Биография
Ранние годы
Родился 7(19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было две сестры и два брата, оба брата умерли еще будучи детьми.
Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование Маяковский получил в гимназии города Кутаиси, в которую он поступил в 1902 года.
В 1906 году переезжает в Москву вместе с матерью, где начал учится в гимназии №5. Из-за невозможности оплатить обучение был исключен из гимназии, после чего тот вступает в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
Начало творчества
Первое стихотворение было написано в тюрьме, в 1909 году. В 1911 Маяковский поступает в Московское училище живописи. Затем он увлекается творчеством футуристов. Первое стихотворение – «Ночь» - было опубликован в 1912 году. В следующем году писатель ставит трагедию «Владимир Маяковский», которую сам же и поставил и сыграл в ней главную роль.
В 1915 заканчивает поэму «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
Должное место в творчестве Маяковского занимают сценарии к фильмам. В 1918 году он снимается в трех своих фильмах.
Путешествия и общественная деятельность
1918 – 1919 годы в биографии Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались: Пастернак, Осип Брик, Арватов, Чужак, Третьяков и др.
В 1922 – 1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которого на свет появилась дочь Маяковского – Патриция.
|
Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».
Смерть
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
О творчестве В.В. МАЯКОВСКОГО
Его излюбленный приём — метафора, особенно гиперболическая, построенная на преувеличении. Например, в поэме «Облако в штанах» читаем:
«И вот громадный,
Горблюсь в окне,
Плавлю любом стекло окошечное»
Поэт обыгрывает свой незаурядный рост, силу чувств передаёт с помощью гиперболы: стекло плавится под горячим от любовного жара лбом героя. Нередко Маяковский использовал так называемую футуристическую метафору, которая устанавливает связи между самыми отдалёнными вещами и предметами. Вспомните стихотворение «А вы могли бы?», в котором читателей поражает метафорический образ «флейты водосточных труб ».
Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж — шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате!»: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам… ».
|
Так же Маяковский придумал такой стиль написания как «лесенка » — это новаторство Маяковского. Оно выражалось в том, что поэт разбивал стихотворные строки, каждое отдельное слово становилось как бы ступенькой (отсюда и название — лесенка), подсказывающей читателю остановку, как бы паузу для выделения смысла слова. Обычные знаки препинания казались поэту недостаточными. Это новшество осталось непривычным до сих пор, но оно оправдано, поскольку Маяковский считал, что стихи предназначены не только для чтения глазами, но и для произнесения вслух. «Лесенка» — это своеобразная подсказка исполнителю о темпе чтения, характере интонации, месте пауз. Но так же стоит отметить что на создание такого необычного стиля побудило то, что в то время печатные издания платили не за количество символов, а за количество строк, что вызвало у многих людей недовольство.
Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.
|
Стихотворения поэта
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
1913
Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь её спровоцировать, задеть, побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.
МРАЗЬ
Подступает
голод к гландам...
Только,
будто бы на пире,
ходит
взяточников банда,
кошельки порастопыря.
Родные
снуют:
- Ублажь да уважь-ка!-
Снуют
и суют
в бумажке барашка.
Белей, чем саван,
из портфеля кончики...
Частники
завам
суют червончики.
Частник добрый,
частник рад
бросить
в допры
наш аппарат.
Допру нить не выдавая,
там,
где быт
и где грызня,
ходит
взятка бытовая,-
сердце,
душу изгрязня.
Безработный
ждет работку.
Волокита
с бирж рычит:
"Ставь закуску, выставь водку,
им
всучи
магарычи!"
Для копеек
пропотелых,
с голодухи
бросив
срам,-
девушки
рабочье тело
взяткой
тычут мастерам.
Чтобы выбиться нам
сквозь продажную смрадь
из грязного быта
и вшивого -
давайте
не взятки брать,
а взяточника
брать за шиворот!
1928
Обличая взяточников, в 1928 году поэт написал стихотворение «Мразь», в котором уличил не только мздоимцев, но и тех, кто привык решать свои вопросы при помощи «барашка в бумажке». При этом поэт подчеркивает, что подавляющее количество людей, вынужденных давать взятки чиновникам различных уровней, трудно назвать богачами, и у них «подступает голод к гландам». На фоне всеобщего обнищания и разрухи «будто бы на пире, ходит взяточников банда, кошельки порастопыря».
СПЛЕТНИК
Петр Иванович Сорокин
в страсти -
холоден, как лед.
Все
ему
чужды пороки:
и не курит
и не пьет.
Лишь одна
любовь
рекой
залил а
и в бездну клонит -
любит
этакой серьгой
повисеть на телефоне.
Фарширован
сплетен
кормом,
он
вприпрыжку,
как коза,
к первым
вспомненным
знакомым
мчится
новость рассказать.
Задыхаясь
и сипя,
добредя
до вашей
дали,
он
прибавит от себя
пуд
пикантнейших деталей.
"Ну...-
начнет,
пожавши руки,-
обхохочете живот,
Александр
Петрович
Брюкин -
с секретаршею живет.
А Иван Иваныч Тестов -
первый
в тресте
инженер -
из годичного отъезда
возвращается к жене.
А у той,
простите,
скоро -
прибавленье!
Быть возне!
Кстати,
вот что -
целый город
говорит,
что раз
во сне..."
Скрыл
губу
ладоней ком,
стал
от страха остролицым.
"Новость:
предъявил...
губком...
ультиматум
австралийцам".
Прослюнявив новость
вкупе
с новостишкой
странной
с этой,
быстро
всем
доложит -
в супе
что
варилось у соседа,
кто
и что
отправил в рот,
нет ли,
есть ли
хахаль новый,
и из чьих
таких
щедрот
новый
сак
у Ивановой.
Когда
у такого
спросим мы
желание
самое важное -
он скажет:
"Желаю,
чтоб был
мир
огромной
замочной скважиной.
Чтоб, в скважину
в эту
влезши на треть,
слюну
подбирая еле,
смотреть
без конца,
без края смотреть -
в чужие
дела и постели".
1928
Владимир Маяковский довольно терпимо относился к различным человеческим порокам. Однако некоторые из них все же раздражали поэта, заставляя его создавать стихи-пародии – язвительные, острые, словно бритва, и очень точно передающие черты характера людей. Их образы, как правило, носили собирательный характер, и прототипом главного героя могли стать сразу несколько человек. Это произошло и с Петром Ивановичем Сорокиным, которому Маяковский в 1928 году посвятил стихотворение «Сплетник», Человека с такой фамилией в окружении поэта не было, зато хватало других людей, мужчин и женщин, которые по определению автора, постоянно норовили сунуть свой нос в его личную жизнь.
Заключение
В заключение могу сказать, что лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму, но и не меньшее количество высмеиванию пороков русского общества. А непростая юность писателя и опыт пребывания в тюрьме поспособствовали «простому» и «легкому» языку и стилю произведений писателя. Тяжелая и бедная жизнь «помогла» ему придумать стиль «лесенка» не только для того чтобы заработать хоть сколько-то денег, но и для удобства прочтения стихов на публичных выступлениях. И благодаря всему этого можно сказать что Маяковский был одним из лучших писателей Серебряного Века.
Источники
https://rupoem.ru/
https://www.litra.ru/
https://pishi-stihi.ru/
https://all-biography.ru/
https://iessay.ru/