Учитесь говорить и писать




Конспект урока по развитию речи в 7 классе

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. Создание высказывания в публицистическом стиле.

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока: I Речевая разминка.

- Прочитайте текст про себя.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

(Из «Поучения Владимира Мономаха»)

- Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?

- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

- Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

II Работа по теме.

1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

разговорный

Стили речи художественный

книжныйнаучный

официально-деловой

2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

- Какой общий корень имеют слова?

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

3. - Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

- Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

- Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

- Как вы думаете, к кому обращается автор?

- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

- Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).

- Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

- В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

белая смерть - сахар,

битва за урожай - уборка урожая,

черное золото - нефть,

зеленый щит земли - лес,

королева спорта - легкая атлетика,

голубые дороги - водные пути.

- Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. Эмоциональность, страстность. Призывность. Актуальность. Доходчивость. Лексические: - общественно-политическая лексика; - совмещение торжественной лексики и разговорных средств; -антонимы. Синтаксические: -побудительные и восклицательные предложения; риторические вопросы; -повторы; -параллелизм; -ОЧ; обращения; -использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ; в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

В результате работы с текстом должна получиться таблица:

4. - Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

- Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

- Запишем их и дадим толкование:

Заметка - краткое сообщение в печати.

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж - Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

(Отзыв, рецензия).

- Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

- А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)

6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

- Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)

1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

7. Подведение итогов.

 

III. Задание на дом. 1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь

таблицей.

2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем

или героем прочитанного литературного произведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: