ЭТАП 2. Формирование реакции приближения и обозначения условно пострадавшего (статиста).




Задачи: Закрепление положительного сигнального значения условно пострадавшего (статиста).

 

Упражнение 1.

 

Упражнение заключается в обучении собаки проявлять сигнальное поведение по команде или по факту принятия человеком сигнальной позы. Занятия этапа проводят в хорошо знакомом для собаки месте, лишенном отвлекающих раздражителей.

Для отработки у собаки сигнального поведения используют пищевые раздражители, подбираемые индивидуально. При этом, необходимо развить у собаки сильную пищевую потребность, чтобы она с большим желанием стремилась реализовать её в процессе занятия.

В поисково-спасательной службе наиболее приемлемо обозначение условно пострадавшего путём облаивания. Этот способ обозначения является самым надёжным, так как кинолог слышит лай собаки на довольно большом расстоянии, чего нельзя сказать об обозначении фиксацией и копанием. Подводка требует от собаки больших затрат энергии и занимает слишком много времени и сил, что в реальных условиях играет очень важную роль. Копание приемлемо у лавинных собак. В техногенной среде копание опасно для самой собаки, так как возможно травмирование.

Кинолог обучает собаку проявлять сигнальное поведение (облаивание) либо самостоятельно, либо с помощью помощника. Он демонстрирует собаке лакомство и тут же прячет его, побуждая её к облаиванию. Обычно собака начинает демонстрировать ранее наученное поведение (садиться, ложиться и т.д.). Следует продолжать дразнить собаку до тех пор, пока она не залает. Если удалось побудить собаку к облаиваию, необходимо немедленно поощрить её лакомством. На последующих тренировках длительность облаивания следует постепенно увеличивать. Рекомендуется поощрять собаку каждый раз за разное количество серий облаивания, чтобы она не пыталась угадывать, в какой момент получит поощрение (см. рис. 3).

Собаку приучают проявлять сигнальное поведение при принятии помощником сигнальной позы. Характерная сигнальная поза для условного пострадавшего – это сидячее или лежачее положение человека. То есть такое же, как у реального пострадавшего. Помимо позы человека, сигналом к началу облаивания может служить команда «Голос» и т.д. Это зависит от методики, которую используют при подготовке каждой отдельно взятой собаки. Команда на облаивание может помочь собаке, если она не может принять решение самостоятельно (особенно на закрытых закладках). Но, в то же самое время, использование команд-подсказок надо минимизировать, исключая возможность постоянного применения вспомогательных команд, к которым собака привыкает (см. рис. 4).

Для обучения сигнальному поведению в виде облаивания можно использовать метод подражания. Для этого привлекают уже обученную лаять собаку, держат обоих на поводке и побуждают собак к облаиванию с помощью лакомства. Опытная собака, демонстрируя наученное поведение, начинает лаять и ей тут же достаётся лакомство. Вполне вероятно, что молодая собака последует её примеру и однажды тоже залает.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

 

Упражнение 2.

 

Занятия этапа проводят в хорошо знакомом для собаки месте, лишенном отвлекающих раздражителей.

Кинолог удерживает собаку на поводке. Статист активно привлекает внимание собаки и отбегает на некоторое расстояние, затем занимает сигнальную позу. Кинолог подаёт команду «Ищи» и отпускает собаку. Как правило, у собак в результате занятий Этапа 1 формируется достаточно значимое представление о статисте, как источнике поощрения и они самостоятельно и охотно приближаются к нему, обнюхивают его или задерживаются рядом с ним на какое-то время. В этот момент статист подаёт собаке команду «Голос», отработанную кинологом заранее. Если собака залаяла, то ей следует моментально дать кусок лакомства и активно похвалить.

Если собака, прибежав к статисту, не поняла, что надо лаять, он может ещё раз продемонстрировать ей наличие у него лакомства и тут же снова спрятать его, как бы поддразнивая собаку. Если же собака требует поддержки от кинолога и отворачивается от статиста, последний должен резко отскочить в сторону, побудив собаку вновь следовать за ним. При таком приёме у собаки срабатывает инстинкт охоты-добычи и она понимает, что если будет отвлекаться, то «добыча» может ускользнуть от неё.

Следует добиваться, чтобы при этом собака по внешним признакам демонстрировала положительное эмоциональное состояние на подкрепление.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

Количество занятий в день определяется состоянием собаки. Насыщение, появление усталости, отрицательных эмоций, снижение заинтересованности в приближении к объекту служат сигналами к прекращению занятий. Рекомендуется прекращать занятия до момента наступления у собаки психологической и физической усталости. В результате такого подхода у собаки формируется положительное отношения к занятиям, которые не будут являться для неё трудновыполнимой работой, а, напротив, - будут являться возможностью за короткий срок реализовать свои социальные, пищевые и игровые потребности.

 

Упражнение 3.

 

Занятия этапа проводят в хорошо знакомом для собаки месте, лишенном отвлекающих раздражителей.

Кинолог удерживает собаку на поводке. Статист активно привлекает внимание собаки и отбегает на некоторое расстояние, затем занимает сигнальную позу. Кинолог подаёт команду «Ищи» и отпускает собаку. В этом упражнении статист должен добиться от собаки более длительного лая. Для этого он сначала подкрепляет её за короткую серию лая, затем за длинную и так чередуя, чтобы собака не знала, через какой промежуток облаивания она получит вознаграждение.

В момент, когда статист удерживает собаку на себе при помощи поощрения, кинолог подходит к собаке, спокойно оглаживает и хвалит её. Важно, чтобы собака, при подходе кинолога, не отвлекалась на него. Для этого, действия кинолога не должны быть такими же активными, как у статиста.

Чтобы приучить собаку спокойно относится к присутствию кинолога и не отвлекаться на него, необходимо приближаться к собаке не сразу, а постепенно. К примеру, можно ходить вокруг статиста, который активно удерживает на себе собаку, и подойти к ней только в самом конце упражнения.

Есть ещё варианты приучения собаки спокойно относиться к подходу кинолога. Например, кинолог, после пуска собаки, остаётся на том же месте. При этом статист, после поощрения собаки, подводит её с помощью лакомства к кинологу. После того, как статист привёл собаку к кинологу, он может снова занять сигнальную позу, побудив её к облаиванию. При этом варианте собака понимает, что кинолог не предпринимает активных действий в данном упражнении и не ждёт его подхода. Поэтому её концентрация на статисте будет выше (см. рис. 5).

Если собака научилась активно и заинтересованно облаивать статиста, можно начать увеличивать расстояние, на которое он убегает.

Задачей упражнение является закрепление реакции приближения и обозначения условно пострадавшего (статиста) и увеличение расстояния, преодолеваемого собакой. Со временем необходимо ввести в процесс обучения собаки новых статистов, чтобы она не привыкала работать с одним и тем же.

Собака по внешним признакам должна демонстрировать положительное эмоциональное состояние на подкрепление.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

Количество занятий в день определяется состоянием собаки. Насыщение, появление усталости, отрицательных эмоций, снижение заинтересованности в приближении к объекту служат сигналами к прекращению занятий. Рекомендуется прекращать занятия до момента наступления у собаки психологической и физической усталости. В результате такого подхода у собаки формируется положительное отношения к занятиям, которые не будут являться для неё трудновыполнимой работой, а, напротив, - возможностью за короткий срок реализовать свои социальные, пищевые и игровые потребности.

 

Возможные ошибки: Пищевая потребность выражена недостаточно. В качестве пищевого подкрепления выбран не привлекательный для собаки корм.

Слишком продолжительные занятия, занятия без игровых перерывов, на фоне усталости, страха или других отрицательных эмоций.

Жесткое, грубое обращение с собакой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: