Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с их мотивами принятия ребёнка в свою семью. Ребёнок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребёнок находит свое место не только в приёмной семье, но и в социуме: формируются стабильные отношения с детьми и взрослыми в детском саду или школе, появляются новые друзья. («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»).
Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи другому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
8. Подведение итогов и обратная связь
Проводится так же, как на предыдущих занятиях.
Приложение 9
Занятие 7. Трудности поведения. Вопросы дисциплины.
Цели занятия:
• Предоставить информацию о возможных трудностях поведения детей,
оставшихся без попечения родителей;
• способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;
• предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;
• сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна;
• предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поддержания дисциплины.
План занятия
1. Приветствие и разминка
2. Мозговой штурм «Трудности поведения»
3. Упражнение «Что делать родителю?»
4. Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»
5. Дискуссия «Что такое дисциплина?»
|
6. Упражнение «Поощрения и наказания»
7. Подведение итогов и обратная связь
Методические рекомендации
Так же, как и предыдущее занятие, данное занятие должен проводить психолог, который знаком с особенностями психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Приветствие и разминка
Цель
• включить слушателей в работу;
Форма проведения
• Разминка
Материалы
• Небольшой предмет, который можно передавать по кругу (например, игрушка)
Содержание
Ведущий приветствует участников и предлагает провести небольшую разминку: передавая по кругу какой-либо предмет, назвать своё настроение в данный момент. Кратко рассказывает о целях и содержании занятия. Затем, ведущий кратко рассказывает о целях и содержании занятия.
2. Мозговой штурм «Трудности поведения»
Цель
• Расширить представления о возможных трудностях поведения детей
Форма проведения
• Мозговой штурм
Материалы
• Чистый лист бумаги, маркер
Содержание
Ведущий предлагает участникам составить список трудностей поведения
детей. Участники могут называть примеры из своего опыта, или подумать о своих опасениях в отношении будущего приёмного ребёнка. Чаще всего в список попадают следующие примеры «трудного» поведения: воровство, враньё, непослушание и негативизм, истерики, гиперактивное поведение, агрессия, отказ ходить в школу, «липнущее» поведение, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома, манипулирование и пр. Подводя итог, ведущий говорит, что есть много трудностей поведения, которые могут поставить родителя в тупик, расстроить или даже рассердить его.
|
На занятии мы не успеем разобрать все возможные трудности, но на примере некоторых попробуем понять общие принципы того, что делать родителю в подобных ситуациях.
3. Упражнение «Что делать родителю?»
Цели
• Способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;
• предоставить информацию о причинах и эффективных способах справиться с такими трудностями, как детские истерики, агрессивное поведение, воровство.
Форма проведения
• Практическое задание
Материалы
• Три карточки с кратким описанием ситуаций трудного поведения детей;
чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)
Содержание
Группа делится на две - три команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный. Каждой команде ведущий даёт по одной карточке с описанием ситуации. Задание для команд: обсудить и сформулировать возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребёнка. На работу в группах даётся 10 минут.
Маше 6 лет. Девочку взяли из детского дома 6 месяцев назад. Первое время в семье все шло хорошо, но примерно через месяц Маша начала негативно реагировать на простые требования и ограничения взрослых (просьбу убрать за собой игрушки, ограничение сладостей, отказ купить дорогую игрушку и пр.) Девочка начинает плакать, кричать, устраивать «сцены». Ей бывает трудно успокоиться. Иногда она настолько себя не контролирует, что может ударить взрослого, или удариться сама. А недавно к этим трудностям добавились истерики по утрам, во время сборов в детский сад. |
Пете 9 лет, он учится во втором классе. В приёмной семье Петя совсем недавно. Петя почти год жил в приюте, после того, как его забрали из его родной семьи, в которой мальчик повергался физическому насилию. На прошлой неделе приёмных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведёт себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребёнка, когда тот не делает то, что хочет Петя. А накануне Петя устроил серьёзную драку с мальчиком, который его обозвал. |
|
Ане 8 лет, она живёт в приёмной семье вместе со своей младшей сестрёнкой Катей (3 года) уже год. Приёмная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удаётся наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у неё стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у неё пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти всё она раздала своим одноклассницам в школе. |
Обсуждение
Обсуждение организуется поочерёдно для каждой из ситуаций. Сначала группа представляет результаты своего обсуждения. Другие участники могут также высказать свои идеи. Затем ведущий делает короткое сообщение, в котором важно поставить акцент на причинах трудного поведения ребёнка. Затем можно спросить у родителей, изменился ли их взгляд на ситуацию. При необходимости, можно вместе с родителями продумать новый план действий для преодоления трудностей.