Общество часто рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. С этих позиций общество и тип общественного устройства определяются:
1. силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма – Т.Гоббс, П.Гольбах);
2. особенностями географической и природоклиматической среды («географизм» Монескье, И.Мечников);
3. спецификой человека как природного существа (социобиология – Э.Уилсон, Р.Докинс и др.);
4. ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Чижевский, Л.Гумилев и т.д.).
· Период античности. Природа рассматривается как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек и природа – единое целое.
· Средневековье. С утверждением Христианства природа мыслилась как результат творения Бога. Не слияние с природой, как это было в период античности, а возвышение ней становится основным принципом средневековой культуры.
· Эпоха Возрождения. Природа трактуется как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как воплощения гармонии и совершенства, единения человека и природы.
· Новое время. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком. Природа становится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.
На современном, кризисном этапе развития человечества возникает необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целого организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней.
|
Понятие «экологический кризис » возникло в средине 70-х годов 20 века и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых стран, переживающих в то время обостренные противоречия между ростом производства и окружающей средой.
В широком смысле под экологическим кризисом понимают «стадию взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обострились противоречия между экономикой и экологией ввиду преобладания экономических интересов общества в потреблении и использовании природной среды» (д. ю. н., проф. В. В. Петров). В структуру экологического кризиса входят:
1. Естественная часть (свидетельствует о деградации, т.е. о разрушении окружающей среды);
2. Социальная часть (заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, а также стабилизировать и оздоровить ее).
В узком смысле под экологическим кризисом понимают одну из неблагоприятных в экологическом отношении зон.
Специальных причин экологического кризиса в обществе нет, можно назвать некоторые из них (антропогенная деятельность человека, несовершенство законодательства в данной сфере общественных отношений и т.д.) и, как следствие, определить пути выхода из экологически кризисных ситуаций.
В ст. 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
|
Право на информацию о состоянии окружающей природной среды закреплено также в статье 11 Закона “Об охране окружающей среды”:
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Граждане имеют право:
· создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
· направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
|
· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
· осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
· сохранять природу и окружающую среду;
· бережно относиться к природе и природным богатствам;
· соблюдать иные требования законодательства.
Процедура получения информации, основания для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования отказа в предоставлении информации регламентируются следующими нормативно-правовыми актами: ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (ст. ст. 8, 10, 12, 24); Законом РФ “О государственной тайне”; ФЗ “Об участии в международном информационном обмене” (ст. ст. 7, 8) и др. Основанием для отказа в предоставлении информации может быть ее отнесение к государственной тайне.
Деятельность общественных экологических объединений, их полномочия в области окружающей природной среды регулируются ст. 12 закона “Об охране окружающей среды”, ФЗ “Об “Экологической экспертизе” (глава 4), а также законом РФ “Об общественных объединениях”.
План практического занятия
1. Концепции взаимодействия природы и общества.
2. Общая характеристика экологических проблем в мире и РФ.
3. Экологический кризис: понятие, причины, пути преодоления.
4. Экологическая функция государства.
5. Экологическое образование, воспитание, научные экологические исследования.
6. Понятие и виды экологических прав и обязанностей граждан РФ.
7. Гарантии и защита экологических прав граждан РФ.
8. Права общественных экологических формирований.
Задачи.
1. В Эжвинский районный суд г. Сыктывкара обратился гражданин И. с требованием возместить вред, причиненный окружающей среде. В обоснование своих требований он пояснил, что по имеющимся у него данным 27 августа 2013 года произошел выброс вредных (загрязняющих) веществ по вине ОАО «Монди СЛПК». Суд отказал в принятии искового заявления, сославшись на статью 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что в данном случае права гражданина И. не нарушены. В исковом заявлении отсутствуют факты причинения вреда здоровью или имуществу непосредственно гражданину И.
Дайте правовую оценку действиям суда.
2. Ряд граждан, объединившихся в инициативную группу, обратились в Совет депутатов г. Троицка Московской области для назначения публичных слушаний по инициативе населения по вопросу внесения изменений в генеральный план развития города. Однако указанный представительный орган местного самоуправления уклонился от принятия решения, в связи с чем инициативная группа обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Совета депутатов.
20 мая 2011 г. Подольским городским судом Московской области заявление было рассмотрено. При этом суд прекратил производство по данному делу, приведя два довода в защиту своей позиции. Первый довод: заявители не относятся к числу лиц, имеющих право на инициирование проведения публичных слушаний по указанному вопросу, а потому они не относятся к числу лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты непринятием решения о назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план города. Второй довод: предметом публичных слушаний может быть только конкретный проект изменения в генеральный план, что не имело места. Поэтому суд сделал общий вывод, согласно которому "заявленное требование не относится к полномочиям заявителей, не затрагивает их права и законные интересы, предусмотренные действующим законодательством, вторгается в компетенцию главы г. Троицка, ввиду чего в заявлении оспариваются действия, которые никак не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителей".
Согласны ли Вы с решением суда? Составьте проект разъяснения по данному вопросу.
3. Сыктывкарская баня №4 отапливалась углем, что ухудшало экологическую обстановку в данном районе города. Жильцы домов, расположенных по соседству с баней № 4, давно страдали от выбросов сажи и копоти из трубы ее котельной. Люди, не открывавшие форточки даже летом, пожаловались в Роспотребнадзор. Во дворах этих домов были взяты пробы воздуха. Результаты анализов показали превышение предельно допустимой концентрации вредных выбросов в 4,6 раза.
Что необходимо сделать, чтобы защитить права жильцов?
4. 27 сентября 2011 года стали в большом количестве поступать звонки в больницы города Сыктывкара на проблемы с органами дыхания, связанные с выбросом дурнопахнущих веществ в Эжвинском районе города. Также звонки поступали и в органы прокуратуры с подозрением на то, что указанный выброс вредных (загрязняющих) веществ произошел по вине ОАО «Монди СЛПК», основного загрязнителя атмосферного воздуха в г. Сыктывкар. По результатам обращения граждан Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с республиканскими Управлениями Росприроднадзора и Роспотребнадзора была проведена предварительная проверка, в результате которой выяснилось, что 27 сентября т. г. около 10:50 (мск) сработала защита на содорегенерационном котле ОАО «Монди СЛПК», из-за чего прекратилось сжигание общезаводских газов. В течение 20 минут они выбрасывались напрямую в атмосферу.
Составьте проект заявления в прокуратуру. Каковы дальнейшие действия Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора?
5. В юридическую клинику ГАОУ ВПО КРАГСиУ обратился гражданин В., который сообщил следующее.
13.08.2013г. он направил запрос в электронном виде в управляющую организацию ООО «Друг», осуществляющую управление многоквартирным домом, в котором он проживает, с просьбой предоставить ему информацию о стоимости работ (услуг) по вывозу мусора с придомовой территории.
В ответе, который был получен гражданином В. по почте 13.09.2013 г., было указано, что управляющая организация не обязана раскрывать данную информацию, поскольку доступ к ней ограничен определенным кругом лиц. Для того, чтобы получить данную информацию, гражданин В. должен доказать, что он является собственником квартиры, а также указать цель получения данной информации. Нарушены ли права гражданина?
Составьте проект разъяснения по данному вопросу.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012)"Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
4. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.02.1994, N 6, ст. 436.
5. "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюсКоми»
6. Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994) (ред. от 24.04.2013) // Ведомости Верховного Совета Республики Коми, 1994, N 2, ст. 21.
7. Закон Республики Коми от 14.05.2005 N 42-РЗ (ред. от 24.06.2013)
"О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Коми" (принят ГС РК 28.04.2005) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 27.01.2006, N 1, ст. 4183.
8. Щербич Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду // Экологическое право. 2009.N 1.
9. Бринчук М.М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права // Экологическое право. 2010. N 3. С. 2 - 8.
10. Боголюбов С.А. Главное - прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. N 6. С. 2 - 9.
11. Баскакова С.И. Экологическое просвещение граждан // Российская юстиция. 2011. N 12. С. 65 - 68.
12. Сосновский В.В. Обеспечение доступа граждан к экологической информации как правовое средство профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды (на примере Франции) // Экологическое право. 2012. N 2. С. 29 - 36.
13. Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. N 1. С. 15 - 19.
14. Шадрина О.В. Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законодательству Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 63 - 68.
15. Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. 2012. N 6. С. 9 - 14.
16. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства // Экологическое право. 2012. N 1. С. 2 - 6.
17. Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. Структура и содержание конституционно-правового механизма обеспечения и защиты экологических прав человека в современной России // Экологическое право. 2012. N 3. С. 6 - 9.
18. Велиева Д.С. Понятие конституционных экологических прав и их значение в системе действующего правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3. С. 75 - 80.
19. Баскакова С.И. Защита прокурорами экологических прав граждан в судебном порядке // Законность. 2010. N 8. С. 22 - 25.
20. Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 5 - 14.
21. Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. N 11. С. 128 - 135.
22. Голиченков А.К. Основы интеграции правового регулирования экологических отношений: реалии и перспективы // Экологическое право. 2012. N 4. С. 32 - 36.
23. Выпханова Г.В. Теоретические основы развития эколого-правовой науки // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 130 - 133.
24. Клюканова Л.Г. О концепции развития науки экологического права в рамках синергетической парадигмы // Экологическое право. 2012. N 6. С. 30 - 36.
25. Петрова Т.В. Международная научно-практическая конференция юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и МГЮА имени О.Е. Кутафина "Правовая политика: вызовы современности". Заседание эколого-правовой секции // Экологическое право. 2012. N 6. С. 37.
26. Шадрина О.В. Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законодательству Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 63 - 68.