Истоки возникновения современного менеджмента




 
 

 

 


 

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.

 

Методы и формы менеджмента становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

 

Научно-технический прогресс и невиданных размеров концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы после Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. Эти коренные изменения привели к необходимости пересмотра парадигмы управления.

Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений.

Термин парадигма переводится, как модель, пример. В наши дни этот термин используется для обозначения обобщённых моделей, структур, образа мышления. Парадигма устанавливает правила (писаные и неписаные), определяет границы и подсказывает, как достичь успеха в рамках этих границ.

 


Как вы видите, новая парадигма имеет принципиальные отличия от старой.

Не менее интересен сравнительный анализ управленческих парадигм и для нашей страны.

 

 


На государство возлагается регулирование внерыночных зон хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

Различными являются используемые формы государственного воздействия, которые все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию – элемент случайности и способствуя повышению управляемости экономики России.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства. На его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, однако значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Впрочем его доля существенно должна уменьшиться, т.к. вы слышали, наверное, о подготовленных предложениях по дальнейшему разгосударствлению (приватизации) госпредприятий.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы внутренней организации, устанавливая рациональные связи с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций являются важнейшими вопросами для организаций.

Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов организации.

Итак, что же такое современный менеджмент? Он представляет собой систему идей и приемов эффективного построения и управления организациями. Эта система складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран, которые нашли свое отражение в работах ведущих специалистов по менеджменту, таких как Р. Акофф, Р. Уотермен, П. Дракер и др. Современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наше знание о таких сложных системах как современные организации в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям заблуждениям и ошибкам. Поэтому современный менеджмент - это скорее система наиболее общих представлений об организациях новая "управленческая философия", нежели свод готовых рецептов.

Итак, мы подошли к формулированию основных положений современных взглядов и подходов к менеджменту.

Сформулируем основные понятия и термины современного менеджмента, чтобы у нас не было недопонимания в будущем. Сразу замечу - я вам привожу наиболее распространенные формулировки. Вы же в литературе можете встретить иные акценты. Все это происходит потому, что несмотря на свою давнюю историю менеджмент и сейчас бурно развивается. Возможно, скоро появится следующая парадигма менеджмента, т.к. в мире быстро происходят изменения в мировой экономике, политике которые порождают и новые формы и процессы в менеджменте. Эти течения мы рассмотрим в конце лекции.

Итак менеджмент это…..см. рисунок ниже

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: