Движущей силой деятельности человека является стремление удовлетворить потребности в чем-либо.
Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности выступают постоянным внутренним побудителем активности (в том числе и человеческой деятельности).
Американский психолог Абрахам Маслоу, изучая потребности людей, сделал вывод, что человеку свойственна иерархия основных потребностей:
1. Первичные (врожденные) – они свойственны как человеку, так и другим живым существам;
а) физиологические (воспроизводство рода, пища, дыхание, одежда, жилище, отдых);
б) экзистенциальные (безопасность своего существования, комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии занятости).
2. Вторичные (приобретенные) – они характерны только для человека;
а) социальные (социальные связи, общение, участие в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, служебный рост);
в) духовные (самовыражение).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует отметить, что человек обладает важным свойством – может ранжировать потребности по степени их важности лично для себя (самопожертвование в защиту Отечества, спасения товарищей).
Психологи различают также потребности:
1. Подлинные (разумные) – они побуждают человека к активной, общественно полезной деятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;
2. Мнимые (неразумные, ложные) – их удовлетворение ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу (курение сигарет, употребление алкоголя, покупка ненужных вещей).
|
Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность.
Основа интереса – понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т.е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Виды интересов (критерии):
1. По степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
2. По сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные);
3. По степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности);
4. По возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Успешность человеческой деятельности зависит от наличия у индивида определенных способностей.
Способности – индивидуальные особенности (качества) человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенных видов деятельности.
Они формируются на основе задатков. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
|
Степень развития способностей зависит от факторов:
1. Задатков, определенных наследственной программой ДНК;
2. Личностных качеств человека (трудолюбие, целеустремленность);
3. Условий жизни человека (поддержка со стороны близких, материальная возможность заниматься развитием своих способностей).
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Дефицит одних способностей может быть компенсирован за счет развития других (люди со слабым зрением обладают, как правило, повышенным вниманием или острым слухом, что в значительной степени помогает им адаптироваться к жизни).
Все человеческие способности можно классифицировать на:
1. Природные – связаны с врожденными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
2. Общие – развитие интеллекта, коммуникации (развитая память, воображение, логическое мышление);
3. Специальные (особенные) – успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные, технические).
Уровни развития способностей:
1. Одаренность – сочетание различных развитых способностей;
2. Талант – выдающиеся способности, отличающиеся высоким совершенством и общественной значимостью;
3. Гениальность – высшая ступень развития способностей и талантов, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности (творческий потенциал, открытия, творения).
Психологи считают, что абсолютно неспособных людей нет.
Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.
Элементы психики человека:
1. Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей;
2. Мотивы – осмысленные побудители к действиям;
3. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);
4. Воля – способность делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий;
5. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.