Тема институтов в творчестве Л.П.Чарской




«Чарская так и осталась навсегда институткой»

Первооткрывательницей темы институток была писательница Лидия Чарская. В 1902 году выходит повесть «Записки институтки», основанная на дневниковых записях (она закончила Павловский институт). В посвящении значится: «Моим добрым подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года, этот скромный труд посвящаю. Автор ».В эпиграфе – стихотворные строки, овеянные ностальгией по годам юности, которые можно отнести ко всем гимназическим повестям писательницы:

Когда веселой чередою

Мелькает в мыслях предо мною

Счастливых лет весенний рой,

Я вспоминаю дни ученья,

Горячей дружбы увлеченья

Проказы милых школьных лет,

Надежды силы молодые,

И грезы светлые живые..

 

Повесть имела огромный успех. Вдохновленная успехом, Л.Чарская пишет ряд институтских повестей: «Гимназистки», «Записки юной гимназистки», «Записки институтки», «Ради семьи», «Волшебная сказка». Большинство из них объединены общими героинями–сокурсницами, Людой Влассовской и княжной Джавахой и составили цикл, куда вошли произведения: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» - состоит из двух повестей «Людмила Влассовская» и «Под сенью Кавказа» - и «Вторая Нина ». В повестях от лица героинь ведется повествование о пребывании в институте и дружбе воспитанниц. В цикле «ЛВ » прослеживается дальнейшая судьба Люды – учеба в выпускном классе института в окружении известных героев и профессиональная жизнь гувернантки в семье кавказского князя Кашидзе. В повести «Княжна Джаваха» полно раскрываются ее короткая жизнь – от кавказского детства в Гори до годичного пребывания в институте. Княжна Джаваха умирает от чахотки, проучившись всего 1 год.

В повестях описаны порядки и условия пребывания в институте – изолированность, армейская дисциплина и строгий распорядок, суровые бытовые условия. У каждого возраста воспитанниц – определенная форма и строгая прическа. В закрытой девичьей среде существовали свои законы. Например, нелюбовь к придирчивым классным дамам «синявкам» – старым девам, странная традиция обожания - каждая избирала объект любви. Воспитанницы обычно имели прозвище, отталкивались о т свойства характера или манеры, и также преподавателям давали прозвища. Рассказывается от лица девочек-героинь как проживают день за днем, о чем мечтают, как переживают оторванность от родных и ограничения общения. Выведенные в них типы гимназистов и педагогов узнаваемы. С детской бескомпромиссностью изображаются отталкивающие личности педагогов-мучителей. И с любовью - понимающие, добрые. тема ученичества с проблемой взаимоотношений в коллективе, между наставниками и учащимися, остается актуальной, находят отклик у читателей нескольких поколений.

Институтская тема является самой главной в творчестве Лидии Чарской. Она сама осталась институткой, сохранив все своеобразие этого типа жизни дореволюционной России. Ее книгами зачитывались, ее героиням подражали.

При необычайной популярности и любви читателей, особенно девочек, литературоведы единодушно ругали творчество писательницы. Гимназические повести не рекомендовали детям за их пафос. Например Чуковский считал, что институт в изображении Чарской «есть гнездилище мерзости для калечанья детских душ». Несмотря на монархические взгляды «изображение института Чарской не скрывает всех ужасов этого места», - писал критик. Ее героини излишне восторженные, экзальтированные, что результат условий пребывания в закрытых стенах, отторженности от мира. Говоря о сакраментальности героинь, Чуковский писал: «…что ни страница – то обморок или истерика. Она.. набила на этом руку». Чарской ставилось в вину однообразие, повторы ситуаций, сентиментальность, неточности языка.

Клавдия Лукашевич, писательница, педагогический деятель, о дореволюционном детстве написала автобиографическую повесть «Мое милое детство». Героиня институтской повести «Соня» - воспитанница института, попадая в коллектив, освобождается от пороков под влиянием мудрой классной дамы.

Героини повестей Лидии Будогоской «Повесть о рыжей девочке» (1929 г) и трилогии «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн (1970-1976 гг) - ученицы гимназии, института - средних учебных заведений, где царят муштра и казенщина. Автобиографические повести, отражающие поворотный период истории России, конец 19 – начало 20 века, рисуют реалии суровой жестокой действительности существующего самодержавного строя.

Глазами героинь изображается обстановка и жизнь в маленьких городках России, в местах, отдаленных от центра, с многонациональным населением в первой в городке на Каме, в трилогии – городе Вильно на границе с Польшей. В трилогии Александры Бруштейн масштаб охвата действия расширяется, выходя за пределы домашнего быта, городка, переносится в другие города. В повестях передана атмосфера надвигающейся революционной бури, устремленности в новую жизнь – появление передовых людей, жестоко подавляемые полицией выступления рабочих и распространение новых идей в массах. И как под напором натиска демократических сил шатаются устои системы образования, зиждящихся на косности, угнетении, подавлении и унижение личности учителями-ретроградами, что также, по мнению авторов, следствие больного общественного устройства.

«Повесть о рыжей девочке» - гонение на рыжих в ретро-стиле

Творческое наследие Лидии Чарской подтолкнуло писательницу Л. А. Будогоскую (1898-1984г.г.) написать автобиографическую повесть о годах ученичества - «Повесть о рыжей девочке», вышедшую в 1929 году. Она основана на фактах биографии. Писательница родилась в семье офицера. В связи с переездом часто меняла гимназии, училась в Сарапуле, в Кронштадте. Девочке в семье жилось непросто: отец был человеком жестким, атмосфера в доме, особенно после перехода отца в жандармский корпус, была гнетущая. Мать уехала в Петербург, а в 15 лет, после окончания гимназии, Лида перебралась к ней. Повесть сложных взаимоотношениях в с отцом, о первой любви и страстном желании освободиться от драматических обстоятельств жизни.

Героиня Ева Кюн - девочка с необычной внешностью, с шевелюрой непокорных ярко-рыжих волос, что причина ее страданий и комплексов. Ева живет с папой и бабушкой. Мама уехала от мужа в Петербург. Нелюбовь и придирки отца к себе объясняет девочка непохожестью на родителей – она «не удалась», «не в папу и не в маму». Отец, жандармский офицер, тиранит и бабушку, близкого по духу Еве человека, и та уезжает в Петербург. В гимназии главные враги девочки - дочка заводчика, красивая и глупая Надя Смагина с подругой-подпевалой Козловой, дочерью городского головы, терроризируют колкими насмешками. Мальчишки цепляются, дразнят, лучше избегать с ними встречи. В классе у Евы только одна подруга вотячка (мордовка) Нина. Недовольный дружбой с дочерью дворничихи, папа считает, что такие, как они - «хамки» и оказывают разлагающее влияние на дочь, «испортили» ее. Ева мечтает, что мама заберет ее в Петербург.

В городской гимназии царят строгие порядки и казенщина, насаждаемые тупыми и жестокосердными преподавателями, «радетелями благонравия». Девочек ограничивают во всем. Правила соблюдения приличия не допускали вольностей в поведении, украшательства во внешнем виде, -даже на школьных вечерах - общения и встреч с мальчиками, что строго наказывалось, Но подростки нарушают запреты, вырываются из-под контроля и.проверок. Протест и недовольство Евы, живой и развитой девочки, выражается в неадекватном поведении на уроках ненавидимых учителей. Издевки одноклассниц приводит к срывам. Ева парирует, готовая пустить в ход кулаки. Она на плохом счету, как неблагонравная ученица.

Облик преподавателей гимназии обрисован скупо, одной-двумя чертами, они фигурируют безымянными. Начальница, высокая прямая дама, с пенсне на носу, от которой веет холодностью, далекая от детей, вызывает страх учениц. Отчитывает Еву сухим казенным языком, заумными фразами: «Ваша репутация испорчена». (Ева думает, как это можно испортить репутацию), ей снижают поведение до трех, наказывая ограничениями в свободе. Цербер в юбке, наставница, по прозвищу Жужелица, постоянно к ней придирается, наставляя менторским тоном. Математик, прозванный девочками «Чижом», вызывает неприятие - «маленький, сутулый, желтый, всклокоченный, как озябшая птица». Учитель немецкого - неприятная личность – «сухой, длинный, нос острый, как клюв, глаза выпученные», с нервной судорогой лица. И он - предмет обожания одноклассницы, врага Евы, Смагиной, которая стремиться угодить любимому учителю.

В жизнь Евы нежданно приходит тайна. Она почувствовала интерес к себе темноглазого мальчика-реалиста, который с другом оказался на пути из гимназии. И далее в случайных встречах-пересечениях подтверждается) его заинтересованность. К несчастью это - сын начальницы гимназии. Девочка решается на отчаянный поступок, бросает в окно мальчику записку с признанием. Ева страдает от неопределенности.Вот и выпускной, и мечты ее сближения мальчиком-реалистом исполнятся – он обязательно пригласит ее на вальс. Но к нему «прилипла» наглая Семагина. Девочка в отчаяньи. После каникул Коля начинает искать с девочкой встречи, закидывать записками. Записки попадают в руки отца, контролирующего дочь и обыскивающего вещи Евы. Злобствующий родитель шантажирует дочку перед начальницей, оповещая о ее «грязном» интересе к сыну. На Еву обрушивается «праведный» гнев воспитателей. Карательные меры, свалившиеся на бедную девочку, приводят ее к решению убежать из дома. Она, переодетая до неузнаваемости, добирается до Петербурга, отыскивает бабушку. Отца настигает насильственная смерть при подавлении бунта рабочих в уезде.

Повесть поднимает современные проблемы отношений в семье, в ученическом коллективе. Поражает жестокость, грубость, бестактность взрослых, разрушивших чистые отношения детей, подвергших их поруганию. Описание ужасного положения подростка вырастает в осуждение системы, «радеющей» за чистоту морального облика детей методами насилия и подавления. Окончание повести наводит на счастливое продолжение истории взаимоотношений юных героев. Верится, что девочка и мальчик не потеряются и обязательно встретятся.

Александра Бруштейн. «В гимназии нас учили многому, но не доброму» (Продолжение следует)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: