Основы и предпосылки религии




Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бы­тия Космоса, планеты Земля, общества, социальных групп и отдельного человека. Как было сказано, ее появление и существование обусловле­ны отношениями несвободы, зависимости, теми отношениями, которые недоступны управлению, распоряжению, целенаправленному регулиро­ванию. В обобщенном виде можно выделить космические, атмосфер­ные, геотекторические, социумные, антропные, социокультурные, ант­ропологические, психологические, гносеологические основы и предпо­сылки религии, проявляющиеся в разные эпохи в различных формах и неодинаковой степени.

Космические факторы — это те явления и процессы, которые со­вершаются в Космосе и влияют на жизнедеятельность людей: возбуж­дение солнечной активности, космические излучения, движения комет и астероидов, катастрофические взрывы светил, подобных Солнцу, из­лучения из космоса, влияние Луны на земные события, затемнения Солнца и Луны, падения метеоритов и др. Взрыв, происшедший на зем­ле 65 миллионов лет назад в результате падения десятикилометрового (в диаметре) астероида, уничтожил девяносто процентов биомассы на нашей планете, в том числе, возможно, оказался причиной гибели дино­завров. Земля и сейчас подвергается бомбардировке астероидами. С космическими связаны процессы в земной атмосфере — ураганы, тай-


фуны, смерчи, засухи, чреватые наводнениями ливневые дожди и др., а также геотектонические движения, вызывающие вулканические извер­жения, землетрясения, оползни и пр. Замечен рост сейсмичности на на­шей планете в связи с дрейфом и поворачиванием континентов. По при­мерным подсчетам за последние 100 лет погибло: от наводне­ний :—около 9 млн., от землетрясений— 1,5 млн., от ураганов, тайфу­нов, тропических ливней — 1 млн. человек.

Социумные факторы связаны с жизнедеятельностью общества как целого; их образует совокупность материальных — экономических, технологических — и производных от них отношений в духовной сфе­ре — политических, правовых, государственных, нравственных и др. Определяющими в конечном счете являются материальные отноше­ния: они детерминируют возникновение, существование и воспроиз­водство религии. Но их влияние опосредованно, на нее оказывают воз­действие другие области духовной сферы — политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основными сторонами обще­ственных отношений, образующими основы религии, являются: сти­хийность общественных процессов; не обеспечивающий благополуч­ного существования уровень развития производительных сил; отчуж­денность форм собственности; внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные факторы в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельскохозяйственном труде; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, кас­те, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в услови­ях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отноше­ния, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угне­тение одного этноса другим; геноцид; эксплуатация колоний метропо­лиями; войны и пр.

Антропные основы религии появились как результат производствен­ной деятельности человека. Действие антропных факторов резко усили­лось с появлением и развитием техногенной цивилизации, которая в XX веке, особенно во второй его половине, поставила человечество на грань катастрофы. За последние 100 лет население Земли утроилось, мировая экономика возросла двадцатикратно, потребление ископаемых видов топлива увеличилось в 30 раз, а объем промышленного производ­ства вырос в 50 раз.

 

Последствия научно-технического прогресса противоречивы: с од­ной стороны, вызваны к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подозревали ни в одну из предшествующих эпох истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоден-

2 А-541


ствия человечества и отдельного человека; появились новые техноло­гии, материалы, компьютерная и роботехника, предметы, обеспечиваю­щие комфорт повседневной жизни, создающие ранее неведомую куль­турную среду и т. д. Но, с другой стороны, сам научно-технический прогресс порождает новые формы зависимости, незащищенности и ри­ска; нарастает опасность экологического кризиса. Всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, разрушающие окружающую среду, создающие ситуацию несвободы и зависимости, чреватые опас­ностями для самого существования жизни на Земле. Расширяются зоны повышенной радиации, идут азотные дожди, загрязняются водоемы, во многих регионах значительно превышены критические уровни закисле-ния почв, содержания нитратов. Даже самые совершенные технологиче­ские системы не гарантируют от неожиданных и катастрофических сбо­ев. Сбои особенно опасны в таких областях, как ядерная энергетика, освоение Космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти, газа, генная инженерия и др. Ныне многие ученые говорят о «глобальном потеплении» климата на планете Земля и связывают это потепление с «парниковым эффектом». Климатологи предполагают, что подобное потепление, достигнув определенного уровня, вызовет таяние значительной части ледников на нашей планете и, как следствие,— по­вышение уровня мирового океана. Тогда, даже если и не произойдет «всемирный потоп», возникнет угроза затопления значительной части суши, последствия которого пока непредсказуемы.

В качестве социокультурных предпосылок религии выступают явле­ния и процессы, в которых находит выражение «кризис культуры»: де­формации в системе ценностей, сдвиг приоритетов в сторону сциентиз­ма, техницизма или, напротив, антисциентизма, наступление вещизма и бездуховности, прагматизмация и коммерциализация человеческих взаимоотношений, кризис искусства и нравственности, порнографиза-ция и сексизм, алкаголизм и наркомания и пр. В последние десятилетия доминирующей стала масс-культура, ориентированная на ценности так называемого «общества потребления». Масс-культура часто бередит стихии бессознательного — агрессию, инстинкты насилия и секса. Она притупляет сознание, подавляет интеллект, обесценивает такие ориен­тиры как ценности интеллекта и познания, возвышенные нравственные и эстетические чувства, ставит барьеры на пути формирования «Я», «самости», субъективности, порождает обезличность и конформизм. Меняется отношение к науке и особенно к естествознанию. С одной стороны, благодаря наукам создан особый «культурный континуум», разработаны технологии, применяемые в искусстве (живописи, театре, кино), в игре, в спорте, в средствах массовой информации, при изготов-


пении предметов быта (бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и пр.), украшений, парфюмерии, средств гигиены, лекарств и т. д. Но до­стижения науки, с другой стороны, дали возможность создать и различ­ные виды оружия массового уничтожения и разрушения. Наука обусло-иила становление информационного общества, построение кибернети­ческих управленческих моделей и в то же время — изготовление таких технических средств, с помощью которых осуществляется вторжение во внутренний мир личности, раскалывание его, «открывание» и того, что в прежние эпохи считалось сокровенным и неприкосновенным. На­ука же произвела орудия манипулирования индивидуальным, группо­вым и массовым сознанием. Техника — военная, радиоэлектронная, ин­формационная, телефонная и пр.— часто используется властями, а так­же преступными группировками для прямого подавления личных сво­бод и демократии. Отчетливо обнаруживается разочарование в культур­ных возможностях науки. Сциентистским, ориентирующимся на естест­вознание, утопиям противопоставляются антисциентистские установки (вплоть до технофобии, киберофобии), классическая и неклассическая рациональность, широкая образованность утрачивают доверие. Получа­ют распространение донаучные, квазинаучные и псевдонаучные пред­ставления.

Антропологические предпосылки образуют те стороны жизни чело­века как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаружи­вается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезни, эпидемии, генные мутации, уродство, старение и приближение смерти, снижение до критического уровня генофонда этноса, угроза перерожде­ния «Ьото зар1еп8» и исчезновения человечества и пр. Указанные про­цессы интенсифицируются действием социумных, антропных, со-цио-культурных факторов. Опасности современного мира оборачивают­ся более серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин, а также для детей и пожилых людей. При сохранении «тради­ционных» возникают физические и психические заболевания, вызывае­мые промышленными технологиями, неблагоприятными для здоровья условиями труда на атомных, электронных, химических предприятиях, в угольных шахтах, на конвейерном производстве и т. д., экокризисны-ми факторами. Увеличивается доля рождающихся детей с наследствен­ными заболеваниями. Ныне на человечество наползает опасность ВИЧ-инфекции. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что на Земле уже более одного миллиона человек заражены СПИДом; оста­лись без родителей из-за смерти от этой страшной болезни до десяти миллионов детей, а в ближайшее десятилетие это число увеличится вдвое.


Психологические предпосылки существуют в сфере психоло­гии — общественной и индивидуальной. Среди феноменов обществен­ной и групповой психологии выделяют: кризисные состояния обще­ственно-психологической атмосферы (разочарование в прошлом и на­стоящем, отягощенность исторической памяти, разрушение обществен­ных идеалов и пр.), групповые и массовые страхи и страдания, преврат­ный характер межчеловеческого общения, неосознанные процессы, об­щественное и групповое мнение, механизмы суггестии, традиций, обы­чаев, синергический эффект, явления фасилитации, возникающие в кол­лективном действии и др. К индивидуально-психологическим факторам относят: переживание индивидом всесторонней зависимости от других людей, заданность наследственных и интериоризованных механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, стресс, фру­страция, страх смерти, духовный распад личности, чувство одиночества и заброшенности, кризис доверия и надежд, ощущение индивидом бе­зысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению, неосознанные и неосознаваемые процессы (интуиция, оза­рения, ясновидения и пр.).

У религии имеются и гносеологические предпосылки: наличие непо­знанного («тайна»), относительность знания и соединенность его с за­блуждением, непредсказуемость множества будущих событий. Предпо­сылки религии имеются как на ступени чувственного («прикованность» ощущения и восприятия к вещи, трудности перехода явления к сущно­сти, сложность отделения образа от предмета, «наложенность» образа на вещь, отнесенность его к внешнему миру, иллюзии чувственного по­знания), так и на ступени рационального познания (метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, общего от особенного и единичного, тенденция к гипостазированию, иллюзии рассудка и разу­ма и др.). В свою очередь и воображение может комбинировать исход­ный материал неадекватно структурам и взаимодействиям вещей, от ко­торых он получен, и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: