Лекция 9
В соответствии с Военной доктриной РФ различные подразделения ВС РФ могут применяться при решении задач урегулирования конфликтов в рамках операций по поддержанию мира в составе коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ).
Операции по поддержанию мира становятся одним из наиболее важных элементов российской политики и в зоне «ближнего зарубежья». По подсчетам экспертов конфликтные регионы здесь охватывают территории с населением около 30 миллионов человек. Имеющиеся прогнозы дают основания полагать, что районы потенциальных и реально существующих конфликтов могут и далее расширяться, охватывая все новые области на периферии бывшего СССР.
Практическое участие России в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа российских военных наблюдателей, в последующем Россия принимала и принимает участие в миротворческих операциях, как под эгидой Организации Объединенных Наций, так и на территории Содружества Независимых Государств. При этом миротворческие функции российские военнослужащие выполняют в составе войск ООН, НАТО, Коллективных сил по поддержанию мира или самостоятельно.
Так части и подразделения ВС РФ применялись в составе КСМП в Таджикистане (с 1993 г.), Югославии (с 1992 г.), Молдове (с 1992 г.), Южной Осетии (с 1992 г.) и Абхазии (с 1994 г.). В результате накоплен обширный практический опыт, позволяющий говорить о формировании нового раздела военного искусства – теории и практики подготовки и ведения миротворческих операций и действий. Завершая изучение дисциплины «Общая тактика» целесообразно остановиться на основных положениях данного раздела.
Операция по поддержанию мира, задачи войск в операции и способы их выполнения
Операция по поддержанию мира (ОПМ) представляет собой совокупность предпринимаемых согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий специально подготовленного военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствии с Мандатом, утвержденным Советом глав государств СНГ (СБ ООН, ОБСЕ), направленных на прекращение вооруженного конфликта и создание условий, способствующих его политическому разрешению.
Основными принципами проведения ОПМ являются: законность, согласие сторон, беспристрастность, целеустремленность, безопасность, нейтральность, открытость действий КСПМ, многонациональность, единство действий, предвидение инцидентов, признание полномочий местных властей.
Законность - соответствие принятых документов Советом глав государств (СГГ) на проведение ОПМ международно-правовым нормам и Уставу СНГ.
Согласие сторон. Для проведения операции по поддержанию мира необходимо получить согласие сторон, участвующих в конфликте, на использование КСПМ в зоне конфликта.
Беспристрастность - одинаковое отношение ко всем сторонам конфликта. Полная беспристрастность является обязательным условием для того, чтобы заслужить доверие сторон, участвующих в конфликте.
Целеустремленность - строгое и четкое выполнение задач, в соответствии с Мандатом, для достижения конечной цели ОПМ.
Безопасность - гарантированное сохранение здоровья и жизни персонала КСПМ, как важнейшее условие успешного проведения ОПМ.
Нейтральность - невмешательство КСПМ в действия конфликтующих сторон, если их действия не представляют угрозы персоналу Коллективных сил по поддержанию мира и не направлены на воспрепятствование выполнению задач операции по поддержанию мира.
Открытость намерений и действий персонала КСПМ в операции по поддержанию мира. Это способствует формированию доверия у сторон, участвующих в конфликте.
Многонациональность - участие как можно большего количества государств Содружества в операции по поддержанию мира для придания ей беспристрастного и объективного характера.
Предвидение инцидентов. Необходимо предвидеть инциденты, которые могут спровоцировать насилие, своевременно принимать меры для их предотвращения. Этот позволит осуществить быстрое развертывание подразделений КСПМ между двумя сторонами до того, как инцидент перерастет в серьезный конфликт.
Признание полномочий местных властей обязывает личный состав КСПМ уважать законы и обычаи принимающего государства.
Действия войск в ходе ОПМ, как правило, не являются боевыми. Они имеют специфические задачи и, соответственно, ведутся иными способами.
Задачи КСПМ:
наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил конфликтующих сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановления законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследований;
контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
охрана жизненно важных объектов;
принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;
содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;
содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта;
поддержание установленного режима передвижений по земле, воздуху и морю в тех или иных районах и на маршрутах.
Задачи, возлагаемые на КСПМ, в каждой операции будут конкретизированы Мандатом на её проведение.
Основными способами выполнения задач КСПМ являются:
наблюдение;
патрулирование;
контроль;
размещение (вклинение) подразделений между враждующими сторонами для снижения напряженности;
блокирование районов, населенных пунктов;
демонстрация присутствия в кризисном районе;
ведение переговоров;
самооборона;
гуманитарная деятельность.
Действия войск в составе КСПМ начинаются с их развертывания для выполнения поставленных задач.