На участке детского сада выделяется место для содержания некоторых животных — утепленное помещение (лучше сарай), которое размещают на хозяйственном дворе. Рекомендуется содержать животных, не требующих сложного ухода: кроликов, кур или других животных.
Куры. Содержат кур в птичнике или вольере с насестами. Для откладывания яиц сооружают специальные гнезда. Лучше содержать 3—4 куриц и петуха. Подбирая петуха, необходимо присмотреться к его повадкам. Нужно, чтобы птица не была агрессивной. Кормят кур 3—4 раза в сутки в одно и то же время зерном (овес, просо, ячмень, кукуруза), мучной смесью с водой или отрубями с водой, проращенным овсом или рубленой свежей крапивой. Для зимы можно заготовить крапиву в сушеном виде и добавлять ее в мучную смесь. Для кормления кур весной и летом используют насекомых-вредителей (гусеницы, майские жуки). В птичнике постоянно должна быть вода.
Ухаживая за курами, ежедневно чистят кормушки и моют поилки, меняют подстилку. Весной птичник следует вымыть горячей водой с мылом (стены, насесты). В теплые дни кур выпускают на волю. Для этого необходимо соорудить загон из металлической сетки.
В апреле — мае (в северной и средней полосе) можно посадить курицу для насиживания яиц. Если заклохтали несколько кур, следует выбрать самую крупную, с обильным оперением и спокойную.
Кролики — небольшие животные, широко распространенные по всей стране. Их существует много видов: с гладкой и пушистой шерстью, разной окраски. Для содержания на участке детского сада лучше выбрать породы, не требующие сложного ухода. Кролики не боятся холода, но не выносят сквозняков.
В помещении (сарай, веранда) строят клетку высотой 60—70 см, площадь пола 70x125 см. Клетку подвешивают к стене на высоте 50 см от пола. Однако не обязательно закрывать кроликов в клетке. Они могут свободно передвигаться по помещению и самостоятельно запрыгивать в клетку, как правило, для выведения крольчат. Самка выстилает пухом место в клетке, готовится к кролению. Из сарая необходимо сделать лаз, ведущий на выгул, обнесенный сеткой с деревянным полом. При таком содержании кролики лучше развиваются. Кролики — стадные животные, и жизнь без клетки более естественна для них и удобна для ухода. Кролики — чистоплотные животные. Они быстро привыкают к определенному месту, особенно если их поощрять к этому лакомством и лаской. Они понятливы и общительны. Живут они 15—18 лет.
|
Корм (трава, овощи, сено, ветки, мучная смесь) и таз с водой ставят на полу в сарае. Содержать лучше 2—3 крольчих и одного самца.
Привлечение птиц на участок. Не на всякий участок детского сада прилетают птицы. Привлечь их можно, если посадить на участке кустарники и деревья, имеющие плоды и семена. Это рябина, калина, боярышник, дикая яблоня, сирень и т. д. Такой участок зимой будут посещать снегири, свиристели. Для синиц зимой следует вывешивать несоленое сало, ежедневно насыпать в кормушки, развешенные по участку, хлебные крошки, зерно, семена сорных растений, собранные детьми осенью (репейник, пастушья сумка, подорожник), семечки арбуза, дыни, подсолнечника и т. д.
Корм для птиц нужно выносить рано утром, в 7—8 ч. Он должен быть сухим, иначе сразу замерзнет и будет недоступен птицам. Не рекомендуется использовать в качестве корма макароны, кашу, свежий хлеб, картофель. Корм лучше приготовить с вечера в присутствии детей.
|
Весной и летом птицы прилетают на участок, если на нем есть хотя бы небольшой водоем (плескательный бассейн). Если бассейна нет, необходимо выносить поилки для птиц, мелкие тазики с водой и устанавливать в спокойном месте. Птицы в них будут плескаться.
Весной на участке устраивают гнездовья для птиц, в которых могут поселиться скворцы, воробьи, мухоловки. Особенно нужны гнездовья зимой — в них птицы прячутся от сильных морозов.
Вопросы. 1. Каких животных можно содержать на участке и какие для этого необходимы условия? 2. Как создать уголок природы на участке?
Глава 3. Методы и формы экологического воспитания детей
Характеристика методов
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации) или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом воспитании детей широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
|
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые, должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Вопрос и задание. 1. Какие методы обучения детей дошкольного возраста вы знаете? 2. Дайте краткую характеристику каждому виду методов.