К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
- внутреннюю (ее, как правило, пишет методист учреждения, в котором разработана программа);
- внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции. Основными принципами экспертизы программ являются: открытость; гласность; единство требований; соблюдение педагогической этики; направленность на развитие учреждения.
При оценке программы необходимо учитывать:
- соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
- политику образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
- технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
- профессиональную подготовку руководителя программы;
- адресность (учет особенностей обучающихся);
- практическую значимость содержания программы для ребенка;
- соответствие документа заявленному виду продукции.
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии: рецензия на программу (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
- образовательная область;
- вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
- адресат (категория детей, возраст, социальный состав);
- срок реализации, на который рассчитана программа;
- есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям); в чем «дополнительность» рецензируемой программы;
- стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно).
3. Актуальность программы и ее новизна в системе дополнительного образования.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
- анализ пояснительной записки;
- анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий;
- анализ методического обеспечения программы: в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся;
- оценка списка литературы.
5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения.
8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (четкость, ясность, доказательность, логичность).
9. Рецензентам следует учитывать, в какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования:
- стимулируют познавательную деятельность ребенка;
- развивают коммуникативные навыки;
- создают социокультурную среду общения;
- способствуют развитию творческих способностей личности;
- стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;
- способствуют профессиональному самоопределению.
10.Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
11.Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.
12.Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
13.Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использования в системе дополнительного образования детей.
Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:
- утвердить или не утвердить программу;
- закрепить за ней определенный статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая);
- усовершенствовать программный документ;
- распространить опыт педагога.
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в 2-х экземплярах.