Анализ опыта отечественной и зарубежной психологических служб образования позволил выделить две модели (или два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает педагог-психолог – в школе (образовательной организации) или вне школы (консультации, ППМС-центре, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).
Первая модель – условно назовем ее «модель школьной психологической службы» – предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет педагогу-психологу более основательно вникать в реальную воспитательную ситуацию, узнавать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступать в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» на ребенка, педагог-психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы и т.д.). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования: максимальному содействию развитию каждого обучающегося, и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов и пр.
|
Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированной образовательной организации как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, проводят коррекционную и развивающую работу с отдельными обучающимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с обучающимися. Они организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.
На основании полученных данных можно в первом приближении сформулировать основную цель данного вида профессиональной деятельности:
• Оказание психолого-педагогических услуг в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного профессионального образования с учетом индивидуальных, возрастных и личностных, особенностей обучающихся;
• Оказание психолого-педагогических услуг в образовательных организациях для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
|
Таким образом, в содержание профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса) следует включить две обобщенные трудовые функции:
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ.
2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
С учетом рекомендаций и принятых в национальных рамках квалификаций описаниях уровней квалификаций (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»), обсужденные выше обобщенные трудовые функции педагога-психолога (психолога в сфере образования) (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса) следует отнести к 6 – 7 уровню.