Тема 1.5.2 Этика профессионального поведения медицинской сестры




МДК 05.01 Теория и практика сестринского дела

Занятие №9 Лекция

Тема 1.5.2 Этика профессионального поведения медицинской сестры

Студент должен иметь представление:

- оклятве Гиппократа

- о профессиональной деформации медсестры;

- об этическом кодексе медсестры России

Студент должен знать:

- влияние медицинского коллектива на пациента;

- влияние пациента на самого себя;

- влияние пациентов друг на друга;

- этику и деонтологию в связи с возрастом;

- типы медсестер по И. Харди;

- обязательство Ф. Найтингейл

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов и докладов по темам: «А. Маслоу и его теория развития личности», «Типы поведения пациентов».

«Сестра какнезависимый специалист в системе здравоохранения».

 

 

Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципов зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, но о принципах клятвы Гиппократа, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной".

В 60-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек - человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек - человек». Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников - профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”.

СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73-Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений [Маслач и Джексон, 1993, 1996]:

- эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

- деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.

- редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Психологический стресс - это реакция человека на реальное или воображаемое потрясение.

Стрессы бывают как положительные (результат сильных положитель­ных эмоций), так и отрицательные (результат отрицательных эмоций). По­следние встречаются в сестринской практике значительно чаще.

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры:

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье

человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тя­желобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требова­тельные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.

4. Профессиональный риск инфицирования.

Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к условиям работы, то развивается нервное истощение (хронический стресс).

Основными симптомами СЭВ являются:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.

2) психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Способы адаптации к стрессам:

- продуманная, рациональная организация труда; умение сосредото­читься на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем;

- любовь к своей профессии, понимание ее важности, собственной значимости;

- умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сде­лать за день, считая только успехи итогом дня;

- эффективное общение с коллегами, пациентами и их близкими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.

- здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хобби.

СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.

Характер поведения медработника, общающегося с больными и ослабленными людьми, может оказывать влияние не только на самого медицинского работника, но и на течение болезни и состояние больного, примыкая к таким факторам как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры.

Предметом изучения деонтологии являются вопросы:

Взаимоотношения медработника и пациента, медработника и родственников пациента, медработников между собой;

Избегания неблагоприятных факторов медицинской деятельности;

Устранения последствий, связанных с качественно неполноценным медобслуживанием.

Несоблюдение деонтологических принципов поведения с пациентами может привести к развитию у них ятрогенных заболеваний, которые могут быть следствием высказываний или поступков врача, неблагоприятно воздействующих на психику пациента, в результате чего у него возникает ряд новых болезненных ощущений, складывающихся в самостоятельную картину заболевания.

Ятрогении – патологические реакции, возникающие у пациента вследствие неблагоприятного взаимодействия с врачом. Ятрогении делятся на ятропсихогении (нарушения, обусловленные воздействием на психику пациента), ятрофармакогении (расстройства связанные с негативным последствием лекарственной терапии), ятрофизиогении (заболевания, вызванные физическим воздействием медицинских мероприятий).

Сороригении – патологические реакции, возникающие у пациента вследствие неблагоприятного взаимодействия с медсестрой.

Эгротогении - патологические реакции, возникающие у пациента вследствие взаимного влияния пациентов друг на друга.

Эгогении – влияние пациента на самого себя, в связи с болезнью или определённым состоянием здоровья.

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обстановки, не осознают боль, не умеют формулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень чётко дефекты характера и воспитания: если ребёнок капризный, то кричит и капризничает ещё больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый постоянно всего боится и т.д. В этих условиях матери должно быть разрешено посещение. После её ухода нужно отвлечь ребёнка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций – отвлечь внимание. Главное – доверие ребёнка к медсестре. Особенно восстанавливает детей против себя грубость, проявляемая в отношении к ним врачом или медицинской сестрой («чего ты орешь, я тебя не режу!»). Доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть; например, успокоив его обещаниями, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то тягостную, болезненную диагностическую или лечебную манипуляцию. Нужна психологическая подготовка, но не обман.

Улыбка, ласковая шутка располагает ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У малыша еще не развито чувство юмора и добрую, но не понятную для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.

Дети старшего возраста и подростки неприязненно воспринимают фамильярность («ну, милочка, не будем слезы лить»), бесцеремонность, проявление брезгливости со стороны медика. Для подросткового возраста характерно: самоутверждение личности, бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болезни. Здесь необходимо проявить терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение как ко взрослому.

Пациенты старческого возраста нуждаются в особом внимании. Такие возрастные психические изменения, как снижение памяти, внимания, снижение подвижности психи­ки в целом, ухудшение процессов приспособления психики к новым требованиям, эмоциональная лабильность, заост­рение характерологических черт, психологические пробле­мы (например, связанные с перенесенными утратами, огра­ничениями, чувством одиночества, покинутости, с «конфлик­том поколений») делают их особенно уязвимыми для нега­тивных психологических влияний.

Взрослые в подавляющем большинстве случаев, сознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Старшие школьники приближаются по своим реакциям к взрослым.

Каждому медицинскому работнику необходимо тщательно изучать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль его работы и как воздействует он на пациентов.

Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем, чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

Медицинская сестра робот. Сестра-рутинёр. Большинство медицинских сестер относятся к этому типу. Характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они выполняют порученные задания с тщательно, скрупулезно, ловко и умело. Однако действуя строго по инструкции, такие медицинские сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату, воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию. Их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Медицинская сестра, «играющая заученную роль». Поведение такой медицинской сестры отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая медицинская сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным, что мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая медицинская сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

«Нервная» медицинская сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице медицинскую сестру среди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессионального поведения. Это свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» медицинская сестра —это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.

Медицинская сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую медицинскую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях медицинская сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития медицинская сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.

Медицинская сестра материнского типа. Такая медицинская сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких медицинских сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах является жизненным призванием. Часто личная жизнь таких медицинских сестер пронизана заботой о других, любовью к людям.

Медицинская сестра-специалист. Такие медицинские сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда такие медицинские сестры - фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.

Медицинский работник, выполняя свои профессиональные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского этикета – порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т.е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Правила этикета требуют постоянного совершенствования формы общения с коллегами.

Характер образования медсестер и врачей претерпевает множество изменений, а именно границы между врачами как диагностами и назначающими лечение и медицинскими сестрами как исполнительницами распоряжений и раздатчицами лекарственных препаратов становятся менее четкими и более проницаемыми.

На отношения между врачом и медсестрой отчасти влияет то, что пациенты думают о них. Люди могут любить своих ангелов, но они испытывают благоговейный трепет перед своими врачами”. Это отражает традиционный, популярный взгляд на роль врачей и медицинских сестер. Однако ожидания пациентов относительно того, что делают и чего не делают медицинские сестры и врачи, меняются очень быстро. Рост гласности относительно врачебных и медсестринских ошибок частично сняли магическую ауру и глянец с этих профессий.

Врачи могут многое сделать для улучшения своих отношений с коллегами-медсестрами, причем путями достижения этого являются: понимание, профессиональное уважение, тактичность и отзывчивость. Различают три стратегии врачебного поведения: вхождение в контакт, помощь и поддержка, определение сфер будущего сотрудничества.

Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без взаимопонимания и взаимопомощи между всеми сотрудниками, в частности между врачом и медсестрой. Терпимость и взаимоуважение занимает ведущее место в создании деловых эффективных отношений между врачом и медсестрой. Известно, что излишняя самоуверенность, чрезмерное самолюбие являются признаками недостаточного нравственного воспитания. Большие затруднения в работе создает отсутствие взаимоуважения.

 

Врачи - философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.

https://www.blackpantera.ru/pediatrics/31685/

4. Харди И. Врач, сестра, больной. Под ред. М.В. Коркиной. – М., 1981.

https://yamedsestra.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=70&Itemid=20

Учебное пособие по основам сестринского дела/Под общей редакцией А.И.Шпирна.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.- 720с.

https://tele-conf.ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/vzaimootnosheniya-v-meditsinskom-kollektive.html

Шитикова Н.В. Медицинский персонал: психология общения / Медицинская сестра, № 2, 2007, стр.41-42.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: