Анализ работы библиотеки ДОШ № 144
За 2015-2016 учебный год
Сведения о библиотекаре:
Панфилова Татьяна Александровна
Высшее
Общий стаж работы 14 лет, библиотечный 11 лет.
Работает 1 ст.
Контрольные показатели библиотеки за 2015/2016 учебный год:
· количество обучающихся – 349, из них читателей – 349;
· количество учителей – 41, из них читателей 41;
· работников школы – 20, из них читателей 20;
· книговыдача – 8604;
· объем библиотечного фонда – 18450 экз.;
· объем фонда литературно-художественных изданий – 511 экз.;
· объем учебного фонда – 17939 экз.;
· выбыло за 2015г. – 0 экз.;
· поступило за 2015г. – 8775 экз..
Основная цель деятельности библиотеки:
· Обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки. Содействие самообразованию учащихся, педагогов и других категорий читателей.
· На современном этапе развития мирового сообщества стало очевидным, что решение множества проблем в жизни в основном зависит от потребности в духовно-нравственном совершенствовании общества. Обществу нужен читающий человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Основные направления работы:
· Информационно-библиографическое обслуживание читателей;
· Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети;
· Работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной литературы);
· Внедрение новых информационных технологий;
· Повышение профессиональной компетентности.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.
|
Основные функции библиотеки ДОШ № 144:
1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития гимназии; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.
Краткая справка о библиотеке:
1. Библиотека расположена на 1 этаже школьного здания;
2. Занимает приспособленное помещение, состоящее из 1 комнаты;
3. Капитальный ремонт помещения произведен в 2013г.;
4. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;
5. Читальный зал библиотеки занимает совмещенное с абонементом помещение. Освещение читального зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;
6. Организует работу библиотеки и читального зала один работник – зав. библиотекой, имеющая высшее образование, общий стаж работы 14 лет, стаж библиотечной работы 11 лет, в данной школе 11 лет;
|
7. Режим работы библиотеки - библиотека работает по плану, утвержденному директором образовательного учреждения;
Материально-техническое оснащение библиотеки:
1. Библиотека оборудована: столами (1) для читателей, стульями (8), стеллажами. На окнах – жалюзи.
2. В библиотеке 1 компьютерное место для работы пользователей библиотеки, книгохранилище.
3. Рабочее место библиотекаря оборудовано: стол (1), стул, тумбочки для документации (1), персональный ноутбук (Windows – 2007), многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс.)
4. Читальный зал на 8 мест.
Фонд библиотеки:
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
книга суммарного учета основного фонда библиотеки;
инвентарные книги;
книга учета библиотечного фонда учебников;
журнал выдачи учебников учащимся;
читательские формуляры.
Режим сохранности фонда соблюдается. Доступ к основному фонду - открытый. Все издания технически обработаны, в библиотеке имеется штамп. Продолжается работа по составлению электронного каталога.
|
Предоставляемые услуги:
· Выдача художественной литературы и периодических изданий;
· Выдача учебной литературы на текущий учебный год;
· Выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;
· Предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;
· Сканирование;
· Ксерокопирование;
· Самостоятельная работа на персональном компьютере;
· Поиск информации в сети Интернет;
· Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети;
· Копирование информации на электронный носитель;
· Распечатка информации с электронного носителя;
· Просмотр учебного материала на ноутбуке;
· Просмотр игровых и обучающих DVD дисков с использованием ноутбука;
· Проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;
· Выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;
· Индивидуальное и групповое информирование;
· Составление библиографических списков источников информации;
· Выполнение библиотечно-библиографических справок.
Обслуживание читателей:
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
• 1-4 кл.
• 5-9 кл.
• 10-11 кл.
• педагогические работники
• обслуживающий персонал
Информационно-библиотечная деятельность:
В течение года для учителей проводились обзоры новой литературы по мере поступления.
Для учащихся проведен ряд книжных выставок (9) и библиотечных уроков (30);
· Калейдоскоп художественных новинок» (выставка поступлений)
· Выставка одной книги «О любви»
· Выставка по произведениям писателей.
· Цикл мероприятий посвящённых Дням воинской славы.
· «О ребятах и зверятах» по произведениям русских писателей К. Паустовского, Н. Скребецкого, М. Пришвина.
· новогоднее ассорти (прогнозы, гороскопы и многое другое) выставка и др.
Библиотечно-библиографические уроки
Класс | Название |
Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой. Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал. | |
.Правила обращения с книгой. Беседа –«О бережном отношении к учебнику» | |
Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга. | |
Книги - наши верные друзья. | |
Книга. Я твой лучший друг. | |
Такие разные книги… Знакомство детей с разнообразными видами книги. | |
Справочная литература-(понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках) | |
Научно-познавательная литература для детей-Серии научно- познавательных книг, их разнообразие, отличие от художественной литературы. Беседа - Сохраним учебник на «отлично» | |
Урок- беседа. Как работать с книгой? | |
Каталоги и картотеки. Справочная литература; Научно- популярная литература-Цель чтения: расширение кругозора, подготовка к докладу, реферату, приобретение навыков доступа к информации. Беседа- «Сколько стоит учебник» | |
Справочно-библиографический аппарат библиотеки, картотеки, электронные каталоги картотеки. Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Методы самостоятельной работы с книгой. |
Методическая деятельность:
В течение года зав.библиотекой назначается ассистентом при проведении предметных олимпиад, экзаменов.
Задачи на следующий год:
· Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
· Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, в течении года проводить акцию «Мини библиотека», «Подари книгу школе».
· Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
· Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
· Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
· Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки.
· Продолжать работу с сайтом школьной библиотеки. Создание сайта – не самоцель, а возможность приобщить читателей к удаленным источникам информации. Это своего рода окно в единое информационное пространство, это виртуальное представительство общеобразовательного учреждения в Интернете.
Выводы:
Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет.