ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ..............163




Циклы психопрофилактических классных часов......................164

«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников)...............................................165

Занятие 1. Кто такой школьник?...........................................165

Занятие 2. Школьный распорядок........................................166

Занятие 3. Школьные правила...............................................167

Занятие 4. Предметы и учителя.............................................168

Занятие 5. Наш класс.............................................................169

Занятие 6. Наша школа..........................................................170

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)..........................................171

Занятие 1. Пятый класс: что нового?.....................................171

Занятие 2. Правила школьной жизни....................................172

Занятие 3. Наш класс.............................................................173

Занятие 4. Наши учителя.......................................................174

Занятие 5. Школьные предметы............................................175

Занятие 6. Психологическая аптечка....................................176

«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……………………………………………………………..177

Занятие 1. Что такое экзамен?...............................................177

Занятие 2. Как отвечать на экзамене.....................................177

Занятие 3. Экзаменационные оценки...................................178

Занятие 4. Экзамен и здоровье...............................................179

Занятие 5. Как готовиться к экзамену?.................................180

Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)...............181

Занятие 1. Знакомство..........................................................181,

Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы.............182

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе.........................182

Занятие 4. Мое время.............................................................184

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника...............185

План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов..................................................186

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности................................187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов…………………………………………………………………………………… 187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов.................................................................................................. 190

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и

одиннадцатых классов......................................................195

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ………………………………………………………………………199

Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий............................................202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................208

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................209

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................214

Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности…………………………………………………………………………………..214

Набор А...................................................................................214

Набор Б...................................................................................220

Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»...................................................................227

Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры

обработки проективного рисунка «Школа зверей»..............227

Приложение 4. Материалы к программам групповой работы

по проблеме школьной тревожности.................................... 230

1-й класс, занятие 1..............,.................................................230

1-й класс, занятие 4................................................................233

1-й класс, занятие 5................................................................234

1-й класс, занятие 11..............................................................237

1-й класс, занятие 12 (диплом достижений).........................238

5-й класс, занятие 1 (план интервью)....................................238

5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки).......... 238

5-й класс, занятие 12..............................................................239

8-й класс, занятие 3................................................................239

8-й класс, занятие 4................................................................239

8-й класс, занятие 6................................................................240

8-й класс, занятие 12..............................................................240

Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов........................................240

8-й класс, занятие 1................................................................240

8-й класс, занятие 3................................................................243

5-й класс, занятие 6................................................................244

9-й (11-й) класс, занятие 5.....................................................245

10-й класс, занятие 1..............................................................245


Введение

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с ко­торыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жиз­недеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче­ского благополучия.

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в прак­тике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считают­ся наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда го­товят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оце­ниваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, не­смотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Практика нашей работы в роли школьных психологов показы­вает, что с данной проблемой можно и нужно работать. В книге мы хотим поделиться своим практическим опытом, накопленным в этой области.

Первая глава, по сути, раскрывает теоретические вопросы, свя­занные с феноменом школьной тревожности, однако материал структурирован таким образом, чтобы сориентировать читателя в основных направлениях практической работы психолога по ее ди­агностике, коррекции и профилактике. Именно в такой последо­вательности изложен материал методического характера, содержа­щийся в последующих главах.

В третьей главе книги описаны разнообразные методы диагно­стики школьной тревожности, различающиеся по степени трудо­емкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону при­менения. Мы понимаем, что использование всех приведенных пси­ходиагностических методик вряд ли целесообразно в практике по­вседневной работы школьного психолога, однако надеемся, что читатель сможет найти несколько подходящих для себя методов фронтальной и индивидуальной диагностики.

Четвертая глава посвящена приемам психокоррекционной ра­боты с проблемой выявленной школьной тревожности. Безуслов­но, любая коррекционно-развивающая работа — творческий про­цесс, всецело зависящий от индивидуального стиля психолога и разделяемой им теоретической парадигмы. Мы предлагаем алго­ритмы работы, построенной на принципах гуманистической пси­хологии, хотя, вероятно, данную структуру можно наполнить со­держанием, близким каждому конкретному психологу. Несмотря на это, мы посчитали возможным привести наши коррекционно-развивающие программы полностью, поскольку они доказали свою эффективность. Данные об эффективности программ также пред­ставлены в главе 3.

Наконец, пятая глава содержит разработки мероприятий, на­правленных на профилактику школьной тревожности. Предлагае­мая нами система психопрофилактики носит комплексный харак­тер, задействуя всех субъектов учебного процесса: не только уча­щихся, но и их родителей и педагогов. Соответственно, в данной главе можно найти методические разработки классных часов (для учащихся), тематических родительских собраний и семинаров для учителей.

Необходимо отметить, что далеко не все предлагаемые методи­ки, как диагностические, так и коррекционно-развивающие, яв­ляются авторскими, о чем говорят содержащиеся в тексте ссылки на использованную литературу. Мы оправдываем их включение в текст данной книги тем, что представляем свой взгляд на возмож­ности и ограничения их использования в работе школьного психо­лога, подкрепленный опытом многолетней практики. Кроме того, мы считаем важным познакомить читателя с алгоритмом сочета­ния приведенных методов в единой системе психолого-педагоги­ческого сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Перед тем как перейти к дальнейшему изложению, мы хотим выразить благодарность нашим учителям, которые научили нас теории и практике психологии, нашим коллегам, друзьям и род­ственникам, которые поддерживали нас во время написания этой книги, а также педагогам и ученикам наших школ, без которых дан­ная работа никогда бы не состоялась.


Глава 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: