«ВАЛОДЗЕЎ ГАЛЬШТУК»
Первое впечатление о пьесе
Литература и жизнь… Это – две непрерывно связанные категории нашего бытия, из которых жизнь является первичной, а литература (имеется ввиду художественная) вторичной реальностью – образным отражением жизни. Вот почему является закономерным тот факт, что, определяя достоинства литературного произведения, мы примеряем его к жизни, включая в это понятие и человека с его поступками, мыслями и чувствами. Мы выясняем при этом, какие существенные явления жизни отражены в произведении, как глубоко раскрыта суть этих явлений, с какой силой художественного воплощения они показаны [3, с. 580].
Пьеса – это драматическое произведение для театрального представления.
Принимая пьесу к постановке, театр тем самым заявляет о своем интересе к данной теме, берет на себя обязательство средствами своего искусства раскрыть идейное содержание произведения. Без увлечения всего театрального коллектива идейно-художественными достоинствами пьесы не может быть успеха в театральной работе. Никакой режиссер не сможет добиться творческой удачи, если пьеса не стала кровным делом всего коллектива. Необходимо, чтобы пьеса увлекла коллектив, захватила его, проникла во все поры сознания каждого участника общей работы, – только тогда в коллективе может возникнуть то страстное желание выразить дорогую для всех идею, без которого невозможен полноценный творческий успех.
Пьеса «Валодзеў гальштук», написанная Кондратом Крапивой в 1943 году, произвела на меня, как на режиссера, неизгладимое впечатление.
Взяв это произведение в руки впервые, меня поразила её сила воздействия на читателя и будущего зрителя: каждое слово, каждое действие героев заставляли вздрагивать и сопереживать героям пьесы.
|
Картинки вставали перед глазами как живые. Запах керосиновой лампы, тускло освещавшей деревянный стол, лавки… и детскую фотографию, на закопченной стене.
Впечатлило то, как детский пионерский галстук красной линией проходит через всю пьесу и в итоге играет в ней ключевую роль.
Сначала мы видим фото мальчика в пионерском галстуке. Потом его бабушка Агата плачет над этим галстуком, обращаясь через него к своему погибшему внуку. Позже наступает момент, который вызывает боль и отвращение даже сегодня, семьдесят лет спустя. Галстук повязывает себе на шею немецкий комендант. И здесь ставится точка всего происходящего – капитан задушен этим же галстуком. Возмездие свершилось. Но какой ценой?
На мой взгляд, автору, не смотря на определённую схематичность этой пьесы, удалось передать в ней атмосферу военного времени, оккупированного немцами белорусского местечка. Хотя позже, сам Крапива скажет: «Во всей полноте мы смогли представить себе картину борьбы народа в тылу врага после того, как вернулись на освобожденную землю и встретились с массой участников этой борьбы» [10, с. 159]
Много лет прошло с тех пор, но каждая фраза, каждое действие, описанное в этом произведении, отзываются в сердце громким эхом, как будто это было еще вчера.
Тема, идея и сверхзадача пьесы
Начать предварительный режиссерский анализ пьесы нам представляется наиболее целесообразным с определения ее темы. Затем последует раскрытие ее ведущей, основной идеи и сверхзадачи. На этом первоначальное знакомство с пьесой можно будет считать в основном законченным [2, с. 325].
|
Тема – это круг жизненных явлений, отображенных автором в данном произведении.
Тема пьесы – жизнь одной из семей оккупированного белорусского местечка во время Великой Отечественной Войны.
Идея – это форма отражения в мысли явлений объективной реальности, смысловая целесообразность произведения.
Идея пьесы – месть русской матери немцам за отнятую ими жизнь её ребенка.
Сверхзадача – это главная идейная задача, цель ради которой создаётся произведение, актёрский образ спектакля.
Сверхзадача пьесы – рассказать о подвиге народа, сражавшегося в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.
Сюжетный рассказ пьесы
Великая Отечественная Война. Оккупированное немцами белорусское местечко. В маленьком доме, при свете керосиновой лампы пожилая женщина Агата перебирает свои вещи, пытаясь понять, что из этого ей нужно, а что нет. Неожиданно находит среди этих вещей еще почти новый пионерский галстук своего внука Володи, который совсем недавно погиб от рук фашистов.
Держа в руках, красный как кровь галстук, Агата обращается через него к своему внуку. Подойдя к стене, на которой висит фотография Володи, она с любовью и нескрываемой скорбью вешает галстук над фото.
Вдруг она слышит, как открылась входная дверь, и кто-то вошел в дом. Это ее родной сын Николай, от которого уже давно не было ни каких вестей. Все думали, что он погиб от бомбежек в Минске. Но как выяснилось, Николай сумел выжить и сей час воюет в одном из партизанских отрядов. А пришел он сразу, как только узнал о смерти единственного сына, для того, чтобы отомстить его убийцам.
|
Агата рассказывает Николаю, что после гибели Володи, случилась еще одна беда. Его жена Татьяна, когда-то скромная, с кроткими глазами женщина, в последнее время очень сильно изменилась. Гуляет с немцами. С самим комендантом Плинке на машине разъезжает.
Николай приходит в ярость от такой новости. Сначала он не верит матери, ему трудно представить, чтобы его Танюша была способна на такое. Но Агата все же сумела его убедить. Николай не знает что делать. В итоге он просит мать, чтобы она нашла Татьяну и привела ее домой. Ему хотелось посмотреть ей в глаза. Ведь если губы и обманут, то глаза никогда не соврут.
Агата уходит. Николай осматривает дом. Вспоминает счастливые мгновения прожитые в нем, и проклинает фашистов отобравших все, что было так дорого его сердцу.
Николай услышал звук открывающейся двери и смех Татьяны. Он понял, что она пришла не одна, а вместе с комендантом. И решил спрятаться в соседней комнате.
В дом входят Татьяна и комендант Вальтер Плинке. В руках Татьяны узелок с провиантом. Она раскладывает его на столе.
Неожиданно в дом входит Агата. Она видит коменданта и испуганно, быстрыми шагами идет в соседнюю комнату, понимая, что могла случиться беда, ведь в доме находился ее сын Николай. Убедившись, что ничего не случилось, она вышла обратно. Здесь у нее произошла перебранка с Плинке. Он достает пистолет, и направляет его на Агату. Татьяна закрывает Агату собой, хватает коменданта за руку, пытается отвести пистолет в сторону. Агата спешно уходит. Вальтер бросает пистолет на стол, и садится на лавку. Татьяна хочет взять пистолет в руки, но комендант вовремя его выхватывает, вытаскивает обойму, и отдает разряженное оружие Татьяне. Татьяна берет в руки, уже не интересующий ее пистолет, рассматривает.
Комендант встает, идет к шинели, чтобы достать папиросы. Татьяна примериваясь, целится ему в спину, но потом расстроено кладет на стол не нужный ей пистолет.
Вальтер замечает на стене фотографию Володи. Рассматривает ее и замечает пионерский галстук.
Татьяну переполняет злость, обида, ненависть, ведь это по приказу Плинке был убит ее сын. Но Татьяна из последних сил сдерживает эмоции.
Вальтер предлагает Татьяне выпить. Она отвечает согласием.
Изрядно охмелев, комендант начинает приставать к Татьяне. Окончательно потеряв терпение, она вырывается из рук пьяного фашиста. Комендант встает из-за стола, снимает со стены пионерский галстук Володи, напевая при этом пионерский марш.
Татьяна в ярости бежит к столу, хватает пистолет, целится в Плинке, но вспомнив о том, что пистолет не заряжен, быстро кладет его на стол. Собрав эмоции в кулак, она, не спеша, чуть пошатываясь, подходит к коменданту, предлагает помочь ему завязать галстук. Заворачивает концы галстука назад и завязывает петлей. Упираясь коленом в спину Плинке, она старается как можно туже затянуть петлю. Плинке хватается руками за шею. Последним усилием он перехватывает руку Татьяны и, обернувшись, бьет ее кулаком по голове. Татьяна падает, теряя сознание. Плинке хватает со стола пистолет. С яростью нажимает на курок. Пистолет не заряжен. Плинке растерянно смотрит на пистолет.
В этот момент Николай, который уже появился в комнате, хватает Пинке сзади за галстук. С силой тянет, и оба они оказываются в другой комнате. Плинке падает. На виду остаются только его ноги. Все кончено. Володя отомщен.
Николай наклоняется над Татьяной. Теперь он понимает, что ни его ни сына она не предавала. Все ее действия были направлены только на то, чтобы отомстить фашисту.
Николай приводит Татьяну в чувства, целует, помогает подняться.
Теперь они решают бежать, забрав с собой Агату. Татьяна снимает со стены фотографии. Николай бережно берет ее под руку и осторожно ведет к двери. Татьяна бережно держит в руках фотокарточки.
Фабула пьесы
Фабула – это фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
В пьесе «Влодзеў гальштук» фабула раскрывается следующим образом:
- В оккупированном немцами белорусском местечке, фашисты расстреливают мальчика Володю, который катался на лыжах.
- Бабушка Володи Агата, найдя его пионерский галстук, общается через него с мальчиком, рассказывая обо всех невзгодах, которые произошли после его гибели.
- Домой возвращается сын Агаты, Николай. Он полон ярости. Ведь немцы отобрали у него не только сына, но и, как сообщила Агата, жену Татьяну, которая теперь с самим немецким комендантом на машине разъезжает.
- Оставшись дома один, Николай вспоминает как он был счастлив в этом доме. Услышав, что кто-то идет, он прячется в другой комнате.
- В дом входят Татьяна и Вальтер Плинке.
- Плинке ведет себя в доме как хозяин. А после нескольких рюмок коньяка начинает распускать руки. Татьяне это не нравится, и она, наконец, находит в себе силы возразить коменданту.
- Изрядно подвыпивший Вальтер оскорблен отказом. Он снимает с фотографии Володи пионерский галстук. Пытается его повязать себе на шею.
- Татьяна приходит в ярость от поведения Вальтера, но именно сейчас она понимает, что наступил тот долгожданный удачный момент.
- Татьяна подходит к Плинке со спины, начинает помогать завязать галстук, и тут же начинает душить его, упираясь коленом ему в спину.
- Вальтер вырывается, бьет Татьяну по лицу, она теряет сознание. Он хватает пистолет. Стреляет, но он разряжен.
- В это время появляется Николай, хватает немца, и заканчивает начатое Татьяной.
- Николай помогает Татьяне встать. И они вместе, забрав с собой фотографию Володи убегают.
Главный конфликт пьесы
«В каждой пьесе одни действующие лица стремятся к одному, другие к другому. Разные цели. Вследствие этого происходит столкновение. Определить причины столкновения, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей, значит понять пьесу и верно определить тему и идею произведения» [18, с. 3].
Конфликт – столкновение, борьба, противостояние одного персонажа другому, которые имеют различные взгляды на реальность, он служит раскрытию общей идеи, связывает все действующие персонажи в едином действии.
Силы напряжения конфликтной ситуации зависят от:
1. Предлагаемых обстоятельств – которые мотивируют причину разногласий.
2. От исходного события – которое обостряет конфликтную ситуацию.
3. От значения проблемы – для каждой из сторон заинтересованных в ее решении в свою пользу.
4. От характера персонажей – чем сложней и ярче характеры, тем острее борьба.
Конфликт бывает:
· Главный и второстепенный;
· внешний и внутренний.
В пьесе «Валодзеў гальштук» главным конфликтом является борьба советской женщины Татьяны против фашистской несправедливости, в лице, которого, в данном произведении, выступает комендант Вальтер Плинке.
Так же мы видим пьесе конфликты второстепенные:
· конфликт межу Татьяной и Агатой. Агата считает Татьяну падшей женщиной, предавшей память своего сына, даже не подозревая о страшном, опасном и смелом намерении своей невестки;
· конфликт между Агатой и Вальтером Плинке. Ненависть Агаты к этому немцу запредельна, и на то есть объективные причины: убийство Володи (ее внука) по приказу Плинке, превращение Татьяны из тихой, доброй, скромной женщины в особу легкого поведения;
· конфликт между Николаем и Вальтером Плинке. Вальтер отобрал у Николая все, что было так дорого сердцу: маленького сына, любимую жену, родной дом;
· конфликт между Николаем и Татьяной. Узнав о нынешнем образе жизни жены, Николай приходит ярость, но все же разум берет верх над эмоциями и Николай решает во всем разобраться.
Сквозное действие пьесы
Под сквозным действием К. С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артистов в роли… Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает… все элементы и направляет их к общей сверхзадаче» [12, с. 338].
Если актер не будет все свои поступки нанизывать на единый стержень сквозного действия, которое ведет его к сверхзадаче, то роль никогда не будет сыграна так, чтобы мы могли бы об этом говорить как о серьезной художественной победе [5, с. 36].
Сквозное действие создается из длинного ряда больших задач, в каждой из которых огромное количество маленьких задач. Таким образом, логика всех действий объединяется в единое сквозное действие.
Для самого артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста.
Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее, прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.
Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.
С этого момента все служит ей.
На мой взгляд, сквозное действие пьесы – стремление матери, потерявшей единственного сына, отомстить за его смерть фашистам. Даже не смотря на то, что придется заплатить за это репутацией порядочной женщины, а может даже и собственной жизнью.
Жанр произведения
Жанр произведения определяется исходя из художественных признаков, имеющих отношение к конфликту, проблематике, характеру действующих лиц, композиции.
Жанр пьесы Кондрата Крапивы «Валодзеў гальштук» автором определен как трагедия.
Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболие заостренно, как сгусток внутренних противоречий. Вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.
Война – сама по себе большая трагедия. Что она несет в себе? Страх, кровь, ненависть.
Боль и отчаяние, ощущение полной безысходности, заставляют молодую женщину… мать… сознательно принести себя в жертву во имя главной цели в своей жини – повергнуть заклятого врага.
Много лет прошло с того страшного времени. Но автору удалось передать те события таким образом, что даже сегодня, в мирное время, эта пьеса так же актуальна как и тогда… в 43-м году.
Эта пьеса – одна из сотен тысяч таких же военных историй, «имя» которым – трагедия.