Современные подходы к менеджменту характеризуются следующими положениями:
- Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
- Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
- Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.
|
- Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения и коллективе и реакция людей на изменения.
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе и менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.
Здесь бы мне хотелось на одной рекомендации для вас как будущих менеджеров высшей квалификации – магистров. Справиться с проблемами, которые возможно вам придется решать в практической деятельности вы сможете, если будете владеть системным мышлением. Что это значит? Это значит, говоря простыми словами всегда и везде, решая любые задачи, простые и сложные рассматривать их как СИСТЕМУ.
|
А можно ли все явления, предметы рассматривать как системы? Представьте себе можно и нужно. Нужно потому что это поможет избежать в будущем серьезных ошибок и в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с коллегами, и даже в быту.
НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВЫЗОВЫ
Последнее десятилетие прошлого века и начало третьего тысячелетия характеризуется появлением мощного политико,- экономико,- и социокультурного феномена, затрагивающего все страны нашего мира, независимо от уровня их развития, и сферы человеческой деятельности – имя которому глобализм.
Глобализация означает возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций. Глобализация подразумевает усиление сотрудничества между нациями и всемирное разделение труда. Глобализация неразрывно связана с появлением образованного общества, которое торгует символическими благами, всемирно известными товарными марками и научными ноу-хау. Глобализация становится характерной чертой нашего общественного, экономического и культурного пространства. Она может уменьшить местный и национальный суверенитеты, особенно в экономической и финансовой сферах. Но она может также работать и в интересах социального и экономического развития многих стран третьего мира. Она может помочь нам понять и принять тот факт, что мир испытывает огромные перемены и переживает проблемы, которые могут и должны рассматриваться мировым сообществом в целом.
|
Глобализация, как процесс, характеризующий мировое развитие, является одной из основных сил, оказывающих влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая производство, обмен, финансы, рабочую силу и т.д.
Понятие глобализация – многообразное явление, способное принимать различные очертания, формы и оттенки, многое в котором определяется взглядами исследователя.
Глобализация – сложный и противоречивый процесс, поэтому в мировой прессе ему дают неоднозначные оценки. В отношении глобализации существуют два противоположных взгляда - позитивный, негативный. Позитивный подразумевает, что глобализация – это неизбежный феномен, объективно обусловленный, имеющий в основном позитивную направленность и перспективы. Так, ряд исследователей утверждает, что, несмотря на сложность и противоречивый характер, процессы глобализации имеют признанные выгоды, которые выражаются в увеличении масштабов торговли товарами и услугами на взаимовыгодных условиях, распространении передовых технологий, возрастании конкуренции и повышении стандартов качества, устранении пережитков национальной изоляции и т.д.
Исходным источником изменений в окружающей среде является глобальная мировая экономика. Североамериканский регион торговли, развитые страны Тихоокеанского региона, Западная и Восточная Европа будут доминировать в мировой торговле на протяжении ближайшего десятилетия. Однако и другие станы ориентированные на экспорт (Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам) будут важнейшими игроками на мировом рынке. Эта глобальная конкуренция представляет важнейшую проблему современного менеджмента.
В ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться: (рис)
- интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;
- интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;
- опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий;
- созданием новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;
- использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, что приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;
- гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;
- унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;
- возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.
Такое стремительное изменение мировой экономики требует рассмотрения ряда общих проблем, таких как:
- регионализм, международная торговля и мультинациональное размещение фирм;
- теоретические основы интернационального предпринимательства;
- сети и альянсы как институциональная основа предпринимательства;
- будущие тенденции глобализации;
- пути интернациональной передачи технологий;
- организационные формы глобального предпринимательства;
- роль интеллекта в управлении глобальным бизнесом;
- конкурентное мышление и бенчмаркинг на практике.
Многие исследователи считают, что наряду с глобализацией экономики важнейшей тенденцией изменения окружающей среды является второй этап эры информатизации. Первый этап был характерен относительно простыми процессами в обработке данных. Второй этап связан с автоматизацией принятия решений, использованием различных телекоммуникационных технологий и т.н. информационной супермагистралью. Экспертные системы, системы поддержки решений, электронная почта, ИНТЕРНЕТ, ставшие общепринятыми. Ёще одним направлением развития, является «революция качества услуг», происходящие во всём мире. Качество становится решающим преимуществом на мировом рынке. Кроме того качество услуг становится критическим фактором во взрывообразно развивающемся сервисном секторе. Всё больше доказательств, что поставка качественных услуг и продуктов непосредственно влияют на успех организации. Долговременные исследование в США показали, что те фирмы чьи товары оценивались как обладающие высшим качеством. Здесь нужно отметить, что качество обеспечивается использованием человеческих ресурсов фирмы, а не рекламным слоганом или выборочным контролем качества.Проблемой является такое использование человеческих ресурсов, прикотором сотрудники поставляют качественные продукты, как друг другу, так и внешним потребителям.Последний аспект развития окружающей среды, оказывающий большоевлияние на менеджмент – это многообразие работников и этика. Так объединение «цветных» жителей США – Союз Радуги становится всё более влиятельным, а к 2050 году будет составлять большую часть населения. Как видите, назрело такое количество проблем, которое можно назвать критическим. Эта критическая масса проблем может привести, как это уже было, к смене действующей парадигмы. Только произойдет это через более короткий промежуток времени.