План
1.Качества, значимые для общения.
2.Техника общения.
1. Качества, значимые для общения.
Преамбула.
Рассматривая понятие культура работы практического психолога, мы говорим, что неотъемлемой частью её является культура общения.
Культурой общения должен владеть каждый человек.
В переводе с английского общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.
Современный культурный человек должен уметь не только правильно общаться, но и достигать намеченных целей без скандалов и неприятных инциндентов.
Помощь на этом пути оказывает психология общения.
Качества, значимые для общения.
Различают ряд качеств, оказывающих существенное воздействие на процесс общения.
К ним относятся:
Общительность – мера стремления личности к общению. По этому признаку людей делят на чрезмерно или умеренно общительных и необщительных.
Крайняя форма психологического отчуждения, ухода от любых контактов, погружения в мир собственных переживаний, отсутствия потребности в совместной деятельности с другими людьми называется аутизмом.
Общительность как свойство личности проявляется в поиске контактов с другими людьми, расширении круга знакомств, высоком уровне активности в процессе межличностного взаимодействия.
Необщительность может быть результатом разных тенденций в жизни человека:
а) излишней робости, неадекватно заниженной самооценки, отсутствия навыков общения;
б) чрезмерной погруженности человека в какую-либо деятельность;
в) переизбытка общения, перегруженности контактами, что порождает потребность побыть одному;
г) последствий перенесённых ранее эмоциональных травм, боязни вступить в близкое взаимодействие, чтобы снизить вероятность вновь испытать боль.
|
Контактность – овладение способами общения.
Контактность как индивидуальное свойство общающегося означает его умение вступить в контакт с партнёром по общению, то есть преодолеть имеющиеся барьеры и негативные установки. Для этого необходимо такое качество, как диалогичность – готовность в общении настраиваться не только на себя, но и на партнёра, учитывать его позицию как равнозначную своей, уважать его взгляды и мнение.
Не менее важным качеством является инициативность - активность человека во взаимодействии, готовность принять на себя ответственность за установление контакта и весь процесс взаимодействия в целом.
Существуют качества, оказывающие на общение отрицательное воздействие.
Инфантилизм («детскость») – сохранение человеком детских форм поведения, потребность в опеке со стороны, уход от ответственности, неспособность самому справиться с жизненными трудностями.
Нередко родители, чрезмерно опекая своих питомцев, из лучших побуждений стремясь убрать из их жизни всевозможные проблемы и трудности, получают в конечном счёте великовозрастного младенца, неспособного принять ни одно самостоятельное решение.
В результате такой опёки формируется симбиотичный тип личности, который может существовать, только «прилепившись» к более сильному человеку.
Нарушает взаимодействие с другими людьми эгоцентризм (от латин. еgo – я, centrum – центр круга) – ориентация человека только на собственную позицию, неспособность изменить её.
|
Известно, что ребёнку трудно понять, осознать тот факт, что взгляды, вкусы, интересы других могут существенно отличаться от его собственных. Только к 12-14 годам детский эгоцентризм начинает преодолеваться путём формирования способности к децентрации.
Различают следующие виды эгоцентризма:
1. Познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления («Моё мнение самое верное»).
2. Моральный, заключающийся в стремлении добиться, чтобы другие люди поступали и действовали именно таким образом, как это представляет эгоцентрист.
3. Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям одновременно с желанием считаться с их возможностями понимания. (Например, преподаватель, читающий лекцию, исходит из того, что понятно ему, игнорируя тот факт, что слушателям многие термины просто непонятны.)
Эгоцентризм, доведенный до крайнего значения, получил название эгоизма.
Эгоизм – это ценностная ориентация человека, основанная исключительно на соблюдении личных интересов в любых ситуациях жизнедеятельности, игнорировании потребности других людей. Эгоизм имеет тенденцию становиться доминирующей направленностью личности. В расчёт принимаются только собственные интересы, переживания, внимание концентрируется только на собственном «Я», - себялюбие и равнодушие к другим людям.
Противоположным качеством эгоизму является альтруизм – потребность в оказании безвозмездной, бескорыстной помощи другим людям. В системе ценностных ориентаций альтруиста центральным мотивом и критерием нравственной оценки собственного поведения является удовлетворение интересов другого человека.
|
Следует отметить, что альтруизм – не всегда безусловно положительное качество, так же как и здоровый, умеренный эгоизм является неотъемлемым компонентом структуры личности.
(Попытка оказать добрую услугу человеку, который не нуждается в ней, может быть более неприятной, чем прямое проявление эгоизма.)
Техника общения.
Под техникой общения понимают систему средств осуществления процедуры непосредственного взаимодействия, реализуемую конкретным человеком. (Объясните, с точки зрения психолога, чем отличается игра неопытного актёра от игры актёра-мастера? И слова те же, и движения, а результат противоположный.) (Что вы понимаете под системой средств осуществления взаимодействия:?)
Процедура непосредственного взаимодействия складывается из ряда этапов.
1.Определение и соотнесение своих интересов с интересами тех, с кем предстоит общаться.
2.Оценивание партнёра как личности (по его отношению и поведению прогнозируется вероятное развитие взаимодействия).
3.Выбор наиболее подходящего содержания и приёмов взаимодействия.
4.Осуществление контроля на основе выявления перспективных и тупиковых аспектов взаимодействия, внесения коррективов.
5.Оценивание и осмысление реакции партнёра, собственных эмоций, состояния и т.д.
6.Правильное завершение общения (согласно этике и культуре деловых и межличностных отношений не принято завершать взаимодействие сразу после того, как реализована намеченная программа, необходимо выполнять определённый ритуал расставания).
На начальной стадии общения особое значение имеет первое впечатление, т.к. общение начинается с восприятия людьми друг друга (чем более приятное впечатление, тем удачнее складываются предпосылки для общения, тем быстрее налаживаются контакты и эффективнее результаты).
В 85% случаев отношение к другому человеку в начале общения формируется на основе его внешности и манеры поведения. Внешность воспринимается как неотделимое свойство личности.
В психологии выделены критерии «привлекательности»:
1.Жизненная сила, энергия, выразителем которой является имидж симпатичного, молодого, жизнерадостного, бодрого и спортивно сложенного человека, аккуратного, с хорошей осанкой.
2.Раскованное поведение – люди, уверенные в себе, «незажатые» воспринимаются как более деловые и приятные. Неуверенность в себе осложняет вступление в контакт с другими людьми. Чаще всего она является отражением низкой самооценки и отсутствия коммуникативных умений и в целом коммуникативных способностей.
(Почему неуверенность в себе мешает контакту с другими людьми?)
На первом этапе общения (определение и соотнесение своих интересов с интересами тех, с кем предстоит общаться) необходимо использовать технические приёмы. Которые включают в себя следующие элементы:
1) принятие определённого выражения лица;
2) выбор позы;
3) первых слов и тона высказывания;
4) движений и жестов, настраивающих партнёра на взаимодействие, на определённое восприятие сообщаемой информации.
Для развития незатруднённого общения важно, какую дистанцию выбирают общающиеся. Вопрос, на каком расстоянии друг т друга стоять, непростой. Им специально занимались психологи. Оказалось, что у каждого человека есть индивидуальные предпочтения по отношению к тому, на какой дистанции следует удерживать партнёра. Некоторые люди предпочитают, чтобы их собеседник находился от них подальше (тогда они не воспринимают ситуацию взаимодействия как угрожающую).
Другие же чувствуют себя в безопасности только на минимально сокращённой дистанции (они пытаются «обезоружить» собеседника своим «доверием»).
Данное направление исследования получило название – проксемика.
Выделены четыре дистанции, устанавливающиеся между общающимися:
1) интимная;
2) личная;
3) социальная;
4) публичная.
Две первые дистанции реализуются в общении между близкими и доверяющими друг другу людьми.
Социальной дистанции придерживаются незнакомые люди.
Публичная дистанция реализуется в лично-групповом общении, т.е. работе с аудиторией. (Размещение слушателей в аудитории представляет собой интерес. Некоторые студенты, усевшись на первой парте, могут преследовать цель смутить преподавателя, ввести его в тупик, и неосознанно стремятся сократить дистанцию. Те. Кто уходит в последние ряды, - это не всегда «плохие» слушатели, это могут быть люди, стремящиеся сохранить свою независимость и критичность взглядов, т.е. свою автономию.)
В разных социокультурных средах формируются свои особенности техники общения. Этнографы разделили человеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В контактных культурах (арабы, латиноамериканцы, южноевропейские народы) большое значение в общении придают взгляду. У представителей неконтактных культур считается неприличным смотреть человеку в глаза (индейцы, пакистанцы, японцы, североевропейцы).
Поэтому наш стереотип межличностного восприятия «не смотрит в глаза – значит, совесть нечиста» у некоторых народов приобретает значение «не смотрит в глаза – значит, вежливый, воспитанный человек». И наоборот – если смотрит в глаза, значит, уровень его культуры невысок.
Такие расхождения в технике общения при взаимодействии с иностранцами могут привести к серьёзным недоразумениям.
Ключевые понятия темы: коммуникация, техника общения.
Контрольные вопросы:
1.Коммуникация как обмен информацией между людьми.
2.Качества, которые являются значимыми для общения.
3.Техника общения.
4.Материальное обеспечение рабочего места психолога.
5.Основа профессионализма практического психолога.
Литература:
1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, которые работают с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИП, 2002.
2. Психология труда: Учеб. Для студентов высш. Учеб. завед./ Под ред. профессора А.В. Коржова. – М., 2003.
3. Психология труда: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Завед. /Под ред. Профессора А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.