Г л а в а III ВОЛКОВ - ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОГО ТЕАТРА




Новые данные для биографии Бажова.— Переезд в Ярославль из Петер­бурга.— Бажов — заводчик.— Устройство театра в кожевенном амбаре.— Спектакли.— Волковактер и директор театра.— Увлечение театром и разорение заводов,— Второй театр.— Приезд ярославской труппы в Пе­тербург.— Поступление Волкова в кадетский корпус для обучения наукам и искусств)'

Все биографы Волкова, до самого последнего времени, утверж­дают, что Волков возвратился в Ярославль при жизни своего отчима, при нем устроил свой первый театр, который понравился отчиму и проч. Но из документов, найденных в архиве ярослав­ского магистрата, оказывается, что Полушкин умер в 1747 году, тогда как Волков приехал в Ярославль в следующем году. Это совершенно изменяет обстоятельства, при которых происходила организация первого русского театра, изменяет в том смысле, что Волков после смерти своего отчима мог совершенно само­стоятельно распоряжаться собой, своими делами и денежными средствами. Смерть отчима и была, вероятно, причиной возвра­щения Волкова в Ярославль. Он оставался старшим в семье, и торговые дела требовали его присутствия на родине.

Теперь Волкову представлялась полная свобода действий, пол­ный простор для осуществления запавших в его голову мыслей. Как бы ни был разумен и как бы ни благоволил к своим пасынкам Полушкин, он не мог допустить не только расстройства своих заводских дел для каких-то малопонятных ему забав, но даже простого уклонения от раз заведенного порядка. А между тем известно, что не только Волков с братьями, но и рабочие с заводов принимали участие в театральных представлениях, за­теянных молодым любителем театра, тратили время и отбивались от своего прямого дела. Полушкин, понятно, этого бы не допустил.

Как относился Волков к заводским делам по возвращении из Петербурга, видно из тяжбы, которая возникла в это время между дочерью Полушкина от первого брака, Матреной Кирпи­чевой, и братьями Волкова. После смерти отчима братья вступили во владение всем его имуществом, и это поселило в Кирпичевой вражду к ним. В своей жалобе Берг-коллегии, ведавшей заводские дела, она говорит, что Волковы, расстроив заводы, нисколько о них не заботились и рабочих обратили в комедиантов. Отец же ее «усмотрел их, Волковых, неспособных и нимало к завод­скому произведению нерачительных и наследства им не оставил», и потому она просит утвердить ее наследницей. Дело по этой тяжбе тянулось несколько лет, было решено сначала в пользу Волковых, а затем, в 1754 году, когда Волков был уже снова в Петербурге, Кирпичева была признана единственной наследницей Полушкина, а Волковы исключены из заводчиков. При рассле­довании жалобы Кирпичевой рабочие заявили, что Федор и братья его, Волковы, привели заводы в полный упадок и окончательно подорвали все дело, оставили их, рабочих, без работы, «в убожестве и разорении», не кормят, не одевают и от себя не отпускают.

«Всеконечный упадок и подрыв заводов» случились не сразу, а по мере того, как Волков все сильнее и сильнее увлекался театром. Мысль об устройстве театра в Ярославле не могла осу­ществиться скоро, а приводилась в исполнение постепенно, и также постепенно забывались Волковым для любимого дела заводы и заводские дела.

Сначала Волков начал разыгрывать со своими братьями и то­варищами разные пьесы в своей комнате. Но скоро молодые лю­бители перешли к более благоустроенной сцене. Актерами в труппе Волкова кроме него самого были: Дьяконов, впоследствии Дмит­ревский, братья Волкова — Григорий и Гаврил о, Чулков, Попов и другие ярославцы. Прежде всего было выбрано здание для устройства первого русского театра. Это был амбар с каменными сводами, в котором складывались кожевенные товары. Дом По­лушкина, около которого был выстроен амбар, находился внутри так называемого Земляного города, в приходе Николо-Надеинской церкви. Лет сорок тому назад он еще существовал и выходил на Пробойную улицу, близ присутственных мест. Амбар, в котором был устроен театр, существовал до 1831 года и представлял собой большое продолговатое здание, каменное, построенное, судя по архитектуре, около 1700 года. Этот исторический амбар долго слу­жил складом для вина, пока наконец не был сломан.

В амбаре сделали подмостки, приспособили места для зрите­лей, обставили сцену декорациями, обвесили амбар плошками — и первое представление труппы Волкова, бывшего душой и руко­водителем всего дела, было дано. Событие это относят к 29 июня 1750 года.

Спектакли в кожевенном амбаре заинтересовали ярославцев. Волков нашел покровителей в среде высшего ярославского об­щества. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков, предлагав­ший даже для театра свой дом, явились местными меценатами. Они уговорили многих ярославских купцов и дворян сделать пожертвования на устройство более удобного театра. А пока пред­ставления давались в амбаре. Репертуар этих спектаклей в точности не известен. В первом спектакле были разыграны две пьесы: драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Берфа», музыка к которой была сочинена Волковым. Давались, кроме того, мистерии св. Ди­митрия Ростовского и Жубиналя.

Между тем были собраны пожертвованные деньги, к которым Волков присоединил, наверное, значительную долю и своего со­стояния — возник, таким образом, и другой театр. Он был дере­вянный и удовлетворял вполне тогдашним условиям театральной архитектуры и техники. Волков сам был архитектором, маши­нистом и директором в своем театре, сам был автором пьес, композитором, режиссером и первым актером в своей труппе. Театр был для того времени очень большой: он вмещал в себе до тысячи человек. Открытие его относят к началу 1751 года. Дана была опера Метастазио «Титово милосердие», переведенная с итальянского самим Волковым. Оперные хоры исполнялись архиерейскими певчими, а оркестр состоял из крепостных му­зыкантов местных помещиков. Женские роли исполнялись ак­терами. Репертуар второго театра, так же как и первого, состоял из мистерий св. Димитрия Ростовского, Жубиналя, комедий Моль­ера, трагедий Сумарокова, комедий бытовых и написанных на ярославские нравы Волковым и проч. За вход в этот театр бралась со зрителей плата.

Заветная мечта Волкова перешла в дело. Театр, созданный его усилиями, существовал в его родном городе, и он сам играл на сцене этого театра. Любя искусство, Волков поборол все препятствия, но что ожидало его театр? Условия тогдашней жизни и низкий уровень общественного развития не обещали долговеч­ности театру, который поддерживался лишь частными силами и средствами. Думал ли Волков всю свою жизнь провести в Яро­славле, или его всесторонне развитая натура, требовавшая простора для своего проявления, заставляла его мечтать о Петербурге,— неизвестно, но случай, так часто изменяющий обстоятельства, вмешался и в жизнь Волкова. Благодаря этому случаю, русский театр был перенесен из провинциального города в столицу под покровительство самой императрицы и просвещеннейших людей того времени.

Года через два после открытия театра в Ярославль была от­правлена из Петербурга комиссия для исследования злоупотреб­лений по винным откупам. Приезжие между делом отправились посмотреть на ярославскую новинку, подобной которой в про­винции еще не было видано и о которой слухи могли уже дойти до Петербурга. Между ними оказался некто сенатский экзекутор Игнатьев, которому очень понравился театр Волкова. Часто посещая театр, он, наверное, познакомился с Волковым. Вероятно также и то, что Волков, встретив в Игнатьеве сочувствие к своему только что зародившемуся детищу, мог высказать ему свои планы, надежды и мечты. А в числе его сокровенных желаний могло быть и желание перенести свой театр в Петербург. Он мог даже просить Игнатьева, чтобы тот рассказал влиятельным лицам в Петербурге о ярославском театре.

Как бы там ни было, но экзекутор Игнатьев играет видную роль в перенесении театра в столицу, а злоупотребления по откупам, как это ни странно, ведут к основанию русского пуб­личного театра в Петербурге.

Есть еще также предположение, что слухи о ярославском театре достигнули императрицы и она послала чиновника в Яро­славль удостовериться в слухах и что комиссия по откупам была в этом деле ни при чем. Эти объяснения нисколько не изменяют сущности дела. Возвратясь в Петербург, Игнатьев, или кто другой, довел до сведения генерал-прокурора князя Трубецкого все подроб­ности об ярославских лицедеях, а тот доложил об этом импе­ратрице Елизавете Петровне.

Императрица повелела отправить за ярославскими актерами особого посланного. Это было в начале 1752 года. Конечно, царский посланный должен был произвести большое волнение между ярославскими жителями. То, что они считали забавой или даже бесовским наваждением, обращалось высочайшею волей в дело серьезное. Недоброжелатели и завистники Волкова долж­ны были умолкнуть. Что чувствовал сам Волков — это понятно каждому. Его делу, на которое он потратил много энергии и ко­торое поглотило все его существо, предстояла блестящая будущ­ность...

Снабженные теплой одеждой, молодые ярославцы, в числе четырнадцати человек, отправились на почтовых вместе с при­ехавшим за ними посланным. Тотчас по приезде в Петербург они были отправлены в Царское Село, где в то время была резиденция Елизаветы Петровны. Императрица ласково приняла ярославцев и приказала, как говорят, на другой же день пред­ставить на ее домашнем театре трагедию Сумарокова «Хорев». Рассказывают, что императрица сама наблюдала за приготовле­ниями к спектаклю, сама присутствовала при кройке и шитье костюмов. Известно предание, что знаменитый впоследствии то­варищ Волкова Дмитревский, игравший женскую роль Оснельды, был во время приготовления к первому спектаклю переименован из Нарыкова в Дмитревского. Императрица, убирая его голову бриллиантами, заметила в нем сходство с членом польского по­сольства Дмитревским и приказала ему принять эту фамилию. Несколько первых спектаклей, состоявших из трагедий Сумаро­кова, были разыграны очень удачно труппой Волкова. Он был милостиво обласкан вниманием императрицы, а Сумарокову был пожалован ею перстень со своей руки.

Эти спектакли решили судьбу русского театра и его основателя. Волков с труппой был оставлен при дворе и вместе с другими ярославцами отдан по повелению государыни в первую роту кадетского корпуса. Там они должны были обучаться наукам, иностранным языкам, гимнастике и декламации.

Таким образом, зарождавшийся театр встретил в тогдашних правительственных сферах серьезное внимание и покровительство. В молодых ярославцах, посвятивших себя сценической профессии, хотели видеть не только талантливых, но и образованных людей. Очень способные и даровитые ярославцы, не исключая и Волкова, не получили систематического образования, и ученье в корпусе должно было пополнить этот пробел.

Ярославцы содержались в корпусе на казенный счет и получали по пятьдесят рублей в год жалованья, а Волкову было назначено сто рублей. Жили они в корпусе, научным предметам учились вместе с кадетами и отличались от них лишь особой формой платья. Кроме общего кадетского обучения, Волкову и его то­варищам преподавались сценические приемы и декламации. Пре­подавателями были офицеры: Мелиссино, Остервальд и Свистунов; занимался с ними также и Сумароков. Практическими упражне­ниями были для молодых актеров придворные спектакли, на которых они выступали вместе с кадетами.

Все эти неожиданные события: приезд в Петербург, выступ­ление на придворной сцене, ученье в кадетском корпусе — всецело соответствовали мечтам Волкова о сцене и давали полное удов­летворение его стремлению к образованию. Но он не довольст­вовался теми знаниями, которые давало ему кадетское образование, и продолжал работать самостоятельно и, пополняя существенные недостатки своего образования, вместе с тем занимался музыкой и рисованием.

Из времени пребывания Волкова в кадетском корпусе сохра­нился один любопытный документ, ярко характеризующий ту жажду знаний, которая всегда его отличала. Документ этот — «покорнейшее доношение» Федора и Григория Волковых в кан­целярию корпуса, поданное ими в сентябре 1756 года. В этом «доношении» Федор Волков объясняет, что он незадолго перед тем выписал из-за границы несколько нужных ему театральных и «проспективических» книг и, не имея в то время наличных денег для уплаты за книги, заложил «епанчу лисью», и «плащ суконный красный». А так как вещи эти «для наступающего зимнего времени» нужно выкупить, то он и просит выдать ему и брату все причитающееся за этот год жалованье.

В кадетском корпусе Волков значительно пополнил свое сис­тематическое образование, первоначальную основу которого дала ему Заиконоспасская академия. Придворные спектакли приучали его к сценическому труду, развивая в то же время в нем при­родное дарование. Теперь Волков мог уже считать свою подготовку законченной и явиться самостоятельным деятелем на избранном им поприще служения искусству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: