Схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики




Методические рекомендации к заданиям по практике (8 семестр, направление подготовки – педагогическое образование)

План воспитательной работы

B плане необходимо отразить мероприятия, соответствующие основным направлениям деятельности классного руководителя:

- охрана здоровья учащихся;

-организация их нравственного воспитания;

-взаимодействие с родителями учащегося;

-организация и корректировка процессов внутриклассного общения;

-работа по организации досуга;

-контроль за соответствием уровня обучения уровню возможностей и образовательных потребностей учащегося.

Название мероприятия Место проведения дата Отметка о выполнении
         

Согласовано: Кл.руководитель:

Дневник педагогических наблюдений

Дневник педагогических наблюдений заполняется в первые дни практики с целью знакомства с классом, учителями, работающими в классе. Наблюдение осуществляется за классом в целом, отдельными учащимися на уроках, переменах, во время воспитательных мероприятий. Наблюдение помогает студенту анализировать особенности и результативность педагогического взаимодействия учителя с учащимися, родителями и т.д.

Правила наблюдения:

1. Формулировка цели наблюдения

2. Чтобы выводы, сделанные на основе фактов, были обоснованными, наблюдение должно быть систематическим, выявленная особенность должна прослеживаться в динамике, на протяжении определенного периода

3. Записи наблюдения следует делать в процессе наблюдения, а их интерпертацию позже.

4. Важно указывать обстоятельства, связанные с описанными явлениями, что поможет понять причины этих явлений.

 

3. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий

Схема конспекта воспитательного мероприятия

1. Тема

2. Цель, планируемые результаты

3. Оборудование

4. Использованная литература

5. Подготовка, распределение поручений

6. Время, место проведения

7. Конспект мероприятия (сценарий)

Материал для справок

ФГОС о планируемых результатах программы воспитания и социализации обучающихся

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность) и
эффекта последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

различие между результатами и эффектами

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия в деятельности (приобрел некое знание о себе, окружающих, пережил и прочувствовал как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – последствие результата; то, к чему привело достижение результата. (Приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его идентичности). То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации, в том числе, сам ребенок, достигли своих результатов.)

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
^ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень результатов:
* понимание значимости получаемых знаний;

  • ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведе­нии человека и его отношении с окружающими людьми;
  • понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
  • способность к осмыслению собственной социальной самоиденти­фикации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятель­ности;
  • понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

^ Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Второй уровень результатов:
* проявлять осознанное желание к расширению получаемых зна­ний и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;

  • оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
  • определить собственную роль как гражданина в развитии и про­цветании своего народа, края, страны;
  • освоить определённый социальный и культурный опыт и присво­ить базовые национальные ценности своего народа;
  • оценивать собственное физическое, психологическое и социаль­ное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Третий уровень результатов:
* действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потреб­ности личности к саморазвитию и совершенствованию;

  • конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых);
  • потребность реагировать на явления безответственного, асоци­ального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
  • собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
  • достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

 

 

Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества

и анализ воспитания в основной и средней школе. М.: Просвещение, 2014г.

 

К целям воспитания можно отнести:

усвоение ребёнком социально значимых знаний (знаний основных норм и традиций того общества, в котором он жи­вёт), это цели первого уровня;

развитие его социально значимых отношений (позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, ко­торые признаны ценностями в этом обществе), это цели второго уровня;

приобретение им опыта социально значимого действия — это цели третьего уровня.

Однако этим цели воспитания не исчерпываются.

От целей воспитания следует отличать его задачи. Если воспи­тание — это управление процессом развития личности через соз­дание благоприятных условий, то логично сделать вывод: целью воспитания является развитие личности ребёнка (расширение его социально значимых знаний, отношений, действий, видов деятель­ности), а задачами — создание благоприятных для этого условий.

Наиболее важные из таких условий создаются в процессе совместной деятельности педагога и школьников.

Во многом реализация воспитательного потенциала совмест­ной деятельности педагогов и школьников зависит от форм де­ятельности. Дело в том, что различные уровни воспитательных целей, которые мы упоминали выше, могут быть достигнуты только в рамках соответствующих им форм: чем выше уровень достигаемой цели, тем сложнее будут эти формы.

 

Воспитательный потенциал некоторых форм совместной

деятельности детей и взрослых

 

Создают благопри­ятные условия для усвоения школь­никами социально значимых знаний Создают благопри­ятные условия для развития социаль­но значимых отно­шений школьников Создают благо­приятные условия для приобретения школьниками опыта социально значи­мых действий
Лекции и рассказы Развлекательные игры Викторины, конкурсы, соревнования Беседы Дискуссии Дебаты Ролевые и дело­вые игры КТД Социальные про­екты Социально-моделирующие игры
Праздники Театрализации Культпоходы в кино, театр, кон­цертный зал, на выставку и т. п. Познавательные и развлекательные экскурсии Слёты, сборы Исследователь­ские проекты Школьные кино­клубы, школьные самодеятельные театры Поисковые, природоохранные, фольклорные экспедиции Социально ориентированные трудовые, экологические, гражданско-патри­отические, волонтёрские и другие акции

 

Самоанализ воспитательного мероприятия и его оценка

1. Общие сведения:

- дата и время проведения мероприятия, его тема, участники, кто проводит;

- чем обусловлен выбор темы: классными традициями, системой воспитательной работы образовательного учреждения (класса), возрастными особенностями обучающихся, актуальностью проблемы и т.д.;

- воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

- целесообразность выбора формы (беседа, диспут, дискуссия, КВН, викторина, устный журнал).

2.Анализ подготовки мероприятия:

- кто был инициатором проведения мероприятия (классный руководитель, студент-практикант. школьники) и кто его готовил;

- как учитывались интересы школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность;

- степень участия школьников в подготовке мероприятия, их инициатива, активность;

- с чем неожиданным Вы столкнулись в процессе мероприятия;

- подбор текстов, технических средств, костюмов, изготовление наглядности и т.д.

3. Анализ хода мероприятия:

- соответствие содержания поставленной цели и задачам, ее конкретность, убедительность;

- соответствие времени;

- мера организованности и дисциплинированности школьников во время проведения мероприятия;

- оснащенность оборудованием, ТСО, наглядностью;

- насколько четко, логично, эмоционально раскрыты цели и задачи мероприятия;

- каким был стиль взаимоотношений между студентом и школьниками;

- какими приемами активизации пользовался студент;

- какова степень увлеченности школьников ходом мероприятия;

- влияние личности студента на подготовку и проведение мероприятия, его педагогический такт;

- коллективные психолого-педагогические проявления школьников во время мероприятия (смех, юмор, дух соревнования, соперничества, коллективное сопереживание, подражание, микроклимат и т.д.);

- какой научно-методический материал был использован при проведении мероприятия, его содержательность, связь с жизнью;

4. Подведение итогов. Выводы. Общая оценка мероприятия.

- степень достижения поставленной цели и задач в ходе мероприятия;

- какие элементы знаний, умений, навыков, понятий приобрели школьники при подготовке и проведения мероприятия, уровень их развития;

- воспитанию каких качеств личности, творчества способствовало данное мероприятие;

- какое значение имеет данное мероприятия для совершенствования межличностных отношений в группе; сплочения коллектива; изменения морально-психологического климата; пробуждения интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие;

- анализ причин успеха, неудач, ошибок, просчетов и недостатков, снизивших эффективность мероприятия, способы их устранения;

- способствовало ли проведенное мероприятие Вашему развитию как педагога;

- какие коррективы Вы внесли бы в организацию своей деятельности.

 

Схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики

1. Общие сведения об обучающемся:

  1. ФИО, дата рождения, класс
  2. Общее физическое развитие, состояние здоровья
  3. Бытовые условия жизни в семье, взаимоотношения между членами семьи, правильность главной линии воспитания.

2. Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе:

  1. Общая характеристика класса (успеваемость и воспитанность обучающихся, традиции и требования классного коллектива)
  2. Положение в классном коллективе (пользуется ли любовью или авторитетом, чем определяется подобное отношение)
  3. Отношения с одноклассниками (любит их или нет, равнодушен ли к одноклассникам; дорожит и уважает мнение коллектива, с кем из одноклассников дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чём их причина)
  4. Удовлетворён ли своим положением в классном коллективе и какое положение хотел бы в нём занять.
  5. Дорожит ли пребыванием в данной школе (что более всего ценит)
  6. Отношения с учителями (есть ли контакт, любит ли, уважает их)

3. Учеба:

  1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково усваивает учебный материал по разным дисциплинам, успеваемость по основным предметам). Уровень знаний.
  2. Кругозор, начитанность.
  3. Развитие речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выразить мысль письменно и устно, культура речи)
  4. Интерес к занятиям и отношение к учёбе (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет особый интерес, отношение к отметке, к похвале или замечаниям взрослых, основной мотив учебной деятельности)
  5. Способности к учению

1. Особенности внимания (уровень произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость и способность к распределению внимания)

2. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления

3. Уровень и характер развития осмысленной памяти (заучивает механически или осознанно, владеет ли приёмами целенаправленного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти)

4. Развитие мышления (различает ли первостепенные и несущественные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения)

5. Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности)

  1. Усердие в учебной работе, желание учиться
  2. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, способность заучивать материал, контролировать себя, составлять планы и конспекты)

4. Труд:

  1. Отношение к труду (уважает трудовую деятельность или относится к ней пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что конкретно его привлекает: сам процесс, результат работы или овладение определённым навыком)
  2. Наличие трудовых навыков и умений, легкость их приобретения
  3. Организованность и дисциплинированность в труде
  4. Предпочитаемые виды труда

5. Направленность личности обучающегося и специальные способности:

  1. Интересы (перечислить всевозможные виды: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если обучающийся не просто интересуется какой-либо областью знаний, а серьёзно ею занимается; интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно – популярную, публицистику или преимущественно развлекательную литературу).
  2. Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли преобладание тех или иных мотивов в поведении.
  3. Особые способность и стремление к какой – либо деятельности (музыка, рисование, артистические способности и т. п.)
  4. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике, только начиная с 7 класса)

6. Дисциплинированность:

  1. Характеристика поведения (ведёт себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость)
  2. Выполнение режима школьника (соблюдает режим, нарушает намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время и т. д.)
  3. Выполнение требований учителей и родителей (выполняет с охотой или по принуждению, как часто отказывается выполнять поручения и какие именно)
  4. Наиболее характерные нарушения дисциплины

7. Особенности характера и темперамента:

  1. Явно выраженные положительные и отрицательные черты характера:

1. Черты личности (по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность, высокомерие и т. д.)

2. Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость и т. д.)

  1. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)
  2. Преобладающее настроение (радостное, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются смены настроения.

8. Общие психолого – педагогические выводы:

  1. Наличие достоинств и недостатков формирующейся личности обучающегося. Внутренние и внешние причины недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие или наличие определённых способностей, навыков работы и т. д.)
  2. Формулирование основных психолого – педагогических задач, стоящих перед педагогом, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: