Требования к экипировке расчётов ПСС, необходимой на время обучения и в дальнейшем для действий по предназначению




УТВЕРЖДАЮ

Главный военный эксперт

Генерал- лейтенант Э.Н. Чижиков

___________________________ «____»_______________2015 г.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБУЧЕНИЮ И ПРИВЛЕЧЕНИЮ К РАБОТАМ ПО ПОИСКУ

ПОСТРАДАВШИХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

МЧС РОССИИ

 

 

НОГИНСК, 2015 г.

Рекомендации разработаны на основании требований по подготовке специалистов служебного собаководства и дрессировке служебных собак силовых министерств и ведомств с учётом Временных правил сертификационных испытаний поисково-спасательных расчётов поисковой кинологической службы МЧС России, утверждённых главным военным экспертом МЧС России генерал-лейтенантом Э.Н. Чижиковым 14 января 2015г. № 18-1-4-53.

Рекомендации разработаны специалистами 46 Кинологического центра Ногинского спасательного центра МЧС России, (г. Ногинск Московской области) на основании опыта подготовки поисково-спасательных расчетов и может служить основанием для обучения кинологов спасательных воинских формирований и поисково-спасательных формирований, в том числе содержащихся за счёт средств субъектов Российской Федерации.

Цель данных рекомендаций – дать общетеоретические знания и практические умения кинологу как дрессировщику служебной собаки, с целью её подготовки и применения для поиска пострадавших в природной и техногенной средах.

Данные рекомендации следует применять в учебных центрах, спасательных воинских формированиях, организациях МЧС России и поисково-спасательных формированиях, в том числе содержащихся за счёт средств субъектов Российской Федерации творчески, с учётом степени подготовки личного состава, возможностей учебно-материальной базы и материального обеспечения.

Для облегчения восприятия теоретического обоснования дрессировки подготовлен терминологический словарь и имеются ссылки на специальную литературу, использованную при разработке рекомендаций и методики.

Рекомендации обсуждены и утверждены на учебно-методическом совете 46 Кинологического центра Ногинского спасательного центра протокол № 4 от 17.11.2014 г.

Авторы: преподаватель 46 Кинологического центра ФГКУ «Ногинский спасательный центр» Е.А. Крупина под общей редакцией главного специалиста – эксперта (начальника кинологической службы) отдела ДПСФ МЧС России Е.Е. Колпаковой.

Авторы фотоиллюстраций: преподаватель 46 Кинологического центра ФГКУ «Ногинский спасательный центр» Е.А. Крупина, проводник служебных собак ОСС 46 Кинологического центра ФГКУ «Ногинский спасательный центр» А.П. Мищук.

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью обучения расчётов поисково-спасательной кинологической службы (далее по тексту – расчётов ПСС) является подготовка по поиску и обнаружению пострадавших в природной и техногенной средах в различных погодных условиях, времени года, времени суток на различных объектах.

Длительность обучения расчетов ПСС зависит от таких факторов, как уровень подготовки проводника, тип высшей нервной деятельности и возраст собаки, условий и качества ее выращивания и содержания, выбранной методики дрессировки и т.п. В среднем срок подготовки составляет от полугода до года.

Данные рекомендации применимы к Программе подготовки вожатых (проводников) служебных собак поисково-спасательной службы. Программа подготовки расчётов ПСС по освоению данной методики разработана на срок обучения продолжительностью 1 месяц. На подготовку расчётов ПСС выделяется 26 учебных дней в месяц, остальные дни используются для отдыха собак, восстановления и совершенствования учебно-материальной базы, проведения тренинга служебных собак, а также как выходные дни.

Рекомендуемая продолжительность учебного дня до 6 часов, продолжительность учебного часа 45 минут.

Рекомендации по обучению и привлечению к работам по поиску пострадавших поисково-спасательных расчетов необходимо использовать при совершенствовании подготовки вожатого вплоть до момента прохождения расчетом сертификационных испытаний, а также для поддержания работоспособности поисково-спасательной собаки в дальнейшем.

 

 

Требования к экипировке расчётов ПСС, необходимой на время обучения и в дальнейшем для действий по предназначению

- поводок короткий капроновый (кожаный) – длина 1 метр;

- поводок длинный капроновый (кожаный) – длина 10-12 метров;

- поясная сумка – для размещения в ней средств дрессировки (мотивации) или специальный жилет для дрессировщика;

- игрушки (мячики) в качестве средства дрессировки (мотивации) – для собак с преобладающей игровой реакцией;

- лакомство в поясной сумке или в жилете в качестве средства дрессировки (мотивации) – для собак с преобладающей пищевой реакцией;

- разгрузочный жилет кинолога;

- ошейник кожаный;

- шлейки (сигнальная и др.);

- намордник;

- две миски для воды и еды;

- канистра для воды ёмкостью 10-15 литров;

- фонарь, каска, перчатки, берцы или трековые ботинки для поиска пострадавших в техногенной среде;

- предметы ухода за собакой и иное снаряжение согласно типовым нормам обеспечения расчетов кинологической службы, утверждённых приказом МЧС России от 13.12.2005 г. № 971.

 

Требования к расчетам ПСС

 

При обучении собаки кинолог обязан использовать только оборудование и снаряжение, которое он будет применять в реальных условиях. В результате обучения собака должна быть подготовлена к работе как на поводке, так и без поводка, в зависимости от ситуации и обследуемой местности. Работая без поводка, собака остаётся под полным контролем кинолога и должна управляться при помощи команд и жестов, подаваемых кинологом.

Собака подготовленная для поиска людей должна:

- заинтересованно, последовательно и тщательно обрабатывать (обнюхивать) зону поиска, где предположительно находятся пострадавшие, выходы шахт и колодцев, любые отверстия, имеющиеся в фундаментах, стенах зданий и на грунте, внутри зданий, сооружений, транспортных средств;

- не отвлекаться на посторонние запахи и отвлекающие раздражители окружающей обстановки (внешние раздражители);

- уметь работать как на поводке, так и без поводка;

- осуществлять поиск в том направление, которое задаёт ей кинолог;

- сохранять работоспособность не менее 20 - 30 минут;

- быть способной обнаруживать закладки - условно пострадавших, расположенные на различной высоте, в разных позах, укрытых различными материалами;

- демонстрировать вязкое, выраженное и продолжительное сигнальное поведение;

- осуществлять сигнальное поведение без контакта с условно пострадавшими.

 

Классификация зон поиска для подготовки и дальнейшего применения расчетов ПСС

 

Поиск в техногенной среде

 

Зона поиска может представлять собой фрагменты обрушенных зданий, заброшенные стройки, целостные здания с различными укрытиями. Собака должна безбоязненно исследовать завалы даже со сложным рельефом. Работа на особо опасных участках должна вестись собакой самостоятельно. При обнаружении условно пострадавшего собаке СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ кусать или каким-либо образом причинять вред человеку (травмировать его).

 

Поиск в природной среде

 

Зона поиска представляет собой лесной массив с различным рельефом протяжённостью до 200 метров, в ширину до 50 метров. Пострадавшие могут быть как открыто лежащими, так и накрытыми различными материалами или ветками деревьев. При обнаружении условно пострадавшего собаке СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ кусать или каким-либо образом причинять вред человеку (травмировать его).

Подготовленной по ПСС считается собака, прошедшая испытания по поиску условно пострадавших в техногенной и природной средах.

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДРЕССИРОВКИ СОБАК ПСС

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ДРЕССИРОВКИ

 

Под методикой дрессировки понимается совокупность методов, способов и приемов формирования проведения (дрессировки).

Различают общую методику дрессировку, регламентирующую формирования навыков какого-либо курса, например, методику подготовки собак по поисково-спасательной службе или по поиску взрывчатых веществ.

Частная методика дрессировки регламентирует формирование конкретного навыка.

Методика дрессировки предполагает выбор методов и способов дрессировки, потребностей и связанных с ними мотиваций, методы их формирования, режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность формирования умений и навыков, внешние условия во время дрессировки и т.п.

Предлагаемая методика подготовки собак по поиску пострадавших людей основывается на использовании двух методов дрессировки: классического метода (основанного на формировании классических условных рефлексов) и оперантного метода (основанного на формировании оперантных (инструментальных) условных рефлексов).

В качестве основных потребностей рекомендуется использовать потребность в игре и пищевую потребность. В качестве вспомогательных – потребность в положительных ощущениях, социальную и оборонительную потребности.

Для инициации двигательных реакций животного, в рамках подготовки собак по поиску человека, применяются следующие способы дрессировки: способы наведения, наталкивания, отбора поведения.

На начальных этапах дрессировки рекомендуется использовать способы воздействия, гарантирующие в результате появление положительных эмоционально-положительных состояний.

К занятиям по курсу приступают, оценив состояние здоровья собаки и степень ее усталости, убедившись в наличии достаточно выраженной потребности.

Количество занятий определяется, прежде всего, состоянием собаки (при этом оценивают наличие усталости, эмоциональное состояние), степенью удовлетворения потребности, качеством выполнения необходимых умений и навыков и соответствием сформированного поведения существующим требованиям.

Занятия начинают в знакомых, лишенных отвлекающих для собаки раздражителей, помещениях и местах, и по мере тренированности собаки, во избежание образования нежелательных связей и стереотипов, переходят к тренировкам в малознакомой и незнакомой обстановке, в различное время суток, времени года и независимо от погодных условий.

Занятия строят по схеме от простого к сложному, подразумевая под усложнением увеличение продолжительности и объема работы, сложности организации укрытий, степени замаскированности условно пострадавших (статистов), наличие отвлекающих раздражителей, смену обстановки и ситуаций, введение новых статистов, работу собаки без поводка, на удалении от кинолога и вне зрительного контакта с ним, степень неопределенности для кинолога и т.п.

Дрессируют и тренируют собак каждый день, осуществляя ориентировочно 2-3 занятия по 15 – 30 минут.

 

ПОНЯТИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ И МОТИВАЦИИ

 

Организм животных и человека время от времени испытывает необходимость в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство. Такая необходимость в чем-либо называется потребностью.

Считается общепризнанным, что потребности являются источником активности организма, побуждающие его к осуществлению качественно определенных форм активности.

Возникающая потребность активизирует функциональные системы организма, имеющие отношение к ее удовлетворению. Однако, возникающая потребность вызывает изменение поведения, только достигая определенного уровня. При этом в центральной нервной системе развиваются такое состояние и такие процессы, которые организуют и поддерживают нужное поведение. Это состояние и соответствующая ему деятельность нервной системы называются мотивацией.

Состояние мотивации отражает выраженность и качество потребности и является психическим ее эквивалентом. Можно определить мотивацию и как совокупность внешних и внутренних факторов определяющих и направляющих поведение. Деятельность всегда потребностна или другими словами мотивирована.

Следует также учесть, что в обычных условиях в конкретный момент времени организм может испытывать не одну потребность. Реализоваться же в данный момент времени, может только одна. Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции. Во время процесса конкуренции, организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, величины, эмоциональной стоимости удовлетворения, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения.

В некоторых случаях поведенческая активность может способствовать удовлетворению не одной мотивации. Например, игровое поведение может быть эффективным для снижения игровой потребности, потребности в движении в новой информации и удовлетворении потребности в положительных ощущениях, а исследовательское поведение может быть детерминировано как потребностью в информации, так и пищевой потребностью.

Учитывая, что образ жизни собаки содержащейся дома или в питомнике связан с двигательной, социальной, игровой и особенно информационной депривациями, необходимо постоянно контролировать величину потребности, выбранной при дрессировке в качестве базовой.

Влияние сильных мотивационных факторов на научение меняется и в зависимости от сложности задачи. Исследования показывают, что для каждого вида деятельности существует свой оптимальный уровень мотивационного возбуждения. Согласно «правилу Йеркса –Додсона», оптимальный уровень мотивации для обучения решению какой-либо задачи понижается с повышением сложности этой задачи (Хайнд Р. Поведение животных. М., Мир, 1975).

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах, т.к. различные мотивации:

1. Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители и стимулы, в том числе и на индифферентные.

2. Повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.

3. Приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. При этом мотивация так активизирует или тормозит, чувствительность анализаторов, что порог чувствительности понижается для значимых сигналов и повышается для незначащих. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения.

4. Увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение –животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.

5.Вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.

6. Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.

В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

С точки зрения динамики потребности при формировании поведения, этот процесс можно представить в следующем виде:

1. Стадия создания целесообразных (базовых, начальных) потребности и мотивации, выступающих как причины необходимого поведения.

2. Стадия удовлетворения данной потребности: поданная команда разрешает совершить конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение потребности становится подкреплением этому действию.

3. Стадия снижения значимости начальной потребности.
5. Стадия автоматизации действия до навыка.

4. В некоторых случаях на заключительном этапе формирования поведения, целесообразна замена начальной потребности на оборонительную.

Чаще всего необходимые потребности создается путем депривации – лишении животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку или не давать ей долго бегать и гулять для того, чтобы создать потребность в физической нагрузке. Иногда потребность можно вызвать непосредственным воздействием на животное, например игровую или оборонительную потребности. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретной собаки.

 

1. ПИЩЕВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

 

Принятие пищи обусловливается особым чувством — чувством голода. Голод как физиологическое состояние (в отличие от голода как патологического процесса) является выражением потребности организма в питательных веществах. Такое состояние возникает вследствие уменьшения содержания питательных веществ в депо и циркулирующей крови. В состоянии голода происходит сильное возбуждение пищеварительного тракта, усиливаются его секреторная и двигательная функции. Изменяется поведенческая реакция животных, направленная на поиск пищи.

Однако при наличии пищевой потребности активизируются не только специфические центры и нейроны, имеющие отношение к пище добывающей деятельности, происходит общая активация ЦНС, что приводит к увеличению двигательной активности, понижению порогов чувствительности практически всех анализаторов, активизации механизмов памяти, улучшения внимания и восприятия.

Различают общую и избирательную пищевую потребность. Под общей пищевой потребностью понимают потребность в пище как таковой, которую часто называют голодом. Под избирательной пищевой потребностью подразумевают потребность в каких-либо отдельных пищевых продуктах.

В дрессировке чаще всего используется именно избирательная пищевая потребность, однако она не так эффективная особенно при предъявлении собаке сложных задач.

Если говорить об общей пищевой потребности, то она создается путем пищевой депривации – лишения животного пищи на определенный срок. Величина пищевой потребности имеет ведущее значение в научении и дрессировке. Обычно при выработке оперантного поведения в лабораторных условиях животных лишают пищи на 3-4 дня и считают целесообразным понижение массы тела до 80% от первоначальной.

Пищевая потребность имеет чрезвычайно высокое биологическое значение для обеспечения жизнедеятельности животных, уступая вероятно лишь оборонительной потребности. В связи с этим формы поведения связанные с удовлетворением пищевой потребности формируются и модифицируются легко и быстро, практически с момента рождения животного.

При научении с использованием пищевой потребности имеет значение не только выраженность пищевой потребности (уровень состояния голода), но также качество и количество получаемой пищи (подкрепление) и вероятность ее получения. Однако если двигательная реакция приобретает свойство навыка, качественный признак подкрепления становится второстепенным.

Характер использования пищевой потребности в дрессировке довольно разнообразен. Так, по мнению Л.Ф. Уитни (Уитни Л.Ф. Психология собаки. М., Центрполиграф, 1997) «в тех случаях, когда наилучшие результаты достигаются с помощью поощрения в виде еды, нельзя заниматься дрессировкой каждый день. Расписание должно быть следующим: в понедельник собак кормят рано утром, во вторник не кормят и вечером устраивают тренировки, после чего, вдобавок к поощрению, кормят досыта, увеличивая обычный рацион; в среду кормят рано утром, в четверг не кормят, проводя вечером занятия.

Если предпочтительно дрессировать собак по утрам, то в понедельник их кормят вечером, во вторник не кормят совсем, в среду утром устраивают тренировку, после которой, кроме поощрения, кормят вволю, больше нормального рациона. Вечером собак кормят как обычно. В четверг собаки едят вечером, в пятницу не получают еды, а утром в субботу проводят занятия.

Работая с некоторыми видами животных, ученые обнаружили, что при дрессировке можно быстро добиться результатов, если какое-то время их недокармливать так, чтобы вес животного составлял три четверти от нормального. Начиная испытывать более сильный, чем при нормальном весе, голод, животное будет готово работать, получая ежедневно нормальное количество пищи. Ему будет хотеться есть больше обычного, чтобы набрать вес, что невозможно при нормальном кормлении, которое удовлетворяет дневную потребность, но не позволяет прибавлять в весе.

Существует мнение, что дрессировка на основе пищевой потребности делает зависимым воспроизведение навыка от состояния голода. Но практика показывает, что такая зависимость характерна лишь для первого этапа формирования навыка. По мере своей автоматизации, навык приобретает все большую автономность по отношению к базовой потребности. Особенно это характерно для инструментальных реакций.

Эффективность использование пищевой потребности в дрессировке заключается в достаточно высокой биологической значимости ее для животного, легкостью контроля ее уровня путем пищевой депривации, связью удовлетворения пищевой потребности с положительными эмоциями. Особенно результативно использование пищевой потребности для дрессировки щенков и молодых собак, для собак имеющих выраженную пищевую потребность или на начальных стадиях формирования навыков – стадии формирования знания и умения.

Пищевое подкрепление дает возможность дрессировщику варьировать его величиной и качеством и таким путем дифференцированно привлекать внимание к отдельным характеристикам нужного действия (селективное подкрепление по К. Прайор) – скорости, правильности и т.п. – можно поощрить собаку одним кусочком, можно горстью, можно дать собаке галету, а можно вызвать состояние ее восторга кусочком сыра. Легко повысить заинтересованность собаки в работе путем «сюрприза»: неожиданно большим количеством лакомой пищи.

 

2.ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЯХ

 

Как известно эмоциональные состояния сопровождаются появлением различных физиологических сдвигов в деятельности вегетативной нервной системы, гормональной и двигательной систем организма. И, не смотря на то, что эмоции являются вспомогательным механизмом удовлетворения физиологических потребностей, при определенных условиях они (скорее физиологические изменения, сопровождающие их) могут приобретать самоценность. Подтверждением этому послужило открытие Д. Олдсом «центров удовольствия» (Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., Мир, 1965). Оказалось, что если крысам дать возможность нажимая на рычаг посылать соответствующие импульсы тока, раздражая «центр удовольствия» они начинают это делать по несколько тысяч раз в час! Животные могли непрерывно раздражать собственный мозг в продолжение 1 – 2 суток, пока не наступало физическое изнеможение. Субъективную силу электрического «вознаграждения» измеряли и другими способами. В течение суток и более крысам не давали пищи, а затем пускали их в клетку, в одном углу которой находился корм, а в другом – рычаг для «самораздражения». При этом, крыса, ранее научившаяся нажимать рычаг, не обращала внимания на пищу, направлялась прямо к рычагу и предавалась непрерывному самораздражению, несмотря на голод. Иногда разряды были настолько сильными, что отбрасывали животных к стенке клетки; но как только крыса приходила в себя, она снова бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобный предыдущему. Если возникала потребность в сне, крысы дремали несколько минут, а потом сразу же снова принимались за стимуляцию. Были также случаи, когда крыса-мать оставляла свой выводок, чтобы заниматься раздражением своего «центра удовольствия». Аналогичные эксперименты на обезьянах, собаках, кошках и других животных, дали, в общем, одинаковые результаты.

По мнению П. В. Симонова: «Высшие млекопитающие располагают двумя механизмами подкрепления: эмоционально негативным, побуждающим стремиться к уменьшению, ослаблению, предотвращению этого состояния, и эмоционально позитивным, под влиянием которого живое существо стремится продолжить, усилить, повторить возбуждение соответствующих структур» (Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. М., Наука, 1975). В связи с этим само положительное эмоциональное состояние может быть мощным положительным подкреплением инструментальному поведению.

В результате нейрофизиологических исследований (Греченко Т.Н. Психофизиология. М., Гардарики, 1999) из мозга были выделены специфические вещества, вырабатываемые гипофизом, которые были названы эндорфинами. По своему эффекту эндорфины схожи с наркотическими препаратами, в частности, оказывают болеутоляющее и успокоительное действие. Изучение структуры молекул эндорфинов показало, что у них есть часть, общая со всеми производными морфия. В настоящее время выделено несколько таких веществ. Они отличаются друг от друга размерами и «поведением»: одни оказывают болеутоляющее действие, другие — нет, они могут успокаивать или возбуждать и даже погружать животных в каталептическое состояние.

В 1975 г. из мозга свиньи были выделены вещества, которые были названы энкефалины. Вскоре такие же вещества обнаружили и в мозге коровы. Было установлено, что выделенные вещества сходны по своему действию с опиатами – веществами близкими к опию. Они тоже вырабатываются в организме для снижения боли и могут подавлять работу нейронов в нервной системе. Применение энкефалинов, включая и эндорфины, вызывает эффекты, похожие на те, которые возникают при использовании опиатов.

Предполагают, что положительное эмоциональное состояние животных сопровождается выбросом в центральную нервную систему описанных выше и других, пока не известных веществ, сходных по своему действию с наркотическими веществами.

 

3.ПОТРЕБНОСТЬ В ИГРЕ

 

Под игровой деятельностью понимают «комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих утилитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам)» (Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского Ростов-на-Дону, Феникс, 1998).

Самостоятельность этой потребности подтверждается теми фактами, когда животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая натурального подкрепления

Игровая деятельность свойственна высокоразвитым млекопитающим животным и обеспечивает физическую тренировку, навыки борьбы, охоты, использования орудий, общение с другими особями своего вида, усвоение групповых норм поведения. Игра служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. Ее целью является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые могут быть достижимы с ее помощью.

Особенно ярко роль игры проявляется у животных, которые живут в сложно организованных сообществах.

Игра имеет не только объективное но и большое субъективное значение для животного. Игровое поведение сопряжено с интенсивным всплеском положительных эмоций и животным нравится играть.

Лишение молодых животных возможности игры приводит к серьезным нарушениям социального поведения, снижает способность животным к выработке сложных навыков.

Учитывая функциональное содержание игровой деятельности принято различать игры физического развития, социальные, обучающие и исследовательские игры (Беленький В., Мычко Е. Поведение собаки. М., Барс, 2000).

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОБАКИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОИСКА ПОСТРАДАВШИХ ЛЮДЕЙ

 

Требования к отбору молодых собак и начальной подготовки подробно изложены в Руководстве по организации кинологической службы МЧС России и Инструкции по организации и проведению сертификационных испытаний поисково-спасательных расчетов кинологической службы МЧС России.

1) Управляемость. Для обучения собак по специальному курсу ПСС собаки должны пройти подготовку по курсу проверки послушания и ловкости (ППЛ). Вполне допустима одновременная подготовка собаки по курсу ППЛ и СП (специальная подготовка), если отсутствуют факторы, препятствующие занятия по СП: отсутствие социализации, полное отсутствие контакта между проводником и собакой, преобладание ориентировочной реакции и т.д.

Кроме того, учитывая тот факт, что обучение собаки по двум критериям, например одновременное обучение сигнальному поведению и поиску или дифференциации запахов, представляет для нее трудность и замедляет формирование нужного поведения, желательно предварительно выработать у собаки умения, не имеющие непосредственного отношения к поиску человека, однако используемые при построении навыков, и при необходимости провести коррекцию поведения.

2) Социализация собаки. Собака должна быть также хорошо социализирована и легко адаптироваться к различным условиям работы, безразлично относиться к наличию в непосредственной близости людей, собак, других видов животных и их запаховых следов. Любые формы асоциального поведения, или слишком повышенная заинтересованность в контактах, может значительно нарушить, исказить процесс дрессировки или снизить эффективность использования собаки по предназначению.

Учитывая, что коррекция асоциального поведения во время постановки собаки на поиск человека, может быть связана с болевыми воздействиями, воздействиями вызывающими страх или отрицательные эмоции и то, что эти воздействия могут быть ассоциированы собакой с зоной работы, непосредственно с поисковым поведением или запахом человека, необходимо заранее провести соответствующие занятия по социализации собаки.

3) Снижение ориентировочно-исследовательского поведения.

Любые формы ориентировочной реакции или ориентировочно-исследовательского поведения (при условии, если эти реакции не имеют отношения к запаху человека), возникающие в процессе учебных занятий или применения собаки по предназначению, значительно снижают эффективность обучения и результативность работы.

Замечено, что выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

а) частоте появления похожих раздражителей;

б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);

в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным.

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания – нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Как правило, выраженным ориентировочным поведением, а то и боязнью, отличаются животные, испытавшие воздействие ранней сенсорной депривации, т.е. выращенные в ограниченных однообразных условиях окружающей среды (например, в условиях питомника – синдром питомника).

Интенсивность и продолжительность занятий по снижению и исключению ориентировочного поведения на факторы внешней среды определяется степенью ранней сенсорной депривации.

Если исключить ориентировочное поведение на раздражители средней интенсивности не удается, дрессировка такой собаки нецелесообразна.

4) Формирование навыка сигнального поведения.

Согласно Временных правил сертификационных испытаний поисково-спасательных расчётов поисковой кинологической службы МЧС России, поисково-спасательная собака может обозначать пострадавшего человека фиксацией, облаиванием, подводкой, с помощью брингзеля и раскапыванием (лавинные собаки) и должна не прекращать сигнального поведения до команды кинолога.

Учитывая, что формирование поведения по нескольким критериям одновременно затрудняет и замедляет подготовку собаки, целесообразно до начала занятий по специальному курсу сформировать навык выбранного сигнального поведения по следующим критериям:

ü собака осуществляет сигнальное поведение – радостно и с готовностью;

ü по занятию статистом сигнальной позы, укороченной голосовой команде, свистку, щелчку кликера и т.п.; быстро или очень быстро; независимо от времени суток; независимо от погодных условий;

ü независимо от окружающей обстановки, с учетом условий в которых собаке предстоит работать (в подвале, салоне автомобиля, на завале и т.п.); независимо от расстояния до кинолога; при наличии и вне визуального контакта;

ü осуществляет сигнальное поведение как минимум в течение минуты;

ü не прекращает сигнальное поведение до альтернативной команды/подхода кинолога.

Сигнальное поведение, сформированное до уровня навыка на фоне положительных эмоций со временем само начинает нести функции положительного подкрепления, во-первых, как условное положительное подкрепление, а, во-вторых, в результате совпадения запланированного и реально достигнутого акцепторов результата действия (по П.К. Анохину). В таком случае сигнальное поведение демонстрируется собакой легко и гарантированно.

 

РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СИГНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНО ПОСТРАДАВШЕГО (СТАТИСТА).

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СИГНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНО ПОСТРАДАВШЕГО (СТАТИСТА) НА ОСНОВЕ ПИЩЕВОЙ ПОТРЕБНОСТИ.

 

Дрессировка будет происходить успешней на фоне выраженной пищевой потребности. Желательно первоначальные этапы дрессировки проводить, скармливая собаке суточный рацион только в процессе занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: