Введение
Аварии на радиационно-опасных объектах, а также использование ядерного оружия в военных целях могут привести к катастрофическим последствиям, связанным с заболеваниями и гибелью людей, большим материальным потерям. Для защиты населения от последствий подобных чрезвычайных ситуаций необходимо своевременно оценивать радиационную обстановку.
Оценкой обстановки, возникающей в чрезвычайных ситуациях, занимаются территориальные органы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (хозяйственных объектов, учреждений, городов).
При оценке радиационной обстановки решаются следующие задачи:
1) прогнозирование масштаба радиоактивного заражения и изображение зон возможного радиоактивного заражения на картах или схемах;
2) определение возможных доз облучения людей, оказывающихся в зонах радиоактивного заражения;
3) определение возможных радиационных поражений рабочих, служащих и населения.
На практических занятиях студенты должны познакомиться с существующими методическими разработками и выполнить два задания по оценке радиационной обстановки в случае аварии на АЭС и использования ядерного оружия а военных целях.
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В начале занятий преподаватель называет тему практических занятий и рекомендует последовательность работы:
1) получение студентами индивидуальных заданий и исходных данных для расчетов;
2) изучение студентами исходных данных и методики расчетов, используемых при оценке радиационной обстановки;
3) выполнение заданий 1 и 2;
4) оформление письменного отчета о выполнении задания.
В процессе занятий преподаватель ведет контроль за правильностью выполнения и оформления практического задания, консультирует студентов по всем вопросам данного занятия и решает организационные вопросы, возникающие в ходе выполнения заданий студентами.
Практические занятия рассчитаны на 8 часов аудиторных занятий. В конце занятия преподаватель проверяет выполненные работы студентов, оценивает знания студентов и при отсутствии замечаний делает отметку "зачтено" в журнале группы. При наличии ошибок в работе студент обязан самостоятельно закончить оформление отчета и после исправления замечаний представить его преподавателю на следующее занятие. Студенты, пропустившие практические занятия, получают от преподавателя варианты задания и учебные материалы, а затем самостоятельно выполняют все необходимые расчеты и оформляют отчет. При представлении студентом отчета проводится защита самостоятельно выполненной работы.
ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Задание № I посвящено оценке радиационной обстановки при аварии на АЭС по справочным данным. Задание № 2 посвящено изучению методики расчета возможных доз внешнего облучения людей по результатам радиационной разведки.
ЗАДАНИЕ № I
В результате технических неполадок и неправильной эксплуатации произошла авария на АЭС с разрушением реактора и выбросом радиоактивных элементов в атмосферу. АЭС расположена вблизи города В.
Время аварии и метеоусловия (направление и скорость, ветра, облачность, форма облаков) даны по вариантам в таблице 1.
По прогнозу на ближайшие 12 часов изменений метеоусловий не ожидается.
Оценить радиационную обстановку, т.е. решить следующие задачи:
1)определить размеры зон возможного радиоактивного заражения и изобразить их на схеме;
2) определить возможные дозы внутреннего и внешнего облучения населения, оказавшегося зоне заражения;
3) определить возможные радиационные поражения населения.
Таблица 1
Варианты задания № 1
Вариант задания | Тип реактора АЭС | Мощ-ность реактора, МВТ | Время аварии | Метеоусловия | ||||
час | число, месяц | направление ветра | скоро-сть ветра, м/с | облач-ность, баллы | форма облаков | |||
ВВЭР | 7.00 | 08.03 | перистые | |||||
ВВЭР | 14.00 | 16.05 | слоистые | |||||
РБМК | 21.00 | 18.07 | слоисто-кучевые | |||||
ВВЭР | 15.00 | 05.09 | слоисто-кучевые | |||||
РБМК | 17.00 | 01.10 | перистые высокослоис-тые |
Примечания: 1. Промежуточные значения определяются методом интерполяции.
2. Класс устойчивости приземного слоя атмосферы использовать с учетом отсутствия снежного покрова (приложение 3).
ЗАДАНИЕ № 2
Территория хозяйственного объекта оказалась в зоне радиоактивного заражения, образовавшегося в результате аварии на АЭС или наземного ядерного взрыва (см. вариант). Звено радиационной разведки измерило мощность дозы гамма-излучений на территории объекта через четыре часа после аварии иди ядерного взрыва. Необходимо выполнить аварийно-восстановительные работы на открытой местности и в цеху (продолжительность и предполагаемое начало работы указано по вариантам).
Определить возможные дозы внешнего облучения людей, которые будут работать на открытой местности и в цеху.
Оценить тяжесть возможных радиационных поражений.
Варианты исходных данных приведены в табл. 2.
Таблица 2
Варианты задания № 2
Вариант | Источник радиоактивного заражения | Продолжительность работы, ч | Предполагаемое начало работ в часах после аварии (взрыва) | Мощность дозы гамма-излучений через четыре часа после аварии (взрыва) |
АЭС | ||||
Ядерный взрыв | ||||
АЭС | ||||
Ядерный взрыв | ||||
АЭС | ||||
Ядерный взрыв | ||||
АЭС | ||||
Ядерный взрыв | ||||
АЭС | ||||
Ядерный взрыв |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № I
В штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций хозяйственных объектов, учреждений, районов и населенных пунктов, расположенных вблизи АЭС, имеются методики оценки радиационной обстановки, а также необходимые справочные данные для прогнозирования последствий возможных радиационных аварий. Порядок оценки радиационной обстановки рассмотрим на примере.
В 6 часов утра 18 мая на АЭС вблизи города С произошла авария с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу.
Метеоусловия: направление ветра - 180°, скорость ветра - 2 м/с; облачность - 8 баллов нижнего яруса, форма облаков - кучевые и кучево-дождевые. По прогнозу на ближайшие 12 часов изменений в метеоусловиях не ожидается.
Оценить радиационную обстановку.
РЕШЕНИЕ