МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № I




Введение

Аварии на радиационно-опасных объектах, а также использование ядерного оружия в военных целях могут привести к катастро­фическим последствиям, связанным с заболеваниями и гибелью людей, большим материальным потерям. Для защиты населения от последствий подобных чрезвычайных ситуаций необходимо своевременно оценивать радиационную обстановку.

Оценкой обстановки, возникающей в чрезвычайных ситуациях, занимаются территориальные органы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (хозяйственных объектов, учреждений, городов).

При оценке радиационной обстановки решаются следующие за­дачи:

1) прогнозирование масштаба радиоактивного заражения и изображение зон возможного радиоактивного заражения на кар­тах или схемах;

2) определение возможных доз облучения людей, оказываю­щихся в зонах радиоактивного заражения;

3) определение возможных радиационных поражений рабочих, служащих и населения.

На практических занятиях студенты должны познакомиться с существующими методическими разработками и выполнить два задания по оценке радиационной обстановки в случае аварии на АЭС и использования ядерного оружия а военных целях.

 

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В начале занятий преподаватель называет тему практичес­ких занятий и рекомендует последовательность работы:

1) получение студентами индивидуальных заданий и исход­ных данных для расчетов;

2) изучение студентами исходных данных и методики расче­тов, используемых при оценке радиационной обстановки;

3) выполнение заданий 1 и 2;

4) оформление письменного отчета о выполнении задания.

В процессе занятий преподаватель ведет контроль за пра­вильностью выполнения и оформления практического задания, консультирует студентов по всем вопросам данного занятия и решает организационные вопросы, возникающие в ходе выполнения заданий студентами.

Практические занятия рассчитаны на 8 часов аудиторных за­нятий. В конце занятия преподаватель проверяет выполненные работы студентов, оценивает знания студентов и при отсутствии замечаний делает отметку "зачтено" в журнале группы. При наличии ошибок в работе студент обязан самостоя­тельно закончить оформление отчета и после исправления за­мечаний представить его преподавателю на следующее занятие. Студенты, пропустившие практические занятия, получают от преподавателя варианты задания и учебные материалы, а затем самостоятельно выполняют все необходимые расчеты и оформляют отчет. При представлении студентом отчета проводится за­щита самостоятельно выполненной работы.

 

ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Задание № I посвящено оценке радиационной обстановки при аварии на АЭС по справочным данным. Задание № 2 посвящено изу­чению методики расчета возможных доз внешнего облучения лю­дей по результатам радиационной разведки.

 

ЗАДАНИЕ № I

 

В результате технических неполадок и неправильной эксп­луатации произошла авария на АЭС с разрушением реактора и выбросом радиоактивных элементов в атмосферу. АЭС располо­жена вблизи города В.

Время аварии и метеоусловия (направление и скорость, ветра, облачность, форма облаков) даны по вариантам в таблице 1.

По прогнозу на ближайшие 12 часов изменений метеоусловий не ожидается.

Оценить радиационную обстановку, т.е. решить следующие задачи:

1)определить размеры зон возможного радиоактивного за­ражения и изобразить их на схеме;

2) определить возможные дозы внутреннего и внешнего облучения населения, оказавшегося зоне заражения;

3) определить возможные радиационные поражения населения.

Таблица 1

Варианты задания № 1

 

Вариант задания Тип реактора АЭС Мощ-ность реактора, МВТ Время аварии Метеоусловия
час число, месяц направление ветра скоро-сть ветра, м/с облач-ность, баллы форма облаков
                 
  ВВЭР   7.00 08.03       перистые
  ВВЭР   14.00 16.05       слоистые
  РБМК   21.00 18.07       слоисто-кучевые
  ВВЭР   15.00 05.09       слоисто-кучевые
  РБМК   17.00 01.10       перистые высокослоис-тые

 

Примечания: 1. Промежуточные значения определяются методом интерполяции.

2. Класс устойчивости приземного слоя атмосферы использовать с учетом отсутствия снежного покрова (приложение 3).

ЗАДАНИЕ № 2

 

Территория хозяйственного объекта оказалась в зоне радиоактивного заражения, образовавшегося в результате аварии на АЭС или наземного ядерного взрыва (см. вариант). Звено радиационной разведки измерило мощность дозы гамма-излучений на территории объекта через четыре часа после аварии иди ядер­ного взрыва. Необходимо выполнить аварийно-восстановительные работы на открытой местности и в цеху (продолжительность и предполагаемое начало работы указано по вариантам).

Определить возможные дозы внешнего облучения людей, которые будут работать на открытой местности и в цеху.

Оценить тяжесть возможных радиационных поражений.

Варианты исходных данных приведены в табл. 2.

Таблица 2

Варианты задания № 2

 

Вариант Источник радиоактивного заражения Продолжительность работы, ч Предполагаемое начало работ в часах после аварии (взрыва) Мощность дозы гамма-излучений через четыре часа после аварии (взрыва)
  АЭС      
  Ядерный взрыв      
  АЭС      
  Ядерный взрыв      
  АЭС      
  Ядерный взрыв      
  АЭС      
  Ядерный взрыв      
  АЭС      
  Ядерный взрыв      

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № I

 

В штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций хозяйственных объектов, учреждений, районов и населенных пунктов, расположенных вблизи АЭС, имеются методики оценки радиационной обстановки, а также необходимые справочные данные для прогнозирования последствий возможных радиационных аварий. Порядок оценки радиационной обстановки рассмотрим на примере.

В 6 часов утра 18 мая на АЭС вблизи города С произошла авария с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу.

Метеоусловия: направление ветра - 180°, скорость ветра - 2 м/с; облачность - 8 баллов нижнего яруса, форма облаков - кучевые и кучево-дождевые. По прогнозу на ближайшие 12 часов изменений в метеоусловиях не ожидается.

Оценить радиационную обстановку.

РЕШЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: