Определение ключевого слова
Существительное «тирания»
2. Построение и анализ семантемы ключевого слова
греч. τυραννίς («произвол»)
англ. tyranny
нем. tyrannei
Политология (словарь-справочник):
ТИРАНИЯ (гр. tyrannia) — 1) в Древней Греции — единоличное правление тирана; 2) в ряде средневековых городах-государствах Италии — форма политического устройства; 3) жестокое, деспотическое правление.
Политика. Толковый словарь (под общей редакцией Осадчей И.М):
ТИРАНИЯ (tyranny) В классической философии – извращенная форма монархии, при которой монарх правит в собственных интересах. В более широком смысле – злоупотребление правом принуждения в условиях отсутствия верховенства законов, которое скорее всего связано с правлением диктатора (см.: диктатура) и бесправным положением граждан, а то и вообще с террором. Теоретики-демократы, подобно Дж.С. Миллю (Mill), обеспокоены возможностью возникновения тирании большинства (tyranny of the majority) и тем, что права меньшинств, охраняемые законом, в будущем могут игнорироваться большинством, способным злоупотребить своим численным превосходством в системе, которая как бы узаконивает право этого большинства на собственные волевые решения.
Словарь Ефремовой:
ж. 1) правление тирана (1). 2) правление тирана (2). 3) власть тирана (3).
Словарь Ожегова:
ТИРАНИЯ, -и, ж. 1. Правление, основанное на произволе и насилии. Древнегреческая т. 2. Гнет, насилие, произвол (книжн.). Т. деспота. Фашистская т. || прил. тиранический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тираническое правление.
Анализ лексической сочетаемости слова.
«Тирания»+прилагательное\причастное: жесткая тирания; хорошо действующая тирания (Р. Хайнлайн); непоколебимая тирания; сталинская тирания; рабская тирания; феодальная тирания, родительская тирания и т.д.
«Тирания»+ существительное: тирания банковского счета (Дж. Кейнс); тирания мужчин (Г. Агриппа); тирания большинства (Р. Брэдбери); тирания белого меньшинства (Р. Мёрто) и т.д.
«Тирания» (как глагол тиранить)+ существительное: тиранить общество, тиранить близких, тиранила нужда (Некрасов), тиранить бояр (Карамзин) и т.д.
Изучения многозначности слова в процессе ее развития.
«Тирания» как форма правления изначально возникла в Др. Греции и обозначала единоналичное правление без внесения негативного смысла. Но уже в работах Аристотеля можно заметить негативный оттенок: при выделении форм правления оказалось, что тирания – это неправильный строй, выгодный одному правителю. Тирания по Аристотелю противопоставляется «правильной» монархии. Подобное противопоставление можно заметить и в эпоху Возрождения. Например, Ф. Аквинский также указывает, что тирания является вырождением монархии.
Н.М. Сапронова занимается исследование феномена тирании. Интересным оказалось то, что в своих работах она указывает, что в эпоху Ренессанса произошло изменение понимания слова «тирания». Оппозиция «царь-тиран» стала скорее синонимичной и претерпела значительное размытие границ. Итальянские современники Ф. Гвиччардини и Н. Макиавелли также затрагивают тему тирании. Если первый говорит о том, что гражданин может быть достойным человеком при тирании и терпеть такое устройство ради высших целей, то Н. Макиавелли рассматривает феномен тирании с позиции самого тирана. В его работах напрямую не указано, что затрагивается тирания, но оправдание такого строя придало тирании положительные черты.
Наталья Михайлова Сапронова продолжает свое исследование. Так, она указывает, что в Библии нет упоминания тирании, она ей чужда. Поэтому употребление «тирании» в работах М. Лютера и Ж. Кальвина не что иное, как отсылка к античному наследию. По нашему мнению, это не удивительно, ведь именно в эпоху Реформации можно заметить большой интерес к Античности, а также переплетение библейских и античных мотивов.
Тирания по М. Лютеру предстает ситуативной и эпизодической, нежели определенной формой правления. Скорее всего, по нашему мнению, именно с этого временного периода начинается употребление «тирании» как жесткого правления без отсылки на монархизм и оправдательную политику глав городов-государств.
Тирания в трактовке Ж. Кальвина также имеет интересную особенности. Его понимание тирании схоже с мыслителями эпохи Возрождения: гражданин может и осознавать, что его повелитель тиран, но не должен акцентировать свое внимание на этом ненужном знании; и повиноваться его воле. Предположим, что положение в последующем имело отражение в понимании тирании в Третьем Рейхе. Некоторые исследователи указывают на то, что термин «фюррер» можно перевести как «тиран».
Эпоха революций конца 18-19 веков внесла в термин «тирания» публицистический оттенок. В Новое время приходит иное употребление термина тирания, смешивающее её с деспотизмом и абсолютизмом. Мыслители Просвещения указывали на «тиранический» характер правления монархов, против которых направлялись революции — например, Американская против власти Георга III или Великая французская против Людовика XVI. Это делалось для манипуляции общественным мнением, мобилизации населения против «монарха и тирана», а также борьбы с монархистами.
Можно сделать вывод о том, что начиная с эпохи Просвещения термин «тирания» приобрел нарицательное значение и стал употребляться в отношении жесткого правления, а также для дискредитации существующего правительства и его сторонников. Смысл, заложенный в тирании как формы правления, в 19 веке стал закладываться в понятие «диктатура».