Взаимодействие звуков в речевой цепи




В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными.

Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки при этом могут находиться как в непосредственном соседст­ве друг с другом (контактные явления), так и на определенном расстоянии друг от друга (дистактные явления).

Одна из причин комбинаторных изменений звуков – фазовый характер артикуляции, в результате чего происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия (окон­чание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с эк­скурсией (с началом артикуляции) последующего звука, что влечет за собой качественное изменение звука. Среди комбинаторных из­менений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация (< лат. accomodatio 'приспособление') - это час­тичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гла­сного, когда экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего (прогрессивная аккомодация) или рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация). Например, аккомодация гласных согласным в русском языке: артикуляция гласных непереднего ряда а, о, у после мягких согласных продвинута вперед в экскурсии (прогрессивная аккомодация): нос и нёс [нос] и [н"ос]. В результате аккомодации согласных гласным перед­него ряда происходит смягчение согласных: ц[ер']ковь; или в английском языке, где губной согласный [w] способствует огублению последующего гласного [а] в словах what 'что', was 'был'.

Ассимиляция (< лат. assimilatio 'уподобление') - это артику­ляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляции основаны также на приспособлении рекурсии и экскурсии звуков и могут быть прогрессивными и регрессивными. В отличие от аккомодации, ассимиляция происходит между звуками одного типа - гласными (вокалическая ассимиляция) или согласными (консонантная асси­миляция). В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/тве­рдости (ср. косточка, но ко[с'т']и), по глухости/звонкости (ср. кни­жечка, но кни[шк]а), по месту образования (ср. высокий, но вы-[ш]ий\по способу образования (ср. обман, но рус. диал. о[м:]ан) и т.д По тому становятся ли два различных звука в результате ассимиляции одинаковыми или нет, различают полную ассимиляцию (оттыд [уддых]) и неполную (сбить [збит’]). Взаимодействовать могут соседние звуки (контактная ассимиляция) и звуки на расстоянии (дистактная).

На основе ассимиляции часто возникает явление диэрезы (< греч. diairesis 'деление, раздел') - выпадение согласных (произ­ношение слов солнце, честный, праздник и т.д.).

Разновидностью ассимиляции является сингармонизм (< греч. syn 'вместе' и harmonia 'созвучие'). Сущность этого явления в единообразном вокалическом (а иногда и консонантном) оформле­нии слова. Сингармонизм широко представлен в тюркских и в ряде финно-угорских языков.

Диссимиляция (< лат. dissimilatio 'расподобление') - это ар­тикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков. Диссимиляции основаны на тенденции противоположной ассимиляции и также бывают прогрессивными и регрессивными, контактными и дистактными. На­пример, рус. лит. бомба и просторечное бо[нб]а, в котором утрачи­вается общий для [м] и [б] признак (губно-губное образование) Диссимиляция, как и ассими­ляция, наблюдается между звуками одного типа - гласными (вока­лическая диссимиляция) или согласными (консонантная), ср. рус. просторечное пролубъ. В словах лег­ко и мягко происходит и ассимиляция и диссимиляция одновременно, сначала вместо [гк] произносится [кк] (полная регрессивная ассимиляция), потом первое [к] превращается в [х] (регрессивная диссимиляция по способу).

Одним из видов комбинаторных изменений, связанных с дисси­миляцией, является гаплология (< греч. haplos 'простой' и logos 'слово') - упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одина­ковых слогов (ср. минералогия вместо минералология). На дисси­милятивной основе возникает часто и явление метатезы (< греч. metathesis 'перестановка') - перестановки в слове звуков или сло­гов (ср. рус. Фрол < лат. Floris, рус. мрамор < лат. Marmor, в детсткой речи шаладка вместо лошадка).

Позиционные изменения - это изменения звуков, обуслов­ленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонети­ческих условий (например, позицией в конце слова или в безудар­ном слоге). Позиционным изменениям подвержены как гласные, так и согласные. Ярким примером позиционных изменений звуков является редукция. Редукция (< лат. reductio 'уменьшение, сокра­щение') - это изменение звуковых характеристик гласных или сог­ласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблени­ем напряженности), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается и редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Количественная редукция - это редукция, связанная с сокра­щением дли­тельности звука (например, количественную редукцию гласного [у] в словах рук - рука - рукавица). Степень сокращения длительности гласного зависит прежде всего от его положения по отношению к ударению. Эту особен­ность количественной редукции A.A. Потебня передал числовой формулой 12311, где цифрами оценивается сила ударных и безуда­рных слогов, степень полнозвучности гласного: гласному в уда­рном слоге соответствует цифра 3, первому предударному - 2, вто­рому предударному и заударному слогам - 1. Сравни, тыл – в тылу – тыловой.

Качественная редукция - это редукция, связанная с измене­нием характера артикуляции звука в связи с сокращением его дли­тельности (например, сокращение времени артикуляции гласного а, находящегося во втором предударном слоге, ведет к тому, что язык не достигает максимально низкого положения, как это наблюдается при произнесении ударного а, вследствие чего безударный гласный а в русском языке произносится как гласный среднего подъема [ъ], ср. произношение слова паровоз).

Иногда редукция может привести к полному исчезновению глас­ного в безударном слоге (провол[о]ка или сутол[о]ка). Это выпадение звука или группы звуков внутри слова называется синкопа (< греч. synkope 'сокращение') а в конце слова апокопа (< греч. арокорё 'усечение'), например, чтоб[ы], Пет[я].

Редукция может затрагивать и согласные, например, в позиции конца слова (ср. оглушение звонких согласных в позиции конца слова: сады, но са[т]).

С особенностями слоговой структуры слова связано и появление неорганических или паразитических звуков.

Паразитические звуки - это дополнительные, отсутствующие в первоначальной форме слова звуки, возникшие под влиянием определенных фонетических или морфологических условий. Паразитическими могут быть как согласные, так и гласные.

Паразитические согласные появляются, как правило, на границе двух гласных (реже соглас­ных), принадлежащих разным слогам (ср. ка-ка-о > просторечное ка-ка-во). Возникновение этого дополнительного звука связано со стремлением говорящего устранить стечение гласных (или зияние). Появление дополнительного звука, отсутствующего в первона­чальной форме, в середине слова называется эпентезой (< греч. epenthesis 'вставка'), ср. рус. просторечное ндрав. В начале слова - протезой (< греч. prothesis 'постановка впереди'), острый – в просторечье, вострый; в абсолютном конце слова - эпитезой (др.-рус. п^снь - рус. песня).

Иногда зияние может устраняться путем стяжения двух гласных звуков в один слог (ср. севернорус­скую диалектную форму быват < бывает) или «выталкивания» одного из двух гласных (явление элизии), ср. франц. l'entree < la entree.

Контрольные вопросы:

1 В чем разница между комбинаторными и позиционными изменениями звуков в речевой цепи?

2 Чем обусловлены комбинаторные изменения звуков?

3 Каковы характеристики аккомодации, ассимиляции и диссимиляции?

4 На основе каких изменений возникают диэрезы и сингармонизм?

5 С какими изменениями связаны гаплология и метатеза?

6 К каким изменениям относится редукция? Какие виды редукции вам известны?

7 Какие звуковые явления называют паразитическими?

Практические задания

1 В нижеследующих словосочетаниях проанализируйте явления ассимиляции. Образец: лепе т д евочки – это регрессивная, контактная, полная ассимиляция по признаку глухости, произошло уподобление [д] под влиянием [т].

А) езжу, подход, упавший, сжалиться, рожки, будто, песня, пасть, сбруя, молотьба, лезть, грызть.

Б) дочь больна; весь дом; нос зайца; рог коровы; отец Горио; воз песка; лепет девочки; каприз природы; голос жалости.

2 Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произнесение следующих слов:

а) омман вместо обман, посленний вместо последний, шешнадцать вместо шестнадцать, консомолец вместо комсомолец;

б) асвальт вместо асфальт, пролубь вместо прорубь, колидор вместо коридор, бонба вместо бомба, лаболатория вместо лаборатория, транвай вместо трамвай.

3 В тюркских языках действует закон сингармонизма (ассимилятивного изменения гласных). В следующих заимствованиях из тюркских языков определите состав гласных звуков; укажите, в каких словах закон сингармонизма нарушен:

Арбуз, сарай, сераль, кумыс, аршин, собака, лошадь, утюг, чудак, чердак, бурдюк, шатер, черпак, урюк, аул.

Существует ли закон сингармонизма в русском языке? Обоснуйте ответ

6 Какие выводы об ассимиляции в русском языке можно сделать на основании анализа звучания следующих слов:

отделить, подтянуть, сварка, ягодка, бегство, сшить, бантик, кончик, слово, сдача, смять, свалка, сжечь.

7 Какие изменения звуков произошли в следующих словах:

Знаменосец (вместо знаменоносец), поздно, радиво (вместо радио), тефален (вместо телефон), Сан Саныч, малако (вместо молоко), узюм (вместо изюм), канбинзон (вместо комбинезон), дохтур (вместо доктор) шесь (вместо шесть), чо (вместо что), тубаретка (вместо табуретка), тыща (вместо тысяча).

8 С помощью этимологического словаря установите, какие фонетические изменения имели место в истории нижеприведенных слов:

февраль, футляр, тарелка, ладонь, верблюд, мольберт, восемь, вотчина, гусеница, близорукий, курносый.

 

Учение о фонеме

 

Все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм. Различая оболочки слов, фонемы указывают на различия в их значениях, но сами значения не имеют.

Фонема (< греч. phönema 'звук') - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). По словам Л.В.Щербы, в живой речи произносится значительно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количественно разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Эти звуковые типы называются фонемами. Следовательно, фонема - это единица языка, а звук - единица речи, о чем в свое время писал основоположник отечест­венной фонологии И.А. Бодуэн де Куртенэ, противопоставлявший фонетику (науку о звуках речи) фонологии, науке о единицах языка.

Оперирование понятием фонема позволяет упростить описание фонетических систем языков мира. Количество фонем в разных языках колеблется от 13 (в некоторых языках Австралии и Океа­нии) до 78 в абхазском языке.

Если звук является единицей речи (ср., например, разное индивидуальное произношение звуков [р] или [г], которое может колебать­ся в довольно широких пределах), то фонема - это единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности. Как единица языка, она обладает фонологиче­скими признаками. Одни из них являются «пассивными» (или конститутивными) признаками, другие - «активными» (или дифференциальными), с их помощью одна фонема противопостав­ляется другой. Например, в русском языке фонема <б> характери­зуется следующим набором конститутивных признаков: 1) твер­дость; 2) звонкость; 3) взрывность; 4) огубленность; 5) отсутствие назальности; некоторые из этих признаков могут выступать в каче­стве дифференциальных, ср. твердость: был - бил; звонкость: бар - пар; огубленность: бар - дар; отсутствие назальности: боль - ноль.

В речи реализация фонем происходит через звуки. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, сохраняет или утрачивает фо­нема свое качество (окраску), различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой фоне­ма выступает в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных рус­ского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными (ср. [т]ом - [д]ом), перед сонорными (ср. [п]леск - [б]леск) и если после него следует гласный или сонорный (ср. [т]ворец - [д]ворец). Для твердых/мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] - бра[т']), перед всеми гласными, кроме е (ср. [м]ыл - [м']ил) и т.д.

Слабая позиция - это позиция неразличения фонем. В этой пози­ции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке (либо в результате редукции, либо под воздействием соседних зву­ков), т.е. их фонологическое противопоставление нейтрализуется. Нейтрализация - это устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях (например, фонемы <з> и <с> различаются в позиции перед гласным в словах козы и косы, но нейтрализуются на конце слова - ко[с], совпадая в одном звуке). Эту фонему, появляющуюся в слабой позиции, называют «архифонемой ».

Фо­нема - это общее, существующее во множестве частных проявле­ний. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов (< греч. alios 'другой' и phöne 'звук'), каждый из которых связан с определенной позицией. Аллофоны – это группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зави­симости от характера выполняемой ими функции, места в слове, соседства с другими звуками, ударности и безударности, в отече­ственном языкознании различают следующие типы аллофонов:

1) вариации (или оттенки фонемы по Л.В.Щербе), появляю­щиеся в сильной позиции фонемы (для гласных, например, это позиция под ударением в соседстве с мягкими согласными (ср., например, вариации фонемы <а> в словах пятый [а] и пять [а]). Вариации представляют собой такие позиционные модификации фонем, которые не утрачивают своей различительной функции и являются практически тождественными основному виду фонемы, поэтому их иногда называют «звуковым синонимом» основного вида фонемы.

2) варианты, появляющиеся в слабой позиции фонемы. Это такие модификации фонемы, которые не различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве. Выступая в роли заменителя двух (или более) фонем, вариант те­ряет частично свою способность различать значения слов, являясь «звуковым омонимом» совпавших фонем (ср., например, вариант фонем <а> [вал] и <о> [вол], неразличающихся в предударном слоге [л]: [вʌпы]).

В тех случаях, когда вариант выступает только в слабой позиции, т.е. когда он не чередуется со звуком в сильной позиции (например, при неподвижности ударения или неизменяемости слова), констатируется, что звук является вариантом одной из фо­нем, входящих в гиперфонему, т.е. «над-единицу» разных фонем (например, в слове собака представлена гиперфонема <о/а>).

Различия между аллофонами не сопряжены с изменением значения слова, в составе которого они выделяются, ср., например, реализации фонемы <е> в слове лес и по лесу: каждый из аллофонов высту­пает в определенной позиции, не меняя при этом значения слова.

Фонема - это полифункциональная единица языка. Первое и са­мое важное назначение фонемы - различать звуковые оболочки слов или морфем. Это ее дистинктивная (различительная) функ­ция. Она выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавате­льную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции. Перцептивная (< лат. pereeptio 'восприятие') функция фонемы – это функция доведения звуков речи до восприятия: она дает, возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем. Сигнифика­тивная (< лат. significare 'обозначать') функция фонемы – это смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка (морфем и слов, ср. слова пот-бот-мот-кат, различающиеся звуками /и/, [б], [м], [к], представляющими разные фонемы, а потому различающиеся и своим значением). В сфере сигнификативной функции звуковые элементы связаны от­ношением оппозиции (противопоставления), ср., например, оппо­зиция по твердости/мягкости кон - конь, глухости/звонкости кора-гора. Выполняя перцептивную и сигнификативную функцию, фоне­мы могут выступать и в сильной, и в слабой позиции, в связи с чем различают позиции перцептивно сильные и слабые и сигнификати­вно сильные и слабые. Если в перцептивно и сигнификативно силь­ной позиции фонема выступает в своем основном облике (по кото­рому она и определяется), то в перцептивно или сигнификативно слабой позиции она выступает в своих аллофонах - вариациях (в перцептивно слабой позиции, ср. вариации фонемы <а> в словах мять и мятый) и вариантах (в сигнификативно слабой позиции, ср. вариант фонемы <д> в слове род [рот]).

Кроме дистинктивной, фонемы обладают делимитативной или разграничительной функцией. Делимитативная (< лат. limitis 'граница, черта') функция фонемы – это функция обозначения гра­ницы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, на­пример, сигналом наличия границы слова Делимитативная функ­ция фонемы, в отличие от дистинктивной, не проявляется регу­лярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каж­дом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

Теория фонемы является одной из сложнейших проблем языко­знания. В мировой лингвистике существуют разные фонологиче­ские школы (пражская, лондонская, американская, петербургская, московская и др.), отличающиеся своими подходами к разработке фонологической теории. Разногласия в определении фонемы на­блюдаются даже между московской и петербургской фонологиче­скими школами. Представители петербургской фонологической школы (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко и др.), признавая за фонемой смыслоразличительную функцию, рас­сматривают ее в составе словоформы. При фонемной идентифика­ции звуков речи в слабой позиции опи­раются на фонетический критерий тождества, т.е. выделение и отождествление фонемы происходит по физиолого-акустическому признаку. Например, в словах трава и дома на основании близости физиолого-акустических свойств звука в первом предударном слоге выделяется фонема <а>, а в словах пруд и прут в позиции конца слова фонема <т>.

Представители москов­ской фонологической школы (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, A.A. Реформатский, М.В. Панов, Л.Л. Касаткин и др.) при определении фонемы исходят из морфемы. Согласно этой точке зрения, фонема не автономная фонетическая единица, а строевой компонент морфемы. Тождество морфемы определяет границы и объем фонемы. Поэтому, когда фонема находится в слабой пози­ции, фонемная идентификация звуков осуществляется не по их физиолого-акустическому сходству, а по функционально-морфематическому. Например, в словах леса и лиса, сома и сама безударные гласные, несмотря на тождество их звучания, представляют разные фонемы, а именно фонему <е> (так как в сильной позиции в той же морфеме находится фонема <е> лес, фонему <и> (так как в сильной пози­ции в той же морфеме <и> лис), фонему <о> (так как сом), фонему <а> (так как сам). Такая же ситуация в словах пруд и прут: в пер­вом случае представлен позиционный вариант фонемы <д> (так как пруды), во втором - фонемы <т> (так как прутик).

Главный критерий выделения фонемы в сильной позиции в обеих школах один и тот же - функциональный, т.е. способность фонемы различать слова и морфемы. Расхождения в критериях выделения фонемы наблюдаются в том случае, когда она оказывается в слабой позиции: представители МФШ остаются на тех же позициях и по-прежнему используют функциональный кри­терий, т.к. фонема и в слабой позиции продолжает выполнять свою смыслоразличительную функцию (ср. слова [воды] и [вʌда] - это разные словоформы одного и того же слова, выбор звуков [о] или [ʌ] позиционно обусловлен, оба звука являются представителями одной фонемы <о>, т.к. фонема включает в себя весь ряд позицион­но обусловленных чередующихся звуков, выступающих в одной морфеме). Представители СПФШ используют уже иной критерий – физиолого-акустический, предполагающий сходство звуков на ос­нове общности их различительных признаков: в слове [вʌда] будет выделяться ими фонема <а>, т.к. по своим физиолого-акустическим свойствам она сближается с фонемой <а> в сильной позиции. Поэтому СПФШ часто называют фонетико-идентификационной, а МФШ - морфолого-интерпретационной школой.

Фонемы существуют только в фонологической системе языка, которая складывается постепенно в процессе его исторического раз­вития. Фонологическая система языка - это внутренне орга­низованная совокупность его фонем, связанных определенными от­ношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. Противопоставления фонем образуют оппозиции (ср. оппозицию по глухости/звонкости фонем <п> - <б> или твердости/мягкости фо­нем <с> - <с'>). Сравнение фонем в оппозициях основано на со­поставлении их признаков - дифференциальных и интегральных. Интегральные признаки фонем образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление, например, у фонем <т> и < д> интегральными признаками (т.е. признаками об­щими для обеих фонем) являются взрывность, переднеязычность, твердость, а дифференциальными (т.е. различительными) - глу­хость (для <т>) и звонкость (для <д>).

Фонологическая система языка строится как система фонемных оппозиций, среди которых выделяются два основных типа:

дизъюнкция, т.е. противопоставление по нескольким при­знакам (ср., например, противопоставление фонем <д> и <н>, у которых интегральными признаками являются переднеязычность, звонкость и твердость, а дифференциальными - взрывность (для <д>) и плавность (для <н>). Такой вид оппозиции, когда различи­тельные признаки находятся в относительном равновесии с нераз­личительными, т.е. фонемы противопоставляются по нескольким признакам одновременно, называется ненапряженным или эквиполентным;

корреляция, т.е. противопоставление по одному признаку (ср., например, противопоставление фонем <п> и <б>, у которых интегральными признаками являются взрывность, губно-губное образование, твердость, отсутствие назальности, а дифференциаль­ными - глухость (для <п>) и звонкость (для <б>). Такой вид оппо­зиции, когда интегральные признаки преобладают над дифферен­циальными, т.е. фонемы противопоставляются по одному признаку, образуя коррелятивную пару, называется напряженным или привативным.

Корреляции формируют ядро фонологической системы языка, они охватывают целые ряды фонем (ср. корреляцию фонем по глухости/звонкости в русском языке: <п>-<б>,<r>-<л <с>-<з> и т.д.).

В языке, однако, могут существовать и такие фонемы, которые не образуют оппозиций по тому или иному признаку, например, в русском языке фонема <ч'> не образует корреляции по твердости/ мягкости (хотя некоторые ученые, в частности Л.Л. Касаткин, счи­тают, что ее коррелятивной парой является фонема < ц>), а фонемы <р>, <л>, <W>, <н>, <$> - по глухости/звонкости. Иногда они вообще могут находиться за пределами корреляции (как, например, фоне­мы <U>,<tf>,<j> в русском языке).

Н.С. Трубецкой – автор базовых исследований по фонологии, обобщенных в итоговом труде «Основы фонологии» (1939). Вслед за И.А.Бодуэном де Куртенэ, развил понятие минимальной звуковой единицы языка – фонемы, выдвинув на первый план собственно лингвистические функции фонем, а именно их использование для смыслоразличения. Совместно с Р.Якобсоном Н.С. Трубецкой разработал типологию фонологических оппозиций. Заложил основы морфонологии – лингвистической дисциплины, изучающей звуковую структуру значимых единиц языка – морфем и слов. Трубецкой по общности признаков выделял два типа оппозиций – одномерные и многомерные. Одномерные оппозиции ограничены только двумя членами, имеющими общие признаки. Например, в русском языке только фонемы < в, ф> являются губно-зубными фрикативными согласными. Признаки членов многомерных оппозиций являются общими для многих фонем, например, глухость и звонкость согласных в русском языке.

В зависимости от тех отношений, которые существуют между членами оппозиции, Н.С. Трубецкой выделял три их типа: привативные, градуальные, или ступенчатые, и эквиполентные, или равнозначные.

Члены привативных оппозиций (их иногда называют бинарными, а также чистыми) различаются только одним признаком, по всем остальным постоянным признакам они совпадают, например: <п-б, д-т, г-к, п-п’ > и т.д.

А.А. Реформатский также оппозиции называл коррелятивными (от лат. –correlativus – соотносительный), хотя иногда коррелятивные оппозиции рассматривают как объединение нескольких пар членов привативных оппозиций, например, оппозиция пар по звонкости-глухости: < б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к>.

Градуальные, или ступенчатые, оппозиции (их иногда называют троичными или тернарными) состоят, как правило, более чем из двух членов и характеризируются различной степенью проявления одного и того же признака. Например, каждое из последующих норвежских < u- ů-ü>, становится более передним, а на слух выше. Как градуальные оппозиции можно рассматривать систему гласных фонем русского языка: гласные переднего ряда <и, э> - первая ступень движения языка по горизонтали, гласные среднего ряда <а, ы> - вторая ступень, гласные заднего ряда <о, у> - третья ступень, гласные верхнего подъема <и, ы, у> - первая ступень подъема языка по вертикали, гласные среднего подъема <о, э> - вторая ступень, гласный нижнего подъема <а> - третья ступень. Сюда же относится и противопоставление согласных по месту образования и активному органу: переднеязычные согласные – первая ступень по месту образования и активному органу, среднеязычные согласные – вторая ступень, заднеязычные согласные – третья ступень и т.д. Степень нарастания или убывания признака в приведенных примерах может считаться и в обратном порядке.

В эквиполентных, или равнозначных, оппозициях их члены имеют два различительных признака, самостоятельных и разных: например, <б>-губная согласная, а <г> - заднеязычная. Выделяют также групповую оппозицию гласный – согласный, в которой группа всех гласных фонем языка противопоставляется всей группе согласных. В групповой оппозиции могут состоять фонемы и по другим признакам, например, губные противопоставляться язычным, смычные – щелевым и т.д. Очевидно, что некоторые типы оппозиций принадлежат не столько самому языку, сколько зависят от субъективизма исследователя, так как одно и то же реальное противопоставление может трактоваться по-разному.

Кроме отмеченных оппозиций, каждая фонема в системе языка противопоставляется нулю, то есть отсутствию фонемы, например: скот-кот, сток-ток, упор-бор, пара-пар, удар-дар и т.д. Это очень важное противопоставление, оно пронизывает всю языковую систему, для которой нулю оказывается значимым на всех уровнях.

 

Контрольные вопросы:

1 Что такое фонема?

2 Какой ученый ввел в науку данное понятие?

3 Какими признаками обладает фонема?

4 Какое значение имеет позиция для фонемы?

5 Чем отличаются слабые и сильные позиции?

6 В каких условиях происходит нейтрализация?

7 Что такое аллофоны? Какие типы аллофонов различают?

8 Что такое гиперфонема?

9 Какие функции выполняет фонема как единица языка?

10Как идентифицируют фонему представители Петербуржской фонологической школы?

11 Что главное при идентификации фонемы для представителей Московской

фонологической школы?

12 Как организованы элементы в фонологической системе языка?

13 Какие типы фонемных оппозиций вы знаете?

14 Кто автор фундаментальной работы по фонологии?

15 Какие типы оппозиций выделяет Н.С.Трубецкой?

16 Что означает противопоставленность фонемы нулю в системе языка?

 

Практические задания:

1В русском языке, как и в латинском, есть звук а. Однако эти звуки имеют различный фонологический статус. В чем состоит это различие? Приведите свои примеры такого рода.

2 Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов:

кот – ход, пот – бот, цех – чех, ус – ас, лом – ром, цель – мель, рок – бок, честь – жесть, ум – им, пар – жар, ток – сок, моль – боль, корт – сорт, ночь – дочь

3 Подберите к словам вол, вал, дам, лот, сок соответствующие минимальные пары, отличающиеся от названных слов следующими дифференциальными признаками фонем:

а) палатализацией

б) участием носового резонатора

в) степенью подъема языка

г) местом артикуляции

д) способом артикуляции

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: