Характеристика комнатных растений




Амариллис (семейство Амариллисовые). Родина — Африка. Луковичное растение с красивыми, яркой окраски (от белой до крас­ной), похожими на лилию цветками. Листья ремневидные, ярко-зеленого цвета. Цветет глубокой осенью или зимой, образуя цветочную стрелку с 4—8 цветками. Зимой растение находится в состоянии покоя, поэтому его ставят в темное прохладное место и держат без поливки и ухода. В конце января — начале февраля, когда появится цветочная стрелка и длина ее достигнет 8—10 см, растение поливают и выставляют ближе к свету. После цветения пересаживают. Размножается луковичками-детками (при посадке половину луковицы оставляют открытой).

Аспарагус (семейство Лилейные). Родина — Южная Африка. В комнате разводят два вида: аспарагус перистый — с длинными свисающими ветвящимися стеблями, с тонкими, нежными, мягкими светло-зелеными листьями, напоминающими короткие иглы. Растение светолюбивое, но не выносит сухого воздуха. Летом требуются обильный полив и опрыскивание. Размножается делением куста.

Аспарагус Шпренгери — ампельное растение с ниспадаю­щими побегами. Листья шире и длиннее, чем у аспарагуса перистого. Требует такого же ухода, как аспарагус перистый.

Бальзамин, огонек (семейство Бальзаминовые). Родина — Тропическая Африка. Стебли сочные, прозрачные, хрупкие, со взду­тыми узлами. Листья темно-зеленые, нежные, яйцевидной формы, заостренные, с зубчатыми краями. Обильно цветет белыми или крас­ными цветками. Летом требует обильного полива. Размножается че­ренками.

Бегония вечно цветущая. Родина — Бразилия. Красиво цве­тущее растение, усыпанное белыми или розовыми цветками. Листья некрупные, блестящие, косоовальные. Стебли хрупкие. Нетребователь­на к уходу. Размножается стеблевыми черенками.

Бегония королевская, рекс (семейство Бегониевые). Ро­дина — остров Ява. Самая красивая из бегоний, с крупными неравнобокими пестроокрашенными в серебристые, коричневые, бордовые тона опушенными листьями. Летом поливают обильно, зимой умеренно. Не выносит прямых солнечных лучей. Размножается делением куста и листовыми черенками.

Бегония клещевинолистная (семейство Бегониевые). Ро­дина — Южная Африка. Листья большие, асимметричные, зеленые, с крупными зубцами. Все растение покрыто волосками. Уход и размно­жение те же, что и у бегонии-рекс.

Бегония металлическая (семейство Бегониевые). Родина — Тропическая Африка. Высокорослое растение с крупными оливково-зелеными листьями с металлическим отливом. Все растение покрыто волосками. Обильно цветет с весны до осени розовыми некрупными цветками, собранными в кисти.

Бегония пятнистая (семейство Бегониевые). Родина — Бразилия. Красиво цветущий полукустарник. Листья крупные, неравнобокие, удлиненной формы, гладкие, зеленые, с серебристыми пятна­ми. Нижняя сторона листьев красноватая. Светло-розовые цветки со­браны в крупные свешивающиеся метелки. Размножается стеблевыми черенками.

Бриофиллюм Дегремона (семейство Толстянковые). Роди­на — остров Мадагаскар. Стебель прямой, листья мясистые, располо­женные на стебле крестообразно, темно-зеленые, блестящие. Края лис­тьев зазубрены. Во впадинах между зубцами расположены на взрослых листьях выводковые почки. Цветет зимой. Цветки колокольчатые, розово-фиолетового оттенка.

Гемантус белоцветковый (семейство Амариллисовые). Ро­дина — Африка. Многолетнее луковичное растение. Плотная темно-зе­леная луковица гемантуса несет на верхушке 2—4 кожистых листа языковидной формы. Листья темно-зеленые, сверху ворсистые, снизу гладкие. На невысоком цветоносе в августе раскрывается соцветие из белых цветков. Размножается луковичками и семенами.

К л и в и я (семейство Амариллисовые). Родина — Южная Африка. Травянистое растение с коротким корневищем и темно-зелеными ремневидными двурядно расположенными листьями. Крупные оранжевые воронковидные цветки собраны в зонтики на конце цветочной стрелки. Цветет весной и летом. Зимой поливают умеренно, летом — обильно. Осенью полив сокращают. Размножается отводками.

Колеус (семейство Губоцветные). Родина — остров Ява. Непри­хотливое растение. Листья бархатные, крупные или мелкие, окрашены в красный, золотистый, коричневый, фиолетовый и другие цвета. Име­ются сорта с бахромчатыми, зубчатыми краями листьев. Листья при­обретают интенсивную окраску на ярком свету. Содержат растение в прохладном месте. Летом поливают обильно, зимой — минимально. Размножается черенками.

Маранта (семейство Марантовые). Родина — Бразилия. Непри­хотливое растение. Листья серовато-зеленые, сидящие на небольших черешках, с темными в два ряда пятнами. Молодые листья скручены в трубочки. От света листья отворачиваются, перед грозой поднимаются вверх и складываются вместе. Цветет невзрачно. Растение поливают весной и летом обильно, зимой — умеренно. Выращивают в широкой посуде. Размножается делением куста.

Нефролепис (семейство Многоножковые). Родина — тропичес­кие леса Мексики и Бразилии. Папоротник с красивыми темно-зеле­

ными ваями (листьями), теневынослив. Зимой поливают, не переув­лажняя земляной ком. Размножается отпрысками.

Пилея (семейство Крапивные). Родина — Индокитай, Индия. Невысокое растение. Листья овальные, слегка заостренные, зеленые, с красивым серебристым рисунком. Растение защищают от прямых со­лнечных лучей. Летом поливают обильно, зимой — умеренно. Размно­жается черенками.

Сансевьера, щучий хвост (семейство Лилейные). Роди­на — остров Цейлон. Растение с мечевидными листьями. На серова­том общем фоне окраски листьев проходят широкие темно-зеленые по­перечные полоски. Необходимо ежедневное опрыскивание. Зимой по­ливать следует редко. Размножается отрезками корневищ и листовыми черенками.

Сенполия, узамбарская фиалка (семейство Геснериевые). Родина — Африка. Небольшое травянистое растение с укоро­ченными стеблями и розеткой многочисленных длинночерешковых листьев. Листья бархатистые, округлой формы. Цветки небольшие, на тонких цветоножках. Цветет около 8 месяцев. Хорошо растет на светлых северных, северо-восточных и северо-западных окнах. Стра­дает от прямых солнечных лучей. Не выносит сквозняков. Поливают умеренно: растение не переносит ни заливания, ни пересушивания земляного кома. Пересадку производят раз в два года. Размножается листовыми черенками в любое время года.

Цикламен (семейство Первоцветные). Родина — Малая Азия, Греция. Растение имеет твердый мясистый клубень и длинные че­решковые почковидные листья. Цветы разноцветные. Цветет с октяб­ря по март. Во время цветения требует прохладного места и много спета. Поливают регулярно, но осторожно, чтобы вода не попала на клубень. Отцветающие отдельные цветы и желтые листья осторож­но удаляют с цветоножками и черешками до самого клубня. По­сле цветения полив постепенно уменьшают, но не прекращают. В начале июня горшок с клубнем ставят в тенистое место на восточ­ном или западном окне комнаты или на открытом балконе. Поливают не чаще одного раза в пять дней. В конце июля клубень начинает [расти. В это время его пересаживают в свежую землю. После пере­садки горшок устанавливают на светлое, но защищенное от прямых солнечных лучей место. Поддерживают равномерную влажность зем­ляного кома.

Эухарис, амазонская лилия (семейство Амариллисовые). Родина — Тропическая Америка. Луковичное растение с длинными, широкими темно-зелеными блестящими листьями. Цветет с октября до зимы и весной, образуя цветочную стрелку с несколькими крупными белоснежными цветками. Поливают растение редко, но обильно. С Марта по август поливку почти прекращают. Размножается луковичками-детками.

Уход за комнатными растениями. Он заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, перевалке и пересадке, подкормке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями.

Полив. Растения поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавить­ся от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса теплее комнатной. При этом следят, чтобы весь земляной ком пропитался водой. Если при поливе вода появляется на поддоне и через 2 ч не впитывается обратно через донное отверстие, ее сливают.

Опрыскивание. Это важная часть ухода за многими растениями: поддерживает их водный режим. При системати­ческом опрыскивании тепловатой водой растения остаются све­жими и зелеными всю зиму, быстрее растут побеги, листья, распускаются почки.

Мытье. Растения необходимо систематически обмывать тепловатой водой для удаления пыли. Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Колючие кактусы перед мытьем следует очистить от пыли мягкой щеточкой. Растения с опушенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Цветочные горшки 3—4 раза в год обмывают снаружи горячей водой с мылом при помощи жесткой щетки.

Рыхление. Рыхление — это сухой полив. Производят его на следующий день после полива. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1—1,5 см около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Перевалка и пересадка. Перевалка производится тог­да, когда растению становится тесно в горшке. При этом зем­ляной ком не разрушается. Свежую землю небольшим слоем насыпают на дно нового горшка и добавляют между его стенкой и земляным комом, а также сверху. При пересадке земляной ком частично разрушается (удаляется большая часть старой земли). Новый горшок должен быть на 3—4 см больше старого. Пересаживать растения лучше всего весной, до начала интен­сивного роста.

Подкормка. Для нормального питания растений их нужно систематически подкармливать. В качестве подкормки в усло­виях детского сада лучше всего использовать минеральные удобрения (готовые смеси продаются в цветочных магазинах с ука­занием их применения). Подкармливать растения следует тогда, когда они начнут расти (после пересадки или укоренения). Подкормку применяют 2—3 раза в месяц. За несколько часов до подкормки растение должно быть хорошо полито.

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, надо управлять его ростом. Для формирования куста прищи­пывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых. А боковые побеги по достижении высоты 10—15 см тоже прищипывают. Обрезка производится острым ножом. Сре­зы надо делать над почкой. Места срезов присыпают толченым углем.

Размножение. Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневища­ми, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и лис­товые. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения (традесканция, бегония, фикус, аукуба, бальзамин, пеларгония и т.д.). С растущего побега срезают веточку с 2—3 узлами. Нижний срез делают под самым узлом. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, ящик так, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом. До укоренения их два раза в день опрыскивают из пульверизатора. Листовыми черенками размножают бегонию- рекс, сансевьеру, фиалку узамбарскую. На нижней стороне листа бегонии-рекс надрезают бритвой разветвления жилок, лист кла­дут этой стороной на влажный песок. Места надрезов прижимают к песку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз. Уход такой же, как за стеблевыми черенками.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются все луковичные растения — амариллис, кринум, гемантус, зефирантес. На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок. Ухаживают за ними так же, как и за старыми растениями.

Размножение отпрысками. Легко размножаются растения, об­разующие наземные отпрыски (камнеломка, хлорофитум и т. д.), которые представляют собой, в сущности, вполне сформировав­шиеся молодые растеньица. Эти отпрыски отрезают от материн­ского растения и сажают в маленький горшок.

Размножение корневищами. Так размножают некоторые рас­тения при пересадке. С корневища стряхивают землю и раз­резают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей так, чтобы на каждой были хотя бы 1—2 почки или побег и корни. Корневищами размножают аспидистру, сансевьеру, циперус.

Борьба с вредителями комнатных растений. Чаще всего комнатные растения разрушают тля, щитовка, червец, паутин­ный клещ, трипе, ногохвостка.

Тля — мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Пораженное растение обливают мыльной водой с кероси­ном (в 1/2 л воды растворяют кусочек мыла и добавляют 50 капель керосина). Обработку повторяют несколько раз через каждые 7—10 дней. Через день после обработки растение обмы­вают чистой водой.

Щитовка — мелкое насекомое, тело которого со спины покрыто воскообразным щитком. Вредителей снимают щеткой и обмывают растение мыльной водой. Через день растение надо обмыть чистой водой. Обрабатывают растение мыльной водой несколько раз.

Червец — опасный вредитель. Тело самки покрыто воско­выми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты, затем обмывают пораженные места мыльной водой, которую на следующий день необходимо смыть чистой водой. Если у растения крепкие кожистые листья, можно уничтожать червецов, обтирая места их расселения ватой, смо­ченной в спирте, разбавленном водой.

Паутинный клещ настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется клещ на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой. Пораженные растения оп­рыскивают. У них обмывают нижнюю сторону каждого листа керосино-мыльной водой. При обмывании необходимо разру­шать паутинку.

Трипс — мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Посе­ляется на нижней стороне листа. Пораженное растение обмыва­ют мыльной водой, а затем на следующий день смывают чистой. Это проделывается несколько раз.

Ногохвостка — очень мелкое белое насекомое. Появля­ется в земле при чрезмерно обильном поливе. Чтобы избавиться от ногохвосток, полив необходимо прекратить, пока земляной ком не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю, загнившие корни обрезают.

Растения участка — временные обитатели уголка природы. Начиная с осени в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников, поздноцветущих декоративных расте­ний (астра, георгина, кустарниковая хризантема и т.д.). Ин­терес детей вызовут выкопанные и пересаженные в горшки бархатцы, календула и другие цветущие растения. В уголок природы могут быть помещены овощи, фрукты, плоды. Осенью цветут многие растения. Зацветают вторично и некоторые дико­растущие травы: одуванчик, василек луговой, цикорий и т. д. Небольшие букетики этих цветов напомнят детям об их лет­них прогулках. Осенью следует пересадить в ящики корневи­ща мать-и-мачехи, ландыша и прикопать ящики на клумбе так, чтобы в январе — феврале можно было поместить их в уголок природы для выгонки растений. Зимой, начиная со второй половины января, когда закончится период истинного покоя у большинства растений, в уголок природы следует поставить ящики с мать-и-мачехой, ландышем. В это же время в банки с водой помещают и срезанные ветки деревьев и кустарников.

С появлением первоцветов начинают вести «календарь цветов». По мере цветения их небольшие букетики помещают в уголок природы.

Летом в уголок природы приносят травянистые растения, выкопанные во время прогулок в лес, поле.

Оживление веток. Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3—4 месяца после опадения с них листьев, примерно в декабре — феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, рябины, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели, они должны быть достаточно длинными и толстыми (не короче 1 м и не тоньше пальца) и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезан­ные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет всасывать больше воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде, температура которой 16—20 С. Воду надо менять лишь тогда, когда она замутится или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тря­почкой и отрезают от них тонкие ломтики, затем ветки вновь ставят в воду.

Выращивание овощных культур в уголке природы. Выра­щивание овощных культур дает возможностьдетям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной.

Для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перь­ев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25—35 °С) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8—10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3—4 см, для редиса — 4—5 см. Редис следует сажать по два семечка вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1—2 см. Ящики после посева надо покрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров и огурцов.

В течение зимнего периода, начиная с января — февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем.

Можно посадить кочерыжку капусты. Дети с интере­сом будут наблюдать за появлением плодов (стручков) с семена­ми. При вырезании кочерыжки из кочана капусты надо следить за тем, чтобы не обрезать сидящие вокруг кочерыжки почки. Каждая такая почка дает пучок листьев, стеблей и цветы. Сажают кочерыжки неглубоко (на 2—3 см). После посадки кочерыжки дней на 10 ставят в прохладное место (температура 6—8 С). Когда у кочерыжек зазеленеют почки, ящик или гор­шок с ними надо поставить на светлое и теплое окно.

Выгонка луковичных растений. В комнатных условиях луч­шими для зимней выгонки растений являются гиацинт, тюль­пан и нарцисс. Для выгонки выбирают крупные, здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы. До посадки их хранят в темном сухом месте. Посадку производят в сентябре и октябре. Луковицу гиацинта сажают так, чтобы она не возвышалась над краем горшка. Сверху горшок с посаженной луковицей засыпают слоем земли, песка или опилок толщиной 8—10 см. Затем горшок нужно поставить в деревянный ящик или кар­тонную коробку и засыпать землей или опилками высотой 10 см, полить водой и поставить в прохладное место при темпе­ратуре 4—5 С. При просыхании земли или песка его поливают. Примерно через 2—2,5 месяца (когда появляются беловатые ростки) горшок вынимают из ящика, осторожно освобождают росток от земли или опилок и помещают в комнату, предва­рительно закрыв его плотным бумажным колпаком. Через 8—9 дней росток открывают. Через 25—30 дней гиацинт зацветает. Уход за гиацинтом, после того как он перенесен в комнату, заключается в поливе и регулярном опрыскивании листьев водой.

Луковицы тюльпана в августе — октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. В прикопке луковицы держат 1,5—2 месяца. Уход за тюльпаном в комнате такой же, как и за гиацинтом.

Техника подготовки и выгонки нарцисса такая же, как и для тюльпана.

Вопросы и задания. 1. Какие комнатные растения рекомен­дуются в уголок природы для разных возрастных групп? 2. Какие растения цветника можно переносить в уголок при­роды? 3. Как следует ухаживать за комнатными растениями? 4. Какие способы вегетативного размножения растений осу­ществляются в детском саду? 5. Как производят выгонку луковичных растений и оживление веток? 6. Какие овощные культуры можно вырастить в уголке природы и как? 7. Оце­ните подбор растений и их размещение в уголке природы, где вы проходите практику (в соответствии с требованиями к отбору объектов для данной возрастной группы). Сделай­те выводы и рекомендации к пополнению уголка природы. 8. Составьте характеристики на комнатные растения группо­вого уголка. Вырастите комнатное растение, используя любой способ вегетативного размножения. Проведите выгонку цветочных растений из луковиц.

Животные уголка природы

 

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы явля­ются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый пру­довой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т.д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скаля­рия и т.д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частич­ная смена воды и т.д.).

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к жи­вотным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса мле­копитающих требованиям подбора отвечают прежде всего пред­ставители отряда грызунов — кролик, хомячок, морская свин­ка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие по­вадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего со­держать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узна­вать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подо­брать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, зо­лотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весе­лый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабли­валась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке млад­ших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизоди­ческого кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения ко­нечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, — или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуа­лехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при на­блюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует оста­новиться на той, которую рекомендовали для малышей, — ка­нарейке.

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овла­девают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесо­образно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вы­рабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, об­становку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор живот­ных в старшей группе должен обеспечить возможность форми­рования первоначальных знаний детей об особенностях приспо­собления животных к условиям среды обитания. Эти приспособ­ления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т. д.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать тепло­любивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта ма­ленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценней­ший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птен­цах — источник добрых и гуманных чувств, бережного отноше­ния ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. По­нять причину такого состояния и создать соответствующие ус­ловия для жизни животного могут только старшие дошкольни­ки. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе груп­пы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнооб­разных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семей­ство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за кроль­чатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обяза­тельно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2—3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3—4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду гры­зунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или де­ревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3—4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья — «спальня», «кладовая», другой — как «туалет». Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охот­но едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, не­множко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в «кладовой» и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Ког­да появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13—15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, — кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учрежде­ний можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц не­обходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украше­ний. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Мак­симальный объем клетки для большинства наших птиц не дол­жен превышать в длину 50 см, в ширину — 30 см, а в высоту — 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок.В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы.В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкаланижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты.В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кор­мушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги тра­ десканции, аспарагуса, минеральные корма — марганцовокис­лый калий (давать 2—3 раза в месяц, опустив маленький крис­таллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов состав­ляет 20—40 г.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска — кровеносный сосуд).

Как уберечь птиц от заболеваний?

Насморк. Возникает от сквозняков, холодной воды. У птицы течет слизь из носовых отверстий, она трясет головой, щурит глаза. Необходимо смазать носовые отверстия раститель­ным маслом и налить в поилку подсахаренную воду.

Расстройство пищеварения (понос или запор). Мо­жет быть от недоброкачественной пищи, грязной воды, избытка корма без зелени. При поносе дается рисовый отвар с добавле­нием 1—2 капель кагора (вместо воды). При запоре дают зеленый корм, ягоды, в воду добавляют 3—5 капель растительного масла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: