Действия войск при проведении операций по поддержанию мира




Лекция 9

 

В соответствии с Военной доктриной РФ различные подразделения ВС РФ могут применяться при решении задач урегулирования конфликтов в рамках операций по поддержанию мира в составе коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ).

Операции по поддержанию мира становятся одним из наиболее важных элементов российской политики и в зоне «ближнего зарубежья». По подсчетам экспертов конфликтные регионы здесь охватывают территории с населением около 30 миллионов человек. Имеющиеся прогнозы дают основания полагать, что районы потенциальных и реально существующих конфликтов могут и далее расширяться, охватывая все новые области на периферии бывшего СССР.

Практическое участие России в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа российских военных наблюдателей, в последующем Россия принимала и принимает участие в миротворческих операциях, как под эгидой Организации Объединенных Наций, так и на территории Содружества Независимых Государств. При этом миротворческие функции российские военнослужащие выполняют в составе войск ООН, НАТО, Коллективных сил по поддержанию мира или самостоятельно.

Так части и подразделения ВС РФ применялись в составе КСМП в Таджикистане (с 1993 г.), Югославии (с 1992 г.), Молдове (с 1992 г.), Южной Осетии (с 1992 г.) и Абхазии (с 1994 г.). В результате накоплен обширный практический опыт, позволяющий говорить о формировании нового раздела военного искусства – теории и практики подготовки и ведения миротворческих операций и действий. Завершая изучение дисциплины «Общая тактика» целесообразно остановиться на основных положениях данного раздела.

 

Операция по поддержанию мира, задачи войск в операции и способы их выполнения

Операция по поддержанию мира (ОПМ) представляет собой совокупность предпринимаемых согласованных и взаимосвя­занных по целям, задачам, месту и времени действий спе­циально подготовленного военного, полицейского (милицей­ского) и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или су­ществующих конфликтов, проводимых в соответствии с Ман­датом, утвержденным Советом глав государств СНГ (СБ ООН, ОБСЕ), направленных на прекращение вооруженного конфликта и создание условий, способствующих его полити­ческому разрешению.

Основными принципами проведения ОПМ являются: законность, согласие сторон, беспристрастность, целеустремленность, безопасность, нейтральность, открытость действий КСПМ, многонациональность, единство действий, предвидение инцидентов, признание полномочий местных властей.

Законность - соответствие принятых документов Советом глав государств (СГГ) на проведение ОПМ международно-правовым нормам и Уставу СНГ.

Согласие сторон. Для проведения операции по поддер­жанию мира необходимо получить согласие сторон, участ­вующих в конфликте, на использование КСПМ в зоне кон­фликта.

Беспристрастность - одинаковое отношение ко всем сторонам конфликта. Полная беспристрастность является обязательным условием для того, чтобы заслужить доверие сторон, участвующих в конфликте.

Целеустремленность - строгое и четкое выполнение задач, в соответствии с Мандатом, для достижения конечной цели ОПМ.

Безопасность - гарантированное сохранение здоровья и жизни персонала КСПМ, как важнейшее условие успешного проведения ОПМ.

Нейтральность - невмешательство КСПМ в действия конфликтующих сторон, если их действия не представляют угрозы персоналу Коллективных сил по поддержанию мира и не направлены на воспрепятствование выполнению задач операции по поддержанию мира.

Открытость намерений и действий персонала КСПМ в операции по поддержанию мира. Это способствует формиро­ванию доверия у сторон, участвующих в конфликте.

Многонациональность - участие как можно большего количества государств Содружества в операции по поддер­жанию мира для придания ей беспристрастного и объективного характера.

Предвидение инцидентов. Необходимо предвидеть инци­денты, которые могут спровоцировать насилие, своевременно принимать меры для их предотвращения. Этот позволит осу­ществить быстрое развертывание подразделений КСПМ меж­ду двумя сторонами до того, как инцидент перерастет в серьезный конфликт.

Признание полномочий местных властей обязывает лич­ный состав КСПМ уважать законы и обычаи принимающего государства.

Действия войск в ходе ОПМ, как правило, не являются боевыми. Они имеют специфические задачи и, соответственно, ведутся иными способами.

Задачи КСПМ:

наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию без­опасной обстановки в неспокойных районах путем обеспече­ния видимого присутствия КСПМ;

обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил конфликтующих сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;

создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановления законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;

установление фактов нарушения соглашений о пре­кращении огня и перемирии и проведение по ним расследо­ваний;

контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;

контроль за ликвидацией фортификационных соору­жений, заграждений и минных полей;

охрана жизненно важных объектов;

принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;

контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;

содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;

содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;

обеспечение беспрепятственных поставок гуманитар­ной помощи;

участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта;

поддержание установленного режима передвижений по земле, воздуху и морю в тех или иных районах и на мар­шрутах.

Задачи, возлагаемые на КСПМ, в каждой операции будут конкретизированы Мандатом на её проведение.

Основными способами выполнения задач КСПМ являются:

наблюдение;

патрулирование;

контроль;

размещение (вклинение) подразделений между враждующими сторонами для снижения напряженности;

блокирование районов, населенных пунктов;

демонстрация присутствия в кризисном районе;

ведение переговоров;

самооборона;

гуманитарная деятельность.

Действия войск в составе КСПМ начинаются с их развертывания для выполнения поставленных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: