляного фонда страны и доходами от своих феодальных прав, поэтому платили меньше налогов.

Основным налогов в XV – XVIII вв. во Франции являлась талья – налог на землю и имущество. Этот налог платили только крестьяне и горожане (ремесленники, буржуа и т.д.). Духовенство и дворяне были освобождены от уплаты данного налога. При правлении Людовика XIV к талье был добавлен еще один налог – подушная подать (капитация). Формально капитация должны были платить все подданные короля. В 1701г. вышел регламент, по которому все французы были разделены на 22 налогооблагаемых класса. Во главе данного регламента стоял дофин (король), который должен был платить по 2 тыс. ливров в год, в последнем классе числились солдаты и поденщики, которые были обязаны платить по 1 ливру в год.

В 1710 г. духовенство избавилось от капитации, заплатив в казну 24 млн. ливров. Дворяне всячески уклонялись от уплаты капитации, а их взносы в казну были крайне малы. Людовик XV ввел (В 1749г.) еще дин прямой налог – двадцатину. Данный налог взимался со всех доходов, включая доходы от феодальных прав дворян и церковной десятины[8]. Но духовенство нашло способ не платить данный налог, выпросив льготу: вносить в казну «безвозмездный дар» в размере 25 млн. ливров в год. Дворяне также уклонялись от уплаты данного налога.

Абсолютная власть короля приобрела такой характер, что английский юрист Блэкстон мог сравнивать как «деспотические страны» Францию и Турцию, а враги Людовика XIV называли его «французским султаном». [9] Людовик XIV говорил о себе «Государство – это я!», а Людовик XV провозглашавший, что он ответственен только перед богом», и Людовик XVI, заявлявший: «это законно, потому что я хочу этого», - только резюмировали учение монархизма.[10]

С 1614 по 1789 гг. Генеральные Штаты ни разу не собирались. Агенты короля встречались в различных регионах Франции без особого сопротивления. Как низы, так и верхи повиновались королевской власти.

В Версале был выстроен огромный дворец, на содержание которого уходило до всех доходов государства. При этом государственный долг Франции рос и достиг к 1788 году – 4,5 млрд. ливров. Знатные особы специально ехали в Версаль к королям и становились там придворными слугами, убеждая королей в их могуществе и превосходстве.

Король не мог лично пользоваться всею присвоенною ему властью. Он управлял посредством министров, из которых первый назывался главным контролером финансов. Эти министры, призываемые на свои посты милостью короля, нередко оказывались. Неккре рассказывает по этому поводу очень характерный анекдот. Полицейский офицер Сартэн был только что назначен морским министром. Он поторопился купить географических карт и увешал ими свой кабинет. «Посмотрите, - говорил он своим посетителям, - посмотрите, каких успехов я достиг уже: я могу указать вам на этой карте, закрытыми глазами, все четыре стороны света».
Впрочем, у министров ХVIII века, если они даже оказывались родовитыми людьми, не было времени для управления: увлеченные вихрем придворных удовольствий и интриг, они во всем полагались на подчиненных. В результате, все наиболее важные государственные дела решались неответственными чиновниками и нередко даже без ведома короля и министров. Королевский деспотизм, лишая народ возможности знать о положении дел в стране, создавал правительство низших чиновников, простую бюрократию.

У центрального правительства, а так же у подчиненной ему администрации единственным принципом управления был произвол и «благоусмотрение». Полиции плохо платили и вследствие этого она развратилась. Полицейский чиновник, получавший 300 ливров жалования, имел 400 000 ливров дохода. Некоторые полицейские чиновники вступали в соглашение с ворами, снабжали их различными документами, позволяли выходить по ночам из тюрем и делили с ними награбленное имущество. За то каждый гражданин, без предъявления ему какого-либо обвинения, без суда и следствия, на основании одного предписания об аресте мог быть брошен в Бастилию или в другую королевскую тюрьму. [11]

Печать находилась во власти уставов 1547 и 1563 гг., которые приговаривали к виселице издателей и авторов сочинений, признанных враждебными религии или правительству. При Людовике XIV этих преступников пытали и затем вешали. При Людовике XV удовлетворялись заключением их в Бастилии, а книги сжигали перед лестницею дворца Правосудия. Сто шестьдесят восемь «королевских цензоров» наблюдали за литературными произведениями.

Свободу совести не щадили как и свободу печати. После отмены Нантского эдикта при Людовике XIV, протестантских священников приговаривали к повешению или колесованию и их крики на эшафотах заглушались барабанным боем; протестантское движение подвергалось гонениям. Реформаторов осуждали на галеры или в каторжные работы. Епископ Боссюэт одобрял эти варварства и в порыве энтузиазма сравнивал Людовика XIV с римскими императорами Константином и Феодосием. Епископ Флешье после резни в Ниме сказал: «подобный пример был необходим, чтобы наказать наглость этих людей».

Участь протестантов почти не улучшилась при Людовике XV. Всякий раз, когда правительство созывало собрания духовенства, чтобы получить от них, так называемые «добровольные приношения», оно соглашалось в награду за это удвоить строгости против отпавших и разрешало даже отбирать детей у протестантов, чтобы воспитывать их в католических монастырях. Указ 1724 г. повелевал вывозить в корзинах, на живодерню тела отказавшихся перед смертью от совершения таинств по обрядам католической церкви. Устав 1730 г. постановлял, что захваченных во время общей молитвы мужчин-протестантов следует ссылать на галеры, женщин – заключать в тюрьму, а священников – вешать. В 1745-1746 гг. в одном Дофине было приговорено к галерам 287 протестантов и множество женщин к наказанию кнутом. Еще в 1762 г. пастор Ла-Рошет был обезглавлен по приговору Тулузского парламента.[12]
Эти жестокости продолжались, почти до самой революции и религиозная нетерпимость, была настолько связана с системой управления, что даже Людовик XVI при своем короновании был обязан повторять старую присягу: «Клянусь от чистого сердца употребить всю свою власть для искоренения осужденных церковью еретиков во всех мне подвластных землях».

В армии тоже было не все спокойно. Даже после реформы, произведенной Лувуа в XVII веке, на армии продолжало отражаться общественное неравенство. На высшие военные должности назначали не за дарования, а по желанию короля, капризам фавориток или за древность рода. Выбору маркизы Помпадур Франция была обязана, например, теми генералами, которые довели французские войска до поражений во время семилетней войны. Военные чины покупались или получались в виде милости.

Для того чтобы пристраивать дворянских детей, увеличивали без всякой надобности число офицеров. В армии, состоявшей из 170 000 человек, было 60 000 офицеров. В кавалерийском полку было 142 офицера и унтер-офицера и только 482 рядовых.

От воинской повинности были освобождены не только дворяне, духовенство, жившие по-дворянски буржуа, крупные купцы, чиновники, но и фермеры, приказчики и лакеи знатных господ, и – наконец – те, кого по собственному желанию освобождал интендант или суб-интендант. В конце концов, крестьяне, платившие за всех, должны были, и служить за всех.

Нельзя не упомянуть и о просветительской мысли, которая так же повлияла на народные умы.

В XVIII веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л. Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. В «Персидских письмах» (1721) Монтескье заметил новый путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался других политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II).

На втором этапе французского Просвещения яркими представителями были Д. Дидро (1713–1784), а так же энциклопедисты. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780) стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в различных областях физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами «Энциклопедии» явились Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее популярным со своими идеями Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

И если собрать все выше сказанное, то получится:

1. Высокие налоги

2. Феодальная повинность

3. Внутренние пошлины

4. Кризис абсолютной монархии и недовольство масс королем

5. Экономический кризис в стране

6. Обнищание крестьян

7. Церковные поборы

8. Сословные привилегии

Все эти предпосылки повлияли на формирование в массах различных революционных взглядов и идей.

 


1.2 Начало формирование взглядов Робеспьера

Максимилиан Мари Изидор де Робеспьер родился 6 мая 1758 года в г. Аррасе, в семье адвоката. Был отправлен на учебу в Коллеже Людовика Великого в Париже, после поступил на юридический факультет в Сорбонне.

В годы обучения М. Робеспьер очень много читал и испытал сильное влияние деятелей Просвещения, в особенности Ж. Ж. Руссо, которого считал своим учителем.

В 1781 вернулся в родной город Аррас и стал адвокатом, выступал в политических процессах. В 1783 избран член Аррасской академии наук и искусств. В 1787 году Робеспьер вступает в общество «Розати».

В 1789 году представлял третье сословие в Генеральных штатах Арраса. Робеспьер выступал с речью в Генеральных штатах, а затем в Учредительном собрании, в защиту интересов народа и принципов демократии, разоблачал антидемократический характер ряда законопроектов буржуазно-либерального большинства. Так же говорил о разделении граждан на активных и пассивных и введении имущественного ценза (что создавало новую аристократию — «аристократию богатства»), о предоставлении королю права вето и прочее.

М. Робеспьер так же занимал достаточно радикальную позицию и в остром главном — аграрном вопросе, поддерживая требования крестьян. Все его выступления пропитывала идея народовластия и политического равенства, которую он постепенно и последовательно развивал, обращаясь к народу через депутатов Собрания.

Начиная, с 1790 Робеспьер становится, всё более популярным человеком в демократических кругах, ему удается получить поддержку у Якобинского клуба, Клуба кордельеров, политических клубов Марселя, Тулона и других городов. В отличие от большинства демократов, Робеспьер довольно таки поздно пришёл к признанию необходимости республиканского устройства, опасаясь, что оно будет аристократическим. Даже в сложившийся обстановке кризиса, вызванного попыткой бегства короля в июне 1791, М. Робеспьер все также не поддерживал требования республики. Он не выступал против антирабочего Ле Шапелье закона (июнь 1791). Осудив его как авантюристическую политику жирондистов (зимой и весной 1791), пропагандировавших революционную войну. Он настаивал на том, что нельзя победить внешнюю контрреволюцию, не добившись революции внутри страны. С началом же войны между Францией и коалицией феодально-абсолютистских государств (весна 1792) Робеспьер писал в своем еженедельнике «Défenseur de la constitution» (издавался с весны 1792) и настаивал на революционных методах ведения войны, обличая недоверие фельянов и жирондистов к народу. Робеспьер, летом 1792, выдвинул требование роспуска Законодательного собрания (сменившего Учредительное собрание осенью 1791), введения всеобщего избирательного права и созыва на его основе Конвента.

Робеспьер не участвовал в народном восстании 10 августа 1792, но уже 11 августа он был избран в революционную Парижскую Коммуну. Робеспьер был избран в сентябре 1792 первым по колличеству голосов депутатом от Парижа в Национальный Конвент. Робеспьер вместе с Ж. П. Маратом руководил противостоянием против жирондистов, также добивался казни бывшего короля. Он был одним из политических руководителей народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего власть жирондистов.

М. Робеспьер стал одним из главных вдохновителей революционной политики пришедших к власти якобинцев. Решение аграрного вопроса на основе ликвидации феодального землевладения, принятие демократической конституции 1793 и другие мероприятия, обеспечившие якобинскому правительству поддержку широких масс.

Робеспьер раньше и глубже других вождей якобинцев понял и теоретически обосновал новую, высшую форму организации революционной власти — революционно-демократическую диктатуру, заменившую конституционный режим. «Революция — это война свободы против её врагов; конституция — это режим победоносной и мирной свободы», — так Робеспьер в своём докладе, прочитанном в Конвенте 25 декабря 1793, определял сущность революционного правления[13].

В июле 1793 М. Робеспьер вошёл в состав Комитета общественного спасения и, став его фактическим руководителем, сыграл огромную роль в мобилизации сил народа и достижении победы над внутренней и внешней контрреволюцией. Но и в его политической деятельности отразились противоречия, заложенные в самой природе якобинской диктатуры. Черты революционера совмещались у Робеспьера с присущими ему как буржуазному политическому деятелю ограниченностью и двойственностью. Так, например, он встал на путь борьбы не только против дантонистов (сторонников Ж. Ж. Дантона), атаковавших справа революционное правительство, но и против левых общественных сил (П. Г. Шометт и др.).

М. Робеспьер настаивал на строгом соблюдении максимума в отношении заработной платы рабочих и т. П. Ошибочной была и попытка Робеспьера сплотить нацию на почве новой, республиканской религии (культ Верховного существа), в чём он вскоре убедился и сам. Видя, как множатся враги якобинской диктатуры, осознав тщетность своих усилий, Робеспьер не предпринял действенных мер для пресечения, складывавшегося против него заговора, в течение 1,5 месяцев (до 26 июля) не выступал в Конвенте, в конце июня 1794 отошёл от работы в Комитете общественного спасения.

26 июля 1794 Робеспьер безрезультатно пытался добиться от Конвента осуждения заговорщиков. Контрреволюционный термидорианский переворот (27/28 июля 1794) привёл к падению якобинской диктатуры, Робеспьер и его ближайшие соратники были арестованы и без суда гильотинированы.[14]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: