Паралингвистика и экстралингвистика




Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Эта невербальная особенность околоречевой «формы» общения. Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения:

- о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

- о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных особенностях;

- об уверенности или неуверенности собеседника, о вере в то, что он говорит.

Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выде­ляют главные измерения голоса — громкость, высота, темп (скорость), тембр и пауза.

Громкостьголоса указывает на то, как человек произносит слово — громко или тихо. Она может меняться в зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики.

Высотаголоса — это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда человек нервничает, он повышает голос, а если пытается настоять на своем, то, наоборот, говорит тихо.

Темп— это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они удовлетворены, испуганы, возбуждены, переживают, и медленнее, если предлагают вариант решения проблемы или пытаются привлечь внимание к своей информации.

Тембрголоса — это его звучание. Тембр у каждого человека свой: голос дребезжит, звонкий или хриплый. В зависимости от настроения он может быть хнычущим или мягким, фасцинирующим, в гневе — резким и скрипучим. Тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение.

Пауза в общении имеет существенное значение. Собеседник может придавать ей каждый раз определенную длительность и значимость — то как речевому эквиваленту запятой, то для отделения одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Большое значение может иметь пауза для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими).

Ольфакторные средства

Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включаю­щая в себя вкус и обоняние. По мнению Н. Р. Битяновой и В. А. Лабунской, данные ощущения в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне активно уча­ствуют в общении и влияют на взаимоотношения людей. К ольфакторным средствам Н. И. Шевандрин также относит запахи.

Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике.

Существуют некие особенности запахов:

Слепота на запахи — это невозможность различать запахи, это может затруднять общение с людьми.

Адаптация к запаху — это привыкание к определенным видам запахов.

Память о запахе — некоторые запахи могут остаться в памяти и вызывать приятные или неприятные воспоминания.

Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов.

Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и различие одних запахов от других.

Заключение

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.

Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.

Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.

 

Список литературы

1. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.

2. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.

3. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2011. – 600 с.

4. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311 - 314.

5. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 312.

6. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2011. – С. 159.

7. Психология общения: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: