Корпуса Баухауза в Дессау




Теоретические концепции дизайна

В Баухаузе »

Выполнила:

Студентка 052-й гр.

Подласкина С.Ю.

Воронеж 1999г.

 

 

 
 

 

 

«Нужны новые формы/Новые формы нужные—восклицал чеховский герой, и с ним трудно не согласиться. Пролетело столетие, а новые формы всё ещё нужны. Причём сейчас нуж­ны как никогда, но где взять новые силы для их создания? Идея «не насыщать готовый ин­терьер объектами, а, напротив, создавать интерьер под уже готовые объекты и таким образом формировать пространство* пришла в голову германским педагогам современ­ного Баухауза. Для воплощения этой идеи в жизнь и разработки форм и объектов были приглашены молодые умы и руки из разных стран. Уже несколько лет под эгидой Баухауза проводятся так называемые «шог^зЬор»—летние школы или творческие мастерские, где студенты творят на равных с маститыми дизайнерами.

 

 

ЧТО такое Баухауз? В 1919 году в Дессау не­мецкий архитектор и педагог Вальтер Гропиус создал и возглавил эксперимен­тальную школу прикладного искусства, получившую название Баухауз (Вauhaus — нем. Дом строительства). По проекту Гропиуса было построено здание резиденции: многофункциональный комплекс из кор­пусов, факультетов и мастерских, окружён­ных стеклянными ограждениями. Баухауз занимался подготовкой художников-ди­зайнеров. Программа обучения в шко­ле предполагала соединение искусства со строительной техникой—как в средневе­ковых ремесленных гильдиях, но на сов­ременной основе. В 1932 году Баухауз переехал в Берлин, а в 1933 был закрыт нацистами. В 1937 году предпринимались попытки возродить школу в Чикаго, но она просуществовала очень недолго.


 

 

История Баухауза (в переводе с немецкого – “Строительный дом“) довольно непродол­жительна. Как Государственное высшее художественное производственно-учебное заведение нового типа он существовал сна­чала в Веймаре (1919-1925 гг.), а затем в Дессау (1926-1932 гг.). В самом характере этого необычного объединения отразились ос­новные тенденции развития архитектуры и дизайна 1920-х годов: то было время пере­хода к функционализму, противоположному устремлениям эклектики и модерна.

«Давайте создадим новую гильдию ремеслен­ников—без классовых различий, которые возводят барьер между художником и ремес­ленником! Давайте вместе придумаем и пост­роим здание будущего, в котором архитекту­ра, скульптура и живопись сольются воедино! Однажды руки миллионов ремесленников поднимут его к небесам как хрустальный символ новой веры»,—так с некоторой высо­копарностью писал в Программе Баухауза его создатель, известный немецкий архитек­тор Вальтер Гропиус. В

этих словах выраже­ны две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения; во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ре­меслу и, во-вторых, осуществление синтеза всех искусств в поиске новых форм.

В качестве преподавателей Гропиус пригла­шал людей одарённых, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. Один из них—архи­тектор Бруно Таут. «Отныне не будет границ между ремеслом, скульптурой и живописью,— писал он,—Всё будет одним—Архитектурой». В этом заключалась суть его идеи «тотального произведения искусства» (нем. Gesamtkunstwerk). И все преподаваемые дисциплины должны были способствовать созданию тако­го произведения.

Следуя этому замыслу, Гропиус выбирал ху­дожников разных творческих интересов, из разных стран. Иоганн Иттен, швейцарский ар­хитектор, ранее преподававший в Вене, тоже был сторонником обучения через «делание» и развитие индивидуального творчества. Близ­ким по художественной программе оказался и голландец Тео ван Дусбург, теоретик группы «Де Стейл», приглашённый на вводный курс. В Баухаузе он развивал свою теорию прост­ранственного и цветового восприятия. Живо­писец Лионел Файнингер и скульптор Герхард Маркс вели курсы полиграфии и керамики.

Известный русский художник-универсал Ва­силий Кандинский (занимался живописью, графикой, проектированием мебели и юве­лирных изделий) присоединился к Баухаузу в 1922 году. Мастер преподавал в России в Госу­дарственных свободных художественных мас­терских и разделял взгляды Гропиуса на необ­ходимость синтеза всех искусств. Более того, его давней мечтой было работать «совместно с архитектурой». В своём доме Кандинский попытался создать эту особую, синтезирован­ную среду, расписав внутреннюю лестницу, тонировав настенные рельефы, собственно­ручно изготовив и раскрасив мебель. Яркая де­коративность интерьера придавала ему сход­ство с крестьянским искусством.

Идею слияния разных видов искусства в среде человеческого обитания Кандинский развивал и в теории. Его живописные абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способство­вать развитию композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза поручил художнику курс основ формообразо­вания, семинары цветоведения и аналитичес­кого рисунка, а также мастерскую настенной живописи. Таким образом в руках Кандинского оказался ключ к эстетике Баухауза.

Вместе с Л. Файнингером, немецким живо­писцем Паулем Клее и русским живописцем Александром Явленским Кандинский издавал альманах «Синий всадник» (1912,1914 гг.). На страницах этого издания (кстати, по типу тоже синтетического) настойчиво проводилась идея необходимости культурного синтеза. Публи­ковались материалы по всем видам искусства и всем его разновидностям: профессиональ­ной и народной, академической и авангард­ной, наивной и детской. Только понимание их глубинной взаимосвязи, полагали авторы альманаха, позволит открыть дор01у «велико­му синтезу», и тогда родится поистине анали­тическое искусство.

Эти мысли были использованы в Программе Баухауза. В. Гропиус верно угадывал в архи­текторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художествен­ного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. Руководство мастерской металла взял на себя венгерский живописец Ласло Мохой-Надь, создатель ком­позиций из металла, получивших название «телефонных». Он читал курс о свойствах ма­териалов—металла, дерева, стекла, камня, а в серии «Книги Баухауза» впоследствии вышел его труд «От материала к архитектуре».

 


В.Гропиус, А.Майер,

Учебные

корпуса Баухауза в Дессау



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: