ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
Дата проведения: 17.04.2020г.
Тема урока: «Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свое лицо»
Цель урока:
- расширить представления студентов о правилах этикета;
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи урока:
- мотивация культурного поведения,
- формирование положительной оценки хороших поступков;
- выполнение упражнений по этикету в культуре поведения;
- улучшение атмосферы в коллективе.
Тип урока: урок усвоения знаний.
Форма и метод проведения урока: информационно-познавательный.
Ход занятия:
І. Организационная часть
1.1. Проверка явки студентов.
1.2. Проверка готовности к занятию.
ІІ. Основная часть
2.1. Сообщение темы и цели занятия.
2.2. Чтение доклада по теме.
Мастер п\о О.В.Череп
Доклад
Мне хочется начать наш воспитательный час со слов Л.Толстого: «Обсуждая поступки других, вспоминай свой». Как вы понимаете это высказывание великого писателя.
Слайд 2
Как вы думаете, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной? Слайд 3
(Дикое дерево растет, где и как попало, а культурная – в саду, за диким деревом никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают, плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.)
Оказывается, что люди тоже бывают дикие и культурные. А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно)
Слайд 4
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как вы считаете, о чем эта притча? Людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Винограду, яблонеможно сделать прививку, и они станут культурными. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Человеку можно сделать прививку от гриппа, от болезни, но можно привить и правила культуры, хорошие манеры. Можно привить хорошие навыки, привычки. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (К ультурным)
Слайд 4
Что значит быть культурным человеком?
- Соблюдать правила культурного поведения.
- Вести себя так, чтобы себя не опозорить.
- Вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Слайд 5
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А вы согласны с мнением старца?
Слайд 6
Кто-нибудь знает, что значит неотесанный? Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Слайд 7
Какого человека в старину называли «неотесанный»? (Человека невоспитанного, необразованного, некультурного, того, который ничему не учился; того, которого никто не уважает.)
Вы видите на слайде двух мальчиков, можно ли их назвать «неотесанными»? Почему?
Слайд 8
Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.
Существуют такие правила поведения, которые были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
Слайд 9
Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести.
Слайд 10
Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?
Итог - книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.
Правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
Слайд 11
Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Слайд 12
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Слайд 13
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Слайд 14
Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Слайд 15
Почему некультурно приходить в учебное заведение в коротких топиках с голым животом, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одногруппникам и к преподавателям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Слайд 16
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Слайд 17
Рассказ «Мусор или удобрение».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по-видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда-то кто-то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто сколько смог. И не сердиться нужно на людей, а радоваться, что они такие сознательные, что заботятся о природе и «удобряют» почву.
— Радоваться, говоришь? — спросил отец. — Да, ты прав, нужно бы радоваться, но почему-то не получается.
Слайд 18
Продолжим об этикете. У нас обычно приветствуют друг друга рукопожатием, особенно мужчины. Также это может быть поцелуй, легкие объятия, взмах рукой, или просто словесное приветствие. Если мы в России, то женщина должна протянуть руку мужчине первой, а поздороваться первым должен он. В Великобритании все обстоит наоборот. В Таджикистане хозяин пожмет гостю одну руку своими двумя, показывая уважение. В Средние Века европейские рыцари и короли было принято протягивать руку, чтобы показать, что в ней нет оружия, и у вас мирные намерения. Жители Гренады скорее бьют кулаком о кулак, чем пожимают руки. В Иране, после рукопожатия, нужно приложить правую руку к сердцу. Южноафриканцы сцепляют мизинцы, пожимают кулаки, и снова сцепляют мизинцы.
Слайд 19
А знаете ли вы, что в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. И чем дольше, тем выше степень их уважения к человеку. И корейцы, и в Древней Руси тоже одно время были популярны поклоны.
Традиционное тайское приветствие — “вай”. Таец складывает ладони, затем прикладывает их к голове, кланяется и говорит слово “савадди”. Высота, на которой складываются руки, варьируется в зависимости от уважения к гостю, которое стремиться продемонстрировать таец: чем ближе к лицу сложенные ладони, тем больше почтения он проявляет. Данный ритуал первоначально был призван показать, что у приветствующего нет оружия. А это являлось признаком высокого доверия и почтения.
Индейцы трутся носами, кенийское племя Акамба плюется друг в друга. Масаи плюют себе на руку, а затем пожимают ее другому. Есть племена, которые будут сидеть на корточках, пока вы не подойдете. В Тибете, чтобы поздороваться, нужно правой рукой снять головной убор, а левую заложить за ухо, и высунуть язык. Коири (Новая Гвинея) трутся подбородками. Маори (племя Новой Зеландии) проводят целый ряд действий.
побольше воздуха, выпучивают глаза и высовывают языки. В Замбези нужно хлопать в ладоши и приседать.
Слайд 20
Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Разберем и оценим ситуацию «Кто здоровается первым?»
Рассказ.
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в училище встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к училищу, Димка встретил преподавателя математики, и тот тоже молча, прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Иркой из группы. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, почему с Димкой никто не здоровался?
Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
Запомните:
ü Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
ü А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
ü Младшие первыми должны здороваться со старшими.
ü Мальчики первыми должны приветствовать девочек.
Но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.