Психическая подготовленность




Тема: Модельные характеристики юных спортсменов

I Основные понятия и типы моделей.

 

II Состав и содержание модельных характеристик.

 

III Модельные характеристики юных спортсменов в различных видах спорта.

 

 

Литература

1. М.Я. Набатникова «Основы управления подготовкой юных спортсменов» М,ФиС 1982;

 

2. В.Н. Платонов «Подготовка квалифицированных спортсменов» М,ФиС 1986;

 

3. Л.П. Матвеев «Основы спортивной тренировки» М,ФиС 1977;

 

4. Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов «Теория и методика спорта» М, 1997.

 

 


В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов все большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки.

Модель – это совокупность различных параметров, обуславливающих достижение определенного уровня спортивного мастерства и прогнозируемых результатов.

Частные показатели, входящие в ее состав, рассматриваются как модельные характеристики.

Модельные показатели, разработанные, в частности, для юных спортсменов, позволяют более правильно определить направленность учебно-тренировочного процесса и тем самым повысить эффективность работы детско-юношеских и спортивных школ.

В общем комплексе показатели составляют определенную модель.

Это может быть:

- модель сильнейших спортсменов (В.В. Кузнецов, А.А. Новиков…)

- модель построения многолетней тренировки или отдельных ее циклов, этапов, периодов (Ю.В. Верхошанский, В.П. Филин…)

- модель тренирующих воздействий (В.В. Петровский)

В зависимости от цели управления различают следующие типы моделей:

- базовые

- перспективные

- теоретические

- математические

Базовые модели разрабатываются с учетом условий их достижения к определенному сроку и носят информационный характер.

С помощью таких моделей определяется, например, каким требованиям должна соответствовать подготовленность учащихся спортивных школ к моменту их окончания.

Перспективную модель строят на основе развития спортивных достижений. Реальным периодом прогнозирования являются межолимпийские циклы.

Примером перспективных моделей служит прогноз возможных результатов призеров и победителей будущих олимпиад.

Теоретические модели – это система знаний, описывающих и объясняющих совокупность явлений некоторых сторон подготовленности спортсмена с какой-то единой точки зрения.

Теоретическое моделирование применяется в случае, если из-за сложности системы или отсутствия методов ее исследования не удается получить нужные характеристики.

Математические модели весьма разнообразны и могут представлять собой уравнения, графики… Они базируются, в основном, на результатах корреляционного, факторного, регрессивного и дисперсионного анализов (изучает метрология).

К методу моделирования чаще всего следует прибегать на этапе углубленной тренировки.

Хотя может использоваться с этапа начальной спортивной специализации. Учитывая, что модели, как правило, ориентированны на конечные, целевые результаты, для системы управления подготовкой юных спортсменов наибольшее значение имеют базовые модели.

По своему содержанию они представляют совокупность модельных характеристик различных сторон подготовленности юных спортсменов. Назначение базовых моделей – способствовать достижению прогнозируемых спортивных результатов на основе разносторонней подготовки.

К концу этапа углубленной тренировки в избранном виде спорта юный спортсмен должен овладеть широким арсеналом двигательных навыков и умений, достичь гармоничного развития физических качеств…, необходимых для успешной специализации при переходе в группу взрослых.

Теоретические основы составления базовой «Модели сильнейших спортсменов» разработаны В.В. Кузнецовым, А.А. Новиковым (1975г.). В соответствии с их установками обобщенная модель разбивается на части, которые располагаются по степени значимости на трех уровнях.

 

Блок-схема модели

сильнейших спортсменов

Уровень Вид модели Модельные характеристики (показатели)
I уровень Соревновательная модель Наиболее характерные показатели соревновательной деятельности в конкретном виде спорта
II уровень Модель мастерства Специальная физическая подготовленность Техническая… Тактическая…
III уровень Модель потенциальных спортивных возможностей Функциональная подготовленность Психологическая… Морфологические особенности Возраст и спортивный стаж

 

Ведущее место в ней отводится соревновательной модели, а модели мастерства и спортивных возможностей имеют соподчиненное значение. Это объясняется тем, что подготовка высококвалифицированных взрослых спортсменов нацелена на наивысшие спортивные достижения.

Для юных спортсменов же установка на показ максимальных результатов имеет характер перспективной цели, а на первое место выступает эффективность базовой подготовки.

Поскольку многолетний тренировочный процесс юных спортсменов имеет свои специфические закономерности, изменяется субординационная взаимосвязь основных компонентов модельных характеристик, что находит отражение в их расположении по уровням значимости.

 

Блок – схема модели юного спортсмена на этапе

углубленной подготовки

 

Уровень Вид модели Модельные характеристики (показатели)
I уровень Модель потенциальных спортивных возможностей Спортивный стаж Физическое развитие Функциональная подготовленность
II уровень Модель мастерства Общая и специальная физическая подготовленность Техническая подготовленность Тактическая… Психическая…
III уровень Соревновательная модель Основные показатели соревновательной деятельности в зависимости от возрастных особенностей

 

В модели юного спортсмена главенствующим является уровень общей и специальной физической подготовки, технико-тактического мастерства.

Большое значение придается функциональной подготовленности и физическому развитию.

Соревновательная модель находиться на третьем уровне (у юных).

Такой подход в последовательности расположения отдельных частей обобщенной модели спортсмена на этапе углубленной тренировки является оправданным, так как позволяет избежать преждевременного форсирования результата.

В целом расположение в модели юного спортсмена на первом и втором уровнях модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства убедительно подчеркивает, что достижение планируемых спортивных результатов должно основываться на фундаментальной базовой подготовке.

 

Состав и содержание модельных характеристик

В состав модели входят показатели, в большей мере предопределяющие прогресс спортивного совершенствования спортсмена.

К их числу относятся различные стороны подготовленности, особенности соревновательной деятельности.

Модель потенциальных спортивных возможностей

а) Спортивный стаж определяется специфическими требованиями конкретного вида спорта и находит свое выражение в количестве лет, необходимых для достижения, как квалификационных нормативов, так и вершин мастерства.

Стаж тренировки отсчитывается с момента начала занятий определенным видом спорта. Для олимпийцев 10-11 лет.

Данные отдельных олимпийцев не являются единственным критерием для разработки модельной характеристики стажа тренировки.

Индивидуальные особенности спортсменов, время начала занятий спортом, темпы биологического созревания могут в существенной мере повлиять на отклонение индивидуальных показателей стажа тренировки от средних данных стажа тренировки олимпийцев.

Большинство олимпийцев к 18-ти годам имели не менее 4-5-ти летний стаж спортивных занятий, а затем на протяжении 3-4 лет смогли достигнуть результатов международного класса.

Принимая во внимание многие факторы, можно считать, что общий стаж тренировки для выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР должен быть не менее 4-5 лет, т.е. к занятиям спортом приступать не позднее чем с 12-13 лет!

 

б) Физическое развитие. Под этим термином обычно понимают комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития юного спортсмена.

Наиболее важными показателями морфологических модельных характеристик юных спортсменов являются:

1. тотальные размеры тела

2. пропорции тела

3. конституция

4. состав тела

5. состояние свода стопы

Однако значимость указанных компонентов в различных группах видов спорта неодинакова.

 

           
Уровень значимости Скоростно-силовые виды спорта Циклические Виды спорта со сложной координацией движений Спортивные единоборства Спортивные игры
    1,3,4 1,3,6,7 1,2,4 1,4,7
  2,4,7 2,5,7 2,4 3,5,7 2,3,5
           
  5,6 - - - -

 

1. тотальные размеры тела

2. пропорции тела

3. конституция

4. состав тела

5. удельный вес тела

6. осанка

7. состояние сводов стопы

 

В силу возрастной вариативности модельные характеристики физического развития юных спортсменов включают, прежде всего, те из них, которые отражают влияние вида спорта на особенности телосложения и состояние опорно-двигательного аппарата.

Такие компоненты, как тотальные размеры, пропорции и состав тела, допускают более детальное деление, а именно:

 

Тотальные размеры тела Пропорции тела Состав тела
Длина тела Тип пропорции тела Подкожный жир
Абсолютная поверхность тела Длина руки Общий жир
Относительная поверхность тела Длина ноги Мышечная масса
Объем тела Размах рук Костный компонент
Вес тела Поперечный диаметр грудной клетки Электролитный состав тела
  Сагиттальный диаметр грудной клетки Содержание воды
  Длина туловища  
  Индекс: Ширина плеч/Ширину таза  
  Длина стопы  
  Площадь кисти  
  Бидельтавидный диаметр  
  Межбедренный диаметр  
  Угол наклона таза  

 

Модельные характеристики длины тела юных спортсменов, выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР, должны быть ориентированны на средние данные ведущих спортсменов, финалистов олимпийских игр.

 

в) Функциональная подготовленность.

Организм человека, как сложная динамическая система, может находиться в бесконечном количестве различных состояний. Поэтому создание модельных характеристик функциональной подготовленности связано с большими сложностями, которые обусловлены вариабельностью параметров вегетативных и двигательных функций, определяющих регулирование адаптивных реакций в процессе выполнения физических нагрузок. Поэтому значимость и прикладная ценность модельных характеристик функциональной подготовленности может быть повышена, если предусмотреть вариативность и динамичность их структуры. Следует учитывать и тот факт, что конкретные спортивные дисциплины предъявляют различные требования к уровню работоспособности спортсмена.

 

Расположение показателей функциональной подготовленности спортсмена по значимости

           
Уровень значимости Скоростно-силовые виды спорта Циклические Виды спорта со сложной координацией движений Спортивные единоборства Спортивные игры
I 1,2 1,5,7,8,9 1,2,3,6 1,2,3,6 1,2,3,4
II   2,3,6,10 4,5,7,8,9 5,7,8,9 5,6,7,8,9
III       4,10  
IV 3,4        
V 7,8,9        
VI          

1. двигательный анализатор

2. вестибулярный анализатор

3. зрительный анализатор

4. слуховой анализатор

5. эндокринная система

6. периферический нервно-мышечный аппарат

7. сердечно-сосудистая система

8. дыхательная система

9. обмен веществ

10. регуляция теплообмена

 

Каждая из систем, в свою очередь, может быть представлена в виде совокупности составляющих. Сердечно-сосудистая система характеризуется такими показателями, как объем и размеры сердца, величина ударного и минутного объема сердца и др.

Для первого разряда РШС170 – 1694кг. м/мин;

=24,2 на кг. веса

МПК – 4,8 л/мин

У спортсменов более высокой квалификации эти величины выше в среднем на 10% и более.

Среди физиологических показателей, характеризующих функциональную подготовленность, наибольшее внимание уделяется измерению МПК, т.к. величина МПК определяется взаимодействием ряда факторов: объемом легочной вентиляции, дыхательной поверхностью легких, кислородной емкостью крови.

 

Модель мастерства

Модель мастерства включает показатели, характеризующие уровень развития основных физических качеств и степень освоения технических и тактических действий.

Главное внимание сосредоточено на модельных характеристиках общей и специальной подготовленности спортсменов.

В состав модельных характеристик должны входить показатели, которые являются определяющими для того или иного уровня мастерства.

Повышение спортивной квалификации сопровождается изменением значимости отдельных факторов.

У спортсменов в беге на короткие дистанции возрастает вклад фактора силовой подготовленности с 9,2% дисперсии выборки у II и I разряда до 12,4% у КМС и МС. В этой же группе в качестве самостоятельного выделился фактор специальной скоростной и силовой подготовленности (22%).

В то же время уменьшилась значимость общей физической подготовленности с 15 до 8,9% общей дисперсии выборки.

В группе циклических видов спорта по мере роста спортивного мастерства увеличивается доля фактора специальной выносливости.

При построении модельных характеристик в группе циклических видов спорта следует включать показатели, определяющие уровень развития общей и специальной выносливости, скоростных возможностей, общей и специальной силовой подготовленности.

Факторная структура подготовленности спортсменов различной квалификации, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта.

Вид спорта Автор Факторы % общей дисперсии выборки
II-I разряд (15-18) КМС, МС (17-24)
Спринт (ж) В.С. Топчиян (1979) -Общая Ф.П. -Спец. скоростная и силовая подготовленность -Прыжковая подготовленность -Спец. скоростная подготовленность -Скоростно-силовая подготовленность -Силовая подготовленность -Скоростно-силовая выносливость -Морфометрические особенности 15,0 -   11,5   16,0   9,7   9,2   9,2   - 8,9 22,0   10,2   11,6   -   12,4   -   9,8
Вид спорта Автор Факторы % общей дисперсии выборки
I разряд (17-18) КМС (20-22)
400м с/б муж М.И. Долгий (1979) ОФП -Прыжковая и разносторонняя -ритмовая и техническая подготовленность -Скоростная выносливость -Абсолютная сила ног -Взрывная сила -Скоростная подготовленность 37,6   16,3   14,8 12,4 7,4 6,3 10,1   11,1   12,5 7,6 9,3 30,5
Вид спорта Автор Факторы % общей дисперсии выборки
II-I разряд КМС МС - 23 лет
Регби В.А. Кучин (1979) -Общая силовая подготовленность -Специальная силовая подготовленность -Функциональная подготовленность -Специальная бросковая подготовленность -Специальная скоростно-силовая подготовленность -Общая скоростно-силовая подготовленность -Взрывная сила мышц ног 16,1   13,8   11,6   11,6   10,4   10,1   - -   10,6   11,1   9,1   9,4   18,7   6,9 10,1   10,2   15,7   -   10,8   10,3   8,0
             

 

Вид спорта Автор Факторы % общей дисперсии выборки
МС, 18-19 лет
М Ж
Коньки спринт Б.А. Стенин (1976) -Специальные способности -Силовая выносливость -Анаэробно-гликолитические возможности -Скоростно-силовая подготовленность -Максимальная аэробная мощность -Способности к динамической работе -Выносливость мышц 35,7 21,2 12,5     10,0   7,5   -   - 34,6 19,3 13,4     8,0   6,6   5,6   5,7

 

Таким образом, основываясь на теоретических и экспериментальных исследованиях, состав модельных характеристик физической подготовленности в различных группах видов спорта может быть представлен следующим образом.

 

Расположение физических качеств по уровням значимости

Уровни значимости Группы видов спорта
Скоростно-силовые виды спорта Циклические Со сложной координацией движений Спортивные игры Спортивные единоборства
I 1,2,4,7 7,8,5 9,10,5 10,4,5 4,3,7
II 5,3 6,1,2 7,4,1,2 7,3,1,2 5,1,2
III 8,9,10,6 3,4,9,10 3,8,6 8,9,6 6,10,9,8

1. скоростные качества

2. скоростно-силовые качества

3. максимальная сила

4. взрывная сила

5. относительная сила

6. силовая выносливость

7. специальная выносливость

8. общая выносливость

9. гибкость

10. ловкость (координация)

 

Психическая подготовленность

Психофизиологические модельные характеристики имеют важное значение для всех видов спорта, и особенно для спортивных игр, где они преобладают главенствующее значение.

К числу показателей, характеризующих психическую подготовленность, многие специалисты относят:

1. свойства личности

2. сенсомоторные реакции

3. оперативность мышления

4. целеустремленность

5. устойчивость к психическим напряжениям

6. активность

7. стремление к лидерству

8. эмоциональность

Однако научно обоснованных рекомендаций в этом отношении, которые составили бы основу для модельных характеристик, пока еще слишком мало!

 

Соревновательная модель

Соревновательная модель по своему содержанию отражает особенности спортивной деятельности во время состязаний.

Центральным звеном в ней является прогнозируемый спортивный результат, исходя из которого, определяются модельные характеристики соревновательной деятельности.

Зона первых больших успехов – выполнение норматива мастера спорта – приходится в большинстве видов спорта на возраст 19-20 лет у мужчин и 17-19 лет у женщин.

Модельные характеристики соревновательной деятельности разделяются на три группы:

а) общие для всех видов;

б) общие для конкретной группы видов спорта;

в) специфические для каждого отдельного вида спорта.

Общая модельная характеристика для всех и для конкретных групп видов спорта – это распределение сил спортсмена во время соревнования (забега, финала, поединка, игры…).

С ее помощью можно оценить специальную физическую и тактическую подготовленность спортсмена, его психическую устойчивость.

Обобщенными и специальными модельными характеристиками являются:

- в скоростно-силовых видах спорта:

1. разбег, разгон снаряда, количество беговых шагов, поворотов, скорость на последних шагах, их ритмо-темповая структура.

2. направление и амплитуда финального усилия, угол вылета снаряда, угол отталкивания.

3. скорость вылета.

- в циклических видах спорта:

1. время (скорость) прохождения отдельных отрезков дистанции.

2. темп движения.

3. длина шага.

- в видах спорта, связанных со сложной координацией движений:

1. количество элементов высшей сложности.

2. количество сверхсложных элементов.

3. коэффициент трудности прыжков.

4. средняя оценка в главных соревнованиях (в баллах).

5. амплитуда движений.

- в спортивных единоборствах:

1. эффективность атакующих и защитных действий.

2. активность атакующих и защитных действий.

3. объем атакующих и защитных действий.

4. разнообразие атакующих и защитных действий.

 

Модельные характеристики соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции (15-16 лет, I разряд)

Момент движения Измеряемый показатель Девушки Юноши
Отталкивание Угол отталкивания 54-55о 49-51о
Вертикаль Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе   140-141 о   142-144 о
Приземление Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе   147-148 о   149-151 о

 

Модельные характеристики юных спортсменов в различных видах спорта

Общие подходы построения модельных характеристик

Количественные модельные характеристики, относящиеся, в частности, к общей и специальной физической подготовленности, должны отвечать следующим принципиальным установкам:

1. целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству («на модель сильнейших спортсменов»).

2. эффекта утилизации в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов, т.е. (способность к эффективной реализации достигнутого уровня).

3. соразмерности в развитии основных физических качеств юных спортсменов.

4. обеспечить оптимальное соотношение уровней развития основных физических качеств.

 

Определение количественных показателей

Первым шагом в соответствии с установкой целевой направленности к высшему спортивному мастерству является расчет коэффициентов утилизации (КУ) и коэффициентов соразмерности (КС) у МСМК и выпускников спортивных школ (I и КМС).

Для определения коэффициента утилизации за основу берется спортивный результат, а для коэффициента соразмерности в качестве «базовой величины» - контрольное упражнение, которое находится в высокой корреляционной взаимосвязи со спортивным результатом.

 

 

 

1)Величины коэффициентов утилизации и соразмерности являются отправными ориентирами, в соответствии с которыми разрабатываются количественные модельные характеристики юных спортсменов. Учитываются и возрастные закономерности.

Поэтому второй шаг – это расчет поправочных коэффициентов в связи с возрастными особенностями развития основных физических качеств.

По своему выражению поправочные коэффициенты являются частными от деления соответствующих коэффициентов утилизации или соразмерности в каком-либо упражнении у юных спортсменов и МСМК. Так КУ броска через голову назад у юных спортсменов составляет 1,085, у МСМК – 1,024, следовательно, КП=1,05.

Третий шаг – это определение модельной характеристики планируемого спортивного результата и нормативного показателя того контрольного упражнения, которое принимается за «базовую величину» при расчете коэффициентов соразмерности.

 

 

затем 13,70 8,29 0,94=106кг

 

Четвертое – определение количественных модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов.

 

Виды тестирования Ядро юноши 14.70 Результаты: Копье девушки 44м – I разряд Результаты: Дудлина Оксана КМС 52м
Бр. ядра через голову назад 15.06 13.0 15.50
снизу вперед 12.19    
метание с места 12.70 37.20  
из-за головы двумя руками   12.0  
Приседания со штангой     100кг
Взятие на грудь     60кг
Рывок в стойку      
Длина с места      
Тройной      
Прыжок вверх      
Выкрут(гибкость в плечевом суставе)     34см

 

Лыжники, I разряд (16 лет)

ОФП

  юноши девушки
60м с/х 6.8 8.0
1000м 2.50 3.17
3000м 9.25 11.06
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа    
Длина с места    
10ой   23.60
Лыжроллеры 5км 16.00 18.00

 

СФП

  девушки
5км 18.00-18.22
100 с/х 17-17.1
500м 1.40-1.41
1000м 3.35-3.36
3 х/км 3.54-3.56(95%)
100м одновр. бесшажным   21-21.2

 

Регбисты (17-18 лет)

30м с ходу 3.1
30м с н/с 4.1
60м с н/с 7.3
100м 11.6
Тест Купера 3.146
Длина с места  
Тройной  
10ой 28.30
Жим лежа  
Толчок  
Бросок ядра через голову 14.0
Приседание со штангой  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: