Цели: уточнение словаря по теме «Животные», совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые фишки.
Ход игры. Педагог помещает на доску 10 предметных картинок: белка, ворона, гусеница, дятел, заяц, осы, лев, носорог, окунь, хек и предлагает рассмотреть и назвать картинки, а затем выбрать картинки, на которых изображены дикие животные наших лесов (белка, заяц), птицы (ворона, дятел), рыбы (хек, окунь), насекомые (осы, гусеница), животные жарких стран (лев, носорог). Хорошо, если в игре участвуют 5 человек, тогда у каждого из них окажется по две картинки. Далее педагог предлагает провести соревнование: разделить на слоги названия животных, изображенных на картинках, и положить на каждую картинку столько фишек, сколько слогов в названии. Побеждает тот, кто первым и без ошибок разделит свои названия на слоги.
Завершить игру можно, предложив детям выбрать буквы, соответствующие звукам, с которых начинаются названия картинок.
Игра «Расшифруй слова»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.
Оборудование: большие картонные или пластиковые круги красного, синего и зеленого цветов, карточки с буквами и картинками.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно две карточки с буквами и один красный кружок: к т. Дети получают задание подумать, какая буква скрывается за кружком. Они определяют, что это буква о или и, потому что красный кружок обозначает гласную букву. Составляется сначала слово кот, потом слово кит. Дети не только составляют, но и читают слова. Аналогично проводится работа по расшифровке, составлению и чтению следующих слов: сы — осы, а — рак, с он — слон, игр — тигр, тк — утка, я — як. Аи — аист, ир с — ирис, л м — лама.
|
Игра «Собираемся на дачу»
Цели: совершенствование навыков слогового анализа слов.
Оборудование: изображения сумки и корзины, карточки с картинками.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки: йод, ёж, хек, тапки, чашка, шарик, юла, йогурт, репа, мишка и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на доску помещаются изображения сумки и корзинки. Педагог объясняет, что нужно собрать вещи на дачу и положить в сумку те предметы, в названиях которых 1 слог (йод, ёж, хек), а в корзинку — те вещи, в названиях которых 2 слога (тап-ки, чаш-ка, ша-рик, ю-ла, йо-гурт, ре-па, миш-ка).
Игра «Подбери имена»
Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.
Ход занятия. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.
|
Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот.
Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист) лама.
Игра «Составь слова»
Цели: совершенствование навыков слогового анализа, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с буквами и картинками.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки: домик, бабочка, лама, носорог, попугай, хомяк, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выставляет на наборное полотно слог до и просит подумать, какое из названных ими слов начинается с этого слога. Дети произносят слово домик. Педагог просит произнести это слово по слогам и определить количество слогов в нем. Затем дети определяют, какие слова начинаются со слогов ба, ла, но, по, хо, произносят эти слова по слогам и определяют количество слогов в них.
Игра «Определи место»
Цели: совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов.
Оборудование: карточка-светофор, карточки с картинками.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно комплект картинок: рак, ворона, гитара, жираф, зебра, морковь, носорог, тигр и предлагает назвать их. Затем на стол помещается карточка-светофор (рис. 7).
Педагог объясняет, что первый прямоугольник карточки — начало слова, второй — середина, третий — конец. Затем он просит детей разложить картинки в прямоугольники карточки-светофора в зависимости от того, где в словах-названиях находится звук [р].
Для определения места звука [л] в словах можно использовать следующий комплект карточек: лама, белка, велосипед, жёлудь, слон, фиалка, юла, дятел.
|