Устройство уголка природы




Значение уголка природы и его организация. Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить ин­тересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года.

В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обес­печивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют воз­можность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые при­обретают дети, формируются интерес к природе, бережное отно­шение ко всему живому, чувство ответственности.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, од­нако хорошо создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы продуманный подбор объектов и правильное их размещение.

Объекты уголка природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятель­ность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскры­вающих содержание работы по сезонам.

Требования к подбору объектов. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чер­тами, условиями или образом жизни, характерными для боль­шой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, при­влекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются не­прихотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизне­деятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной темпе­ратурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Размещение растений и животных в уголке природы. Раз­мещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т.д.) нуждаются в большом количе­стве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбарская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящери­цей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой — в прохладное и затененное место.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Вопросы и задание. 1. Какое воспитательно-образовательное значение имеет уголок природы в детском саду? 2. Какие требования предъявляются к подбору и размещению объек­тов уголка природы? 3. Познакомьтесь с уголком природы в группе, где проходит ваша практика. Составьте перечень растений й животных, содержащихся в нем.

Растения уголка природы

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Многие из них обильно и долго цветут, имеют красивую листву, стебли. Происхождение комнатных растений разнообразно. Ро­диной их являются тропические леса, жаркие безводные пусты­ни, субтропики. В зависимости от места произрастания в при­роде, комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны ком­натные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидак­тическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне до­ступен детям дошкольного возраста.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (ма­лыш прежде всего обращает внимание на самые яркие и краси­вые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приго­товленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имею­щие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и кра­сиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китай­ский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым неслож­ным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же при­емам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3—4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одина­ковые растения.

Растения уголка природы средней группы. В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует прежде всего подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелко­сетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в сред­ней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листья­ми, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зо­нальную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы. В старшей груп­пе продолжается формирование умений наблюдать за предмета­ми, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают суще­ственные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о рас­тениях включаются представления о некоторых способах веге­тативного размножения комнатных растений (размножение стеб­левыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается: пере­носится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вью­щийся плющ, 1—2 вида кактусов, цикламен, примула, амарил­лис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и ха­рактеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы подготовительной к школе груп­пы. Основная задача знакомства детей с природой в подготови­тельной группе — формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Например, зави­симость жизни растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света и т.д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно по­вторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением рас­тений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки предме­тов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этими задачами в организации уголка при­роды подготовительной к школе группы следует обратить вни­мание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, — это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года.

Для усвоения этой связи в уголок природы самых старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: папирус, который 10 месяцев в году растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не­большого и редкого полива, примула и традесканция с боль­шой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно, и т. д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящие­ся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия и т. д.).

О связи роста и развития растений, содержащихся в детском саду, с условиями их существования в природе свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амарил­лисовых (амариллис, кливия, кринум, гемантус и т. д.). Начало зимы для этих растений — период покоя, когда полив их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма раз­нообразно: размножение черенками (детей старшей группы знакомили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к шко­ле группе хорошо познакомить их с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амарил­лис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспа­рагус). Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющие­ся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особен­ностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, спосо­бов размножения может сделать наблюдения и труд детей в при­роде более интересными, содержательными и увлекательными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: