Циклы психопрофилактических классных часов......................164
«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников)...............................................165
Занятие 1. Кто такой школьник?...........................................165
Занятие 2. Школьный распорядок........................................166
Занятие 3. Школьные правила...............................................167
Занятие 4. Предметы и учителя.............................................168
Занятие 5. Наш класс.............................................................169
Занятие 6. Наша школа..........................................................170
«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)..........................................171
Занятие 1. Пятый класс: что нового?.....................................171
Занятие 2. Правила школьной жизни....................................172
Занятие 3. Наш класс.............................................................173
Занятие 4. Наши учителя.......................................................174
Занятие 5. Школьные предметы............................................175
Занятие 6. Психологическая аптечка....................................176
«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……………………………………………………………..177
Занятие 1. Что такое экзамен?...............................................177
Занятие 2. Как отвечать на экзамене.....................................177
Занятие 3. Экзаменационные оценки...................................178
Занятие 4. Экзамен и здоровье...............................................179
Занятие 5. Как готовиться к экзамену?.................................180
Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)...............181
Занятие 1. Знакомство..........................................................181,
Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы.............182
Занятие 3. Цели обучения в старшей школе.........................182
Занятие 4. Мое время.............................................................184
Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника...............185
План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов..................................................186
Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности................................187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов…………………………………………………………………………………… 187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов.................................................................................................. 190
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и
одиннадцатых классов......................................................195
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ………………………………………………………………………199
Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий............................................202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................208
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................209
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................214
Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности…………………………………………………………………………………..214
Набор А...................................................................................214
Набор Б...................................................................................220
Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»...................................................................227
Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры
обработки проективного рисунка «Школа зверей»..............227
Приложение 4. Материалы к программам групповой работы
по проблеме школьной тревожности.................................... 230
1-й класс, занятие 1..............,.................................................230
1-й класс, занятие 4................................................................233
1-й класс, занятие 5................................................................234
1-й класс, занятие 11..............................................................237
1-й класс, занятие 12 (диплом достижений).........................238
5-й класс, занятие 1 (план интервью)....................................238
5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки).......... 238
5-й класс, занятие 12..............................................................239
8-й класс, занятие 3................................................................239
8-й класс, занятие 4................................................................239
8-й класс, занятие 6................................................................240
8-й класс, занятие 12..............................................................240
Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов........................................240
8-й класс, занятие 1................................................................240
8-й класс, занятие 3................................................................243
5-й класс, занятие 6................................................................244
9-й (11-й) класс, занятие 5.....................................................245
10-й класс, занятие 1..............................................................245
Введение
Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
Практика нашей работы в роли школьных психологов показывает, что с данной проблемой можно и нужно работать. В книге мы хотим поделиться своим практическим опытом, накопленным в этой области.
Первая глава, по сути, раскрывает теоретические вопросы, связанные с феноменом школьной тревожности, однако материал структурирован таким образом, чтобы сориентировать читателя в основных направлениях практической работы психолога по ее диагностике, коррекции и профилактике. Именно в такой последовательности изложен материал методического характера, содержащийся в последующих главах.
В третьей главе книги описаны разнообразные методы диагностики школьной тревожности, различающиеся по степени трудоемкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону применения. Мы понимаем, что использование всех приведенных психодиагностических методик вряд ли целесообразно в практике повседневной работы школьного психолога, однако надеемся, что читатель сможет найти несколько подходящих для себя методов фронтальной и индивидуальной диагностики.
Четвертая глава посвящена приемам психокоррекционной работы с проблемой выявленной школьной тревожности. Безусловно, любая коррекционно-развивающая работа — творческий процесс, всецело зависящий от индивидуального стиля психолога и разделяемой им теоретической парадигмы. Мы предлагаем алгоритмы работы, построенной на принципах гуманистической психологии, хотя, вероятно, данную структуру можно наполнить содержанием, близким каждому конкретному психологу. Несмотря на это, мы посчитали возможным привести наши коррекционно-развивающие программы полностью, поскольку они доказали свою эффективность. Данные об эффективности программ также представлены в главе 3.
Наконец, пятая глава содержит разработки мероприятий, направленных на профилактику школьной тревожности. Предлагаемая нами система психопрофилактики носит комплексный характер, задействуя всех субъектов учебного процесса: не только учащихся, но и их родителей и педагогов. Соответственно, в данной главе можно найти методические разработки классных часов (для учащихся), тематических родительских собраний и семинаров для учителей.
Необходимо отметить, что далеко не все предлагаемые методики, как диагностические, так и коррекционно-развивающие, являются авторскими, о чем говорят содержащиеся в тексте ссылки на использованную литературу. Мы оправдываем их включение в текст данной книги тем, что представляем свой взгляд на возможности и ограничения их использования в работе школьного психолога, подкрепленный опытом многолетней практики. Кроме того, мы считаем важным познакомить читателя с алгоритмом сочетания приведенных методов в единой системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Перед тем как перейти к дальнейшему изложению, мы хотим выразить благодарность нашим учителям, которые научили нас теории и практике психологии, нашим коллегам, друзьям и родственникам, которые поддерживали нас во время написания этой книги, а также педагогам и ученикам наших школ, без которых данная работа никогда бы не состоялась.
Глава 1