Окружающий мир, 2 класс
Тема: Природа
Урок: Неживая и живая природа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Цель нашего урока: узнать о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы. Наши задачи:
· Определить связи между живой и неживой природой.
· Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
– На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают.
За 3 минуты первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д.)
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)
Объекты живой и неживой природы
Рассмотрите картинку:
- Что объединяет эти предметы?
-Все они находятся в природе.
-Догадайтесь, чем различаются предметы справа и слева?
-Слева расположены объекты живой природы, а справа - то, что было создано человеком.
- Правильно. И мы можем сделать вывод, что природа – это все то, что не создано руками человека, и мы сами.
Связь между живой и неживой природой
-Что же у них общего? Камни, реки, озера существуют в природе давно. Гвозди, машины, велосипеды сделаны руками человека, и все это неживые предметы.
|
Рассмотрите картинку с изображениями живых организмов:
-Цветок, собака, стрекоза, грибы - это живые организмы. Живые организмы еще можно назвать живой природой.
Рассмотрите схему:
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа?
- Неживая
– А что видим справа? Какая это природа?
- Живая
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме?
- Связь между живой и неживой природой.
– В чем состоит эта связь?
–Неживая природа необходима для жизни живых существ.
Отличия живой природы от неживой
– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой?
- Живое может двигаться
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
– Что еще отличает живое от неживого?
- Живое растет
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития?
- Питание
– Питаются и растения, и животные, и человек.
– А что будет, если лишить все живое питания?
- Оно погибнет
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле ?
- Растения, животные и люди рождаются вновь
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
|
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили?
- Движение, рост, питание, смерть, размножение.
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы нашей живой природы: Цветок, собака, стрекоза, грибы.
Учащиеся проверяют. Например: цветок – растет, питается, обладает движением (бутон распускается, поворачивается к солнцу), размножается, умирает. Следовательно, он относится к живой природе и т.д.
Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют карточки-тесты. При проверки теста один ученик читает вопрос, а другой отвечает на него.
Тест
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Скажите, почему солнце, звезды, вода, камни относятся к неживой природе?