Проведение экспертизы дополнительной образовательной программы




К любой программе, предлагаемой к реализации, за исклю­чением примерной (типовой), должна быть при­ложена рецензия. Рекомендуется получить две ре­цензии:

- внутреннюю (ее, как правило, пишет мето­дист учреждения, в котором разработана про­грамма);

- внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в про­грамме).

Целью и содержанием экспертизы образователь­ных программ является установление их соответ­ствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции. Основными прин­ципами экспертизы программ являются: открытость; гласность; единство требований; соблюдение педагогической этики; направленность на развитие учреждения.

При оценке программы необходимо учитывать:

- соответствие программы нормам и требова­ниям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);

- политику образовательного учреждения (про­грамма должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);

- технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обес­печению);

- профессиональную подготовку руководителя программы;

- адресность (учет особенностей обучающихся);

- практическую значимость содержания программы для ребенка;

- соответствие документа заявленному виду продукции.

Примерный план рецензии

1. Заголовок рецензии: рецензия на програм­му (название), ФИО и должность автора програм­мы, название образовательного учреждения, реа­лизующего программу.

2. Общая характеристика программы:

- образовательная область;

- вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензиру­емая программа;

- адресат (категория детей, возраст, соци­альный состав);

- срок реализации, на который рассчитана про­грамма;

- есть ли подобная программа в общеобразо­вательной школе (сравнить по содержательным линиям); в чем «дополнительность» рецензируемой программы;

- стиль и качество подачи материала (профес­сионально, системно, грамотно).

3. Актуальность программы и ее новизна в сис­теме дополнительного образования.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

- анализ пояснительной записки;

- анализ содержательной части программы: на­сколько полно раскрываются основные темы занятий;

- анализ методического обеспечения програм­мы: в какой мере автором характеризуются педа­гогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образова­тельного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации ре­зультатов, методика оценки знаний и умений учащихся;

- оценка списка литературы.

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержа­ния, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреж­дения.

8. Качество подачи материала, язык и стиль из­ложения (четкость, ясность, доказательность, ло­гичность).

9. Рецензентам следует учитывать, в какой сте­пени материалы программы соответствуют специ­фике дополнительного образования:

- стимулируют познавательную деятельность ребенка;

- развивают коммуникативные навыки;

- создают социокультурную среду общения;

- способствуют развитию творческих способно­стей личности;

- стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;

- помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;

- способствуют профессиональному самоопре­делению.

10.Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, ди­дактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11.Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.

12.Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

13.Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) исполь­зования в системе дополнительного образова­ния детей.

Процесс экспертизы авторской программы за­вершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:

- утвердить или не утвердить программу;

- закрепить за ней определенный статус (ав­торская, модифицированная, экспериментальная, типовая);

- усовершенствовать программный документ;

- распространить опыт педагога.

Рецензент заверяет содержание рецензии лич­ной подписью, указывает полностью фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяю­щей подпись рецензента, и предоставляется в 2-х экземплярах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: