Тема 1.4. Учебно-методическое обеспечение профессионального образования




Практическое занятие 5

Компетенции: ПК-5, ПК-10.

 

В настоящее время педагоги – руководители студий, педагоги дополнительного образования в отличие от школьных учителей сами составляют программы обучения детей, сценарии, разработки занятий. Поэтому наиболее актуальным вопросом сегодня является вопрос проектирования программы обучения. Разработка образовательной программы дополнительного образования детей способствует развитию и раскрытию творческого потенциала педагога. Ведь именно в системе дополнительного образования педагог может самостоятельно определить цель обучения, поставить задачи, выбрать формы, методы обучения и обозначить ожидаемые результаты. Реализуя самостоятельно созданную программу, его деятельность становится более осмысленной, целенаправленной, последовательной.

К созданию программы необходимо отнестись очень серьезно. Ведь она регулирует взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей. Грамотно созданная программа помогает родителям познакомиться с условиями предоставляемой образовательной услуги, с процессом освоения программы: режимом занятий, особенностями набора детей в группы, ожидаемым результатом.

Программа является средством улучшения качества образования, средством профессиональной самореализации педагога-руководителя. Она показывает уровень профессиональной подготовки разработчика программы, служит основным документом при аттестации. Образовательная программа – это юридический документ педагога-руководителя, который проходит процедуру лицензирования в соответствии с действующим законодательством.

Утвержденная директором образовательного учреждения, программа гарантирует педагогу – руководителю выделение необходимого количества часов и создание условий для ее реализации.

Практика показывает, что создав программу, педагог не прекращает работу над ней. С течением времени появляется необходимость внести в программу те или иные изменения. Это продиктовано временем и быстро меняющимися условиями, появлением новых методик, новых средств обучения, внедрением новых педагогических технологий.

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - программ) разрабатывается каждым педагогом в соответствии с нормативно-правовыми актами, согласно перечню в Приложении 1 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р.

Программа (от греч. programma - объявление, распоряжение, указ) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 рассматривает образовательную программу как «... комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов...».

Отдельно определяются дополнительные общеобразовательные программы (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4), специфика которых заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл 10, ст.75, п.2).

Существует множество вариантов определения понятия «образова­тельная программа», вот три из них:

· документ, раскрывающий структуру организации, последова­тельность осуществления, информационное, технологическое и ре­сурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

· это документ, определяющий концептуальные основы, направ­ления и содержание деятельности детского объединения, органи­зационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты;

· документ, отражающий педагогическую концепцию в соот­ветствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат.

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения, отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы детского объединения.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

1. Обсуждение программы на методическом совете образова­тельного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию до­полнительного образования детей. По итогам обсуждения на обра­зовательную программу составляется рецензия «внутренней» экс­пертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых пе­дагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педаго­гического совета образовательного учреждения — органа, полномоч­ного утверждать нормативные документы, регламентирующие содер­жание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогиче­ского совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Программа может быть реализована в учебно-воспитательном процессе после её утверждения директором образовательного учреждения в качестве нормативного документа.

Классификацию программ можно провести по различным основаниям. По степени авторства:

Степень творческого участия педагогов может быть самой разнообразной – от простого воспроизведения педагогом типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образования, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.

В связи с вышесказанным выделяют следующие типы дополнительных образовательных программ: типовые (примерные), модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские

Примерная (типовая) утверждается государственным органом управления образованием и рекомендуется в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности. Данная программа позволяет систематизировать деятельность учреждений дополнительного образования. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного базового минимального уровня освоения зна­ний, умений и навыков. Оно проверяется, как прави­ло, по результатам традиционных форм оценивания.

Программа может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы), но должна быть технологична в реализации, то есть включает пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без её предварительной доработки, модификации.

Модифицированная (адаптированная) программа составляется, имея в основе примерную (типовую) или авторскую програм­му, которая была изменена с учетом особенностей образо­вательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осу­ществления деятельности, нестандартности индиви­дуальных результатов обучения и воспитания. Коррек­тивы вносятся в программу самим педагогом и не зат­рагивают концептуальных основ организации образо­вательного процесса, традиционной структуры заня­тий, присущих исходной программе, которая была взя­та за основу. Целью модифицированной программы является достижение наибольшей эффективности образовательного процесса. Диагностика результатов работы по та­ким программам связана с демонстрацией достиже­ний обучающихся на зачётных, итоговых занятия, выставках, участии в массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, выступлении на конференциях, анкетировании и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков. Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверж­дена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывает­ся педагогом с целью решения какой-либо практи­ческой задачи, связанной с преодолением опреде­ленных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании, организационно-педагогических основах и методах обучения, вводит новые области знания, апробирует новые педагогические технологии. На реализацию экспериментальной программы должно быть дано разрешение методического совета и руко­водителя образовательного учреждения. После это­го она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора.

Авторская программа - должна быть полностью создана педагогом (или кол­лективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна.

Как правило, эта программа предполагает преподавание нового учебного курса (предмета) или реализацию собственного подхода педагога к тра­диционным темам. При этом название «авторская» требует документаль­ного доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претен­дент на авторство в пояснительной записке к програм­ме должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России раз­работчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действитель­но является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Программы можно разделить по уровню усвоения.

Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.

Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

Следующая классификация - по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности.

Комплексные программы, представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся: программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства — основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы — соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учетом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой — в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а также программа «Одаренный ребенок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

По содержанию программа может иметь направленность:

· военно-патриотическая,

· физкультурно-спортивная,

· социально- педагогическая,

· эколого-биологическая,

· научно-техническая,

· спортивно-техническая,

· художественная,

· туристско-краеведческая,

· социально-экономическая,

· естественно-научная.

 

По цели обучения:

Познавательные программы.

Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые, расширяют кругозор.

Цели обучения по данному типу программы являются: знакомство, расширение и углубление знаний учащихся в отдельной области науки, искусства, культуры и это становление индивидуального механизма (способа) освоения социокультурной деятельности

Прогнозируемыми результатами обучения могут стать: способность к поиску знаний, к постановке и решению проблем, к рефлексии, динамика развития интеллекта, адаптивность, последовательность, толерантность, терпение, гибкость.

Подобные результаты возможны лишь при условии поиска наиболее адекватных индивидуальности обучающегося форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, психологические, ценностные, эвристические и другие аспекты.

Программы научно-исследовательской ориентации.

Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт.

По существу, эти программы позволяют как можно раньше выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности

Результаты обучения, как правило, выявляются в виде доклада, реферативной работы, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов, научной статьи.

Программа научно-исследовательской ориентации чаще всего связана с индивидуальной работой педагога с обучающимся и требует специальной организации условий их совместной деятельности. Реализация данной программы нередко требует подключение дополнительных специалистов

Программы социальной адаптации выделяют в качестве цели освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентации и способности рефлексии. Эти программы предусматривают реализацию потребности, интереса и стремления человека к самоутверждению, самооценке, установлению взаимодействия с социальной средой, которое приводит к оптимальному соотношению его индивидуальных целей и ценностей с целями и ценностями группы.

Ведущие принципы обучения следующие: становление активной личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею коллективных, групповых задач; проектирование работы по формированию у детей ориентации на успех и достижения.

Прогнозируемым результатом обучения может стать определённый уровень сформированности социально-психологических и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе, с помощью которых личность может реализовать себя и самоопределиться.

Профессионально-прикладная программа даёт знания, умения, навыки в актуальной на сегодняшний день области науки, отсутствующей в школе. Программа носит профориентационный характер, её реализация может облегчить профессиональное самоопределение обучающихся.

Спортивно-оздоровительные программы. Эти программы определяются целями пропагандирования здорового образа жизни, развития системы профилактики и коррекции здоровья, на основе мониторинга и определения ведущих факторов риска. Большое внимание уделяется не только формам работы, направленным на физическое совершенствование индивида и достижение им высоких спортивных показателей, но и методике выработки положительных социальных качеств личности (мужества, выносливости, выдержки, решительности, смелости, самообладания и др.).

При реализации спортивно-оздоровительной программы внимание уделяется не только физическому совершенствованию обучающегося, но и методике выработки положительных социальных качеств (мужества, выносливости, решительности и т.д.). Причём программа обладает рядом преимуществ: безграничными возможностями в привлечении детей любого возраста, доступностью, очевидной эффективностью не только для отдельного человека, но и для всего общества («Лечебная физкультура», «За здоровый образ жизни»).

Программы, развивающие художественную одаренность. Главная цель этих программ совпадает по общему смыслу с программами научно - исследовательской ориентации, так как самое важное в них - определить, сохранить, развить одаренность.

Реализация этой цели осуществляется через решение задач:

· становления индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т.д.;

· формирования осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели - совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение с окружающими людьми.

Результатами обучения могут стать такие качества, как: профессиональность, компетентность, коммуникабельность, социальная активность, эмоционально-психологическая развитость.

Данная программа содержит оригинальное сочетание комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий для развития и актуализации творческой одарённости обучающихся.

Программы досуговой культуры. Цель данных программ - наполнить активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности. Программа выполняет функцию восстановления физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, даёт возможность отдохнуть. Нацелена на мир человеческих эмоций, поведенческие качества и нравственные установки, умение быть организатором и активным участником массовых действий или просто зрителем.

Формы и варианты «наполнения» могут быть самые разнообразные: развлечения, общение, игра, хобби и др., корректируемые целенаправленными усилиями организаторов и педагогов.

Имеет некоторые особенности: приближена к потребностям человека; внешне привлекательна, даже экзотична, создаёт впечатление лёгкой доступности или, наоборот, элитарности; неформальна, нестандартна в содержании, нетиражируема; важен не конечный результат в виде продукта, приза, победы, а сама деятельность, потребность и мотив к ней.

Приведённые классификации образовательных программ не исчерпывают всего возможного разнообразия программ в системе дополнительного образования детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:

- Титульный лист

- Пояснительная записка

- Учебный план

- Календарный учебный график

- Рабочая программа

- - Оценочные и методические материалы

 

1. ТИТУЛЬНЫЙ лист

Титульный лист (jiaT.Titulus — надпись, заглавие) — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается:

- Наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом 00)

- Гриф организации* (согласования, рассмотрения, принятия и т.д.) в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом или локальным актом образовательной организации

- Г риф утверждения программы

- Название программы

- Срок реализации

- Возраст учащихся

- ФИО и должность разработчика (ов) программы

 

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка содержит основные характеристики программы:

- Направленность программы

- Актуальность программы

- Отличительные особенности программы/новизна

- Адресат программы

- Объем и срок реализации программы

- Цель и задачи программы

- Условия реализации программы

- Планируемые результаты

Направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определены приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая.

К объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие повышению технологической грамотности в области инженерных профессий, адаптированные к современному уровню развития науки и техники.

К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области медицины и естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними.

К объединениям, реализующим программы физкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой.

К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства: музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые, литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также могут относиться объединения кино-фото-видео творчества при условии преобладания в содержании программы творческо-художественной составляющей.

К объединениям, реализующим программы социально-педагогической направленности, относятся объединения по всем видам гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, культурологические, языковые, психолого-педагогические, социально- экономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей целью накопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, помогающие познать свои внутренние психологические характеристики, собственные способности, сформировать профессионально значимые качества и умения, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Актуальность программы включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем общества, города, района; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы образования; интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС; возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья, инофоны и т.п.); материалах научных исследований; анализе лучших педагогических практик; потенциале образовательного учреждения и т.д.

Отличительные особенности программы / новизна (при наличии) -

характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.

Новизна программы - это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике программы, что означает факт отсутствия подобных программ.

Отличительные особенности программы указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих; следует описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Отличительные особенности/новизна могут быть отражены: в ином решении проблем дополнительного образования; в использовании технологий и методик преподавания, которые в программах по данному виду творчества не применялись ранее или использовались в другом качестве; в нововведениях в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе. Описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по программе: пол, возраст детей, участвующих в освоении программы; степень сформированное интересов и мотивации к данной предметной области; наличие базовых знаний по определенным предметам; наличие специальных способностей в данной предметной области; наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы; физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний).

Объем и срок реализации программы - указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, и количество лет, необходимых для освоения программы (определяется уровнем освоения программы, ее содержанием, возрастными особенностями учащихся, требованиями СанПиН).

Цель и задачи программы

Цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, перспективна, достижима, значима для учащегося. Цель программы должна быть сформулирована конкретно, однозначно, соответствовать направленности и отражать специфику конкретной программы. Результаты достижения цели должны быть измеримы.

Цель должна отражать современные тенденции развития дополнительного образования детей. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № Ю08 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п.З), цель должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся (указать, каких именно, в соответствии с направлением творчества);

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- профессиональное самоопределение учащихся;

- личностное развитие учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся; выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.

В программе должны быть определены следующие группы задач:

- обучающие: что узнает учащийся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу (раскрыть теоретические знания, практические умения и навыки).

- развивающие: какие качества, способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие средствами конкретного вида деятельности (творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, речь, волевые качества и т.д.), на развитие каких ключевых компетенций будет делаться упор при обучении.

- воспитательные: какие ценностные ориентации, отношения,

личностные качества будут сформированы у учащихся.

Условия реализации программы

К условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы относятся:

- условия набора в коллектив: принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности и т.д. При проведении набора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов (в соответствии с локальными актами образовательной организации);

- условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения и на какой основе (тестирование, прослушивание, собеседование и т.д. в соответствии с локальными актами образовательной организации).

При формулировании условий реализации программы необходимо учитывать, что списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: на 1-м году обучения - не менее 15 человек; на 2-м году обучения - не менее 12 человек; на 3-м году обучения - не менее 10 человек;

количество детей в группе (с обоснованием, например, меньшего количества учащихся в объединениях технической направленности);

особенности организации образовательного процесса (особое построение содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.п.);

формы проведения занятий (с обоснованием выбора): акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, репетиция, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.;

формы организации деятельности учащихся на занятии с указанием конкретных видов деятельности:

• фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);

• коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно и т.п.);

• групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);

• индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков;

материально-техническое оснащение программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, инструменты, материалы в расчете на каждого учащегося в объединении);

кадровое обеспечение (если необходимо).

 

Планируемые результаты - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы.

В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Личностные результаты

сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности: мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно- этическая ориентация и др.

Метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции (Приложение 2 к Комментариям), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты - освоенный учащимися опыт специф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: