Педагогическое образование
Содержание педагогической практики по педагогике
для студентов 4 курса
I. Заполнить дневник педагогической практики, в котором отражена следующая информация:
1. Ф.И.О., факультет, группа, курс
2. Место прохождения практики (школа №___, адрес, сроки проведения практики)
3. Знакомство со школой:
- Вид учебного заведения
- Количество и контингент учащихся
- Количество учителей, из них имеющих категории и звания
- Режим работы школы
- Основные направления в работе
- Школа в своей работе использует инновации
- Особенности системы воспитательной работы и традиции школы
- Направления внеурочной деятельности
4. Полезная информация:
- Групповой руководитель
- Методист по педагогике
- Методист по психологии
- Директор школы
- Заместитель (и) директора по учебной работе
- Заместитель директора по воспитательной работе
- Учитель-предметник
- Классный руководитель
5. Знакомство и изучение классного коллектива («Пассивная неделя»):
а) Из беседы с классным руководителем, работая с документацией, я выяснил (а):
- особенности класса и учащихся
- основные направления в работе классного руководителя
б) В процессе наблюдения за детьми на уроках мне удалось выявить:
- уровень дисциплины и работоспособности
- заинтересованность в учебе
- наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики
- наиболее эрудированные
- самые ответственные
в) В процессе наблюдения за детьми в разных ситуациях я выяснил (а)
г) Свои наблюдения я сопоставил (а) с мнением классного руководителя
Мои выводы.
II. Составить характеристику на классный коллектив.
Примерная схема характеристики классного коллектива
1. Общие сведения о классном коллективе:
- история его формирования (количество учащихся, из них – мальчиков, девочек, возрастной состав, когда формировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).
2. Организация классного коллектива и руководство им:
- организующее лицо класса, его активность, инициативность, самостоятельность, активность, настойчивость, требовательность к себе и другим, есть ли лидер, пользуется ли авторитетом и на чем он основан, забита в коллективе о товарищах, отношение коллектива и отдельных учащихся к общественному мнению, есть ли в коллективе сложившаяся структура управления;
- наличие в коллективе неофициальных лидеров, их влияние на класс, причины этого влияния, отношение к лидерам актива класса, наличие «отвергаемых» учащихся, причины такого положения;
- взаимоотношения внутри коллектива – степень сплоченности коллектива, наличие или отсутствие малых групп, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботь, взаимопомощь и уважение, критика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;
- личность классного руководителя и его влияние на коллектив – образованность, общая культура, организаторские способности, коммуникативная культура, знание психологии учащихся данного возраста, их интересов.
3. Содержание и характер коллективной деятельности.
Общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, дисциплина класса на уроках, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание и др.), жизнь коллектива вне учебных занятий, участие коллектива в общешкольной жизни.
4. Общие выводы:
- уровень развития коллектива;
- характер общего эмоционального климата в коллективе;
- дисциплина;
- определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов;
- указать пути их ликвидации, возможные мероприятия, которые могут быть проведены с целью сплочения коллектива класса, повышения успеваемости и дисциплины учащихся.
III. Организовать, провести, проанализировать и представить подробный план (проект и анализ) одного воспитательного мероприятия.
IV. Провести проектирование и реализацию оценочно-результативного компонента педагогической деятельности
1) Оцените поэтапно свою деятельность в качестве учителя и классного руководителя педагогической практики, заполнив таблицу анкеты самооценки.
Анкета самооценки
Этап: | Я умею | ||
Вид деятельности | Ставить цель | Находить пути | Отбирать формы, содержание и методы |
1. Диагностический | да нет отчасти | да нет отчасти | да нет отчасти |
2. Прогностический | да нет отчасти | да нет отчасти | да нет отчасти |
3. Планирование | да нет отчасти | да нет отчасти | да нет отчасти |
4. Практический | да нет отчасти | да нет отчасти | да нет отчасти |
5. Оценочный | да нет отчасти | да нет отчасти | да нет отчасти |
2) Попросить учащихся класса, в котором студент проводил уроки, внеклассную, воспитательную работу, написать сочинение на тему «Я в ваших глазах», предварительно настроив учащихся на предельную откровенность, попросив их высказать свои замечания и пожелания.
Затем студент обобщает сочинения школьников, анализирует их и пишет свое: «Я в глазах учащихся». Таким образом, студент анализирует результаты своей деятельности, может сопоставить оценки со стороны руководителя практики, оценку учащихся и самооценку, выявить аспекты, над которыми следует работать дополнительно.*
Примечание: * - по желанию студента