Тема 6. Правовой режим отдельных природных объектов.




Под объектами (ресурсами) экологического права понимают природные компоненты, по поводу охраны, рационального использования, воспроизводства которых возникают экологические отношения. Закон об охране окружающей среды в ст.1 содержит следующее определение природного объекта – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природные объекты обладают следующими признаками, позволяющими отличить их от иных объектов материального мира: естественный характер происхождения; взаимосвязь с природой; выполнение определенных экологических и экономических функций.

Понятия отдельных природных объектов содержатся в отдельных нормативных правовых актах. Данные определения устанавливают юридические, качественные, пространственные и другие признаки конкретных природных объектов и позволяют отграничить их от иных внешне сходных объектов материального мира, правовой режим которых не определяется нормами экологического права.

Характеристику отдельного природного объекта можно проследить на примере такого объекта экологического права как земля. В данной сфере используются несколько смежных понятий, таких как «земля», «земли», «почва», «почвенный очаг», «земельный участок», «земельные ресурсы», «участок территории», «плодородный слой почвы», «грунт», «пейзажные земли» и др.

Сегодня же в соответствии с Гражданским кодексом РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ч. 3 ст. 129 ГК РФ). Земельные участки в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ отнесены к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость). Иными словами, с точки зрения цивилистики природные объекты (в том числе и земля) являются вещами.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в сфере формирования институциональной среды инновационного развития приоритетным является развитие рынков земли и недвижимости. При этом подчеркивается важная задача государства — обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость. Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счет земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости.

Не стоит забывать о содержании ст. 9 Конституции РФ, в которой закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что в свою очередь, несомненно, говорит об исключительной экологической составляющей земли.

В ст. 1 ЗК РФ провозглашены принципы земельного законодательства, в соответствии с которыми земля рассматривается в качестве:

1) основы жизни и деятельности человека;

2) природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

3) важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве имеющего приоритетное значение перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции. Данный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Он является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. 2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается Федеральным законом «О животном мире» и иными федеральными законами.

Граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Это право указанные граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и иные). Сохранение и поощрение традиционных методов использования и охраны животного мира, среды его обитания должны быть совместимы с требованиями устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя:

предоставление первоочередного выбора промысловых угодий;

льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

исключительное право на добычу определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;

иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы федеральным законом «О животном мире».

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Специфичными объектами экологического права являются особо охраняемые природные территории. Перечень указанных территорий и их правовой режим установлен законом «Об охране окружающей природной среды», Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях»; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Существует и такое понятие как особо охраняемые природные объекты. Это, в частности, редкие исчезающие виды животных и растений, занесенных в Красную Книгу, памятники природы и т.д.

Самостоятельным объектом экологического права являются международные объекты (разделяемые природные ресурсы, мигрирующие виды животных и птиц и проч.).

План практического занятия

1. Правовой режим земель.

2. Правовой режим недр.

3. Правовой режим водных объектов.

4. Правовой режим атмосферного воздуха.

5. Правовой режим лесов.

6. Правовой режим животного мира.

Задачи

1. Гражданин Ш., 1973 года рождения, уроженец Печорского района Республики Коми, ранее не судимый 22 марта 2013 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, возвращаясь в свой поселок, загнал лошадь по кличке «Баронесса». Когда лошадь упала в снег, стал избивать ее вицей. От боли лошадь поднялась и прошла еще несколько шагов, а затем опять упала. В этот момент Ш. распряг ее, снял с упряжки дугу и этой дугой стал бить лошадь по морде до тех пор, пока у нее не вытек левый глаз, а из правого глаза не пошла кровь. Затем Ш. бросил лошадь на снегу, а сам пешком вернулся в поселок, где никому не рассказал о случившемся. Лошадь была обнаружена только на следующий день. На лечение лошади в дальнейшем фермерское хозяйство «Восход» потратило 10 тыс. рублей.

Какое наказание грозит Ш.?

2. 12.07.2012 года около 23 часов 45 минут на 111 км автодороги Чекшино - Тотьма - Никольск произошло дорожно-транспортное происшествие. В результате столкновения с автомашиной УАЗ-390944, госномер В 555 НУ 11, принадлежащей ЗАО "Холдинг-Центр", погиб лось.

В отношении управлявшего автомобилем К. по определению от 12.07.2012 года по делу об административном правонарушении в возбуждении административного производства отказано ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Данные обстоятельства подтверждаются материалами расследования дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД Тотемского РОВД от 12.07.2012 и актом Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области о гибели животного (лося) от наезда автомобиля от 13.07.2012 года.

Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области предъявлен иск в Арбитражный суд Республики Коми к Закрытому акционерному обществу "Холдинг-Центр" о взыскании 5 000 руб. ущерба, причиненного уничтожением объекта животного мира (лося), отнесенного к объектам охраны, в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ответчик доводы иска считает необоснованными, свою позицию изложил в отзыве на иск. Он считает, что должен быть освобожден от ответственности.

Какое решение должен принять суд?

3. К М. и В. был предъявлен иск о взыскании ущерба за нарушение природоохранного законодательства. В обоснование предъявленных требований указано, что ответчики произвели вылов 6 экземпляров осетра амурского. Приговором суда установлено, что незаконно добытая рыба выпущена в живом виде в естественную среду обитания.

Какие нормы права нарушены в данном случае? Как правильно рассчитать размер ущерба, причиненного М. и В.?

Доклады:

1. Правовой режим интегрированных объектов.

2. Человек как объект экологических отношений.

3. Правовой режим растительного мира.

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.10.2008).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 6.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 14.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 8.11.2008).

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.10.2008).

9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 22.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2008).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 22.07.2008).

11. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 14.07.2008).

12. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008).

13. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.01.1997) (ред. от 24.07.2007).

14. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 18.07.2008)
"О континентальном шельфе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.10.1995).

15. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2008) "О недрах".

16. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002).

17. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

18. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"Об охране озера Байкал" (принят ГД ФС РФ 02.04.1999).

19. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 18.11.1998).

20. Федеральный закон от 03.08.1995 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"О племенном животноводстве" (принят ГД ФС РФ 12.07.1995).

21. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
"Об особо охраняемых природных территориях" (принят ГД ФС РФ 15.02.1995).

22. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 13.05.2008)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (принят ГД ФС РФ 03.12.2004).

23. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.05.2008)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002).

24. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.05.2008)
"О землеустройстве" (принят ГД ФС РФ 24.05.2001).

25. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.12.2007)
"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(принят ГД ФС РФ 26.11.2004).

26. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 06.12.2007)
"О животном мире" (принят ГД ФС РФ 22.03.1995).

27. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.07.1998).

28. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 08.11.2007)
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (принят ГД ФС РФ 27.01.1995).

29. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (принят ГД ФС РФ 04.03.1998).

30. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 31.12.2005)
"Об охране атмосферного воздуха" (принят ГД ФС РФ 02.04.1999).

31. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 22.08.2004)
"О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).

32. Закон Республики Коми от 28.06.2005 N 63-РЗ (ред. от 21.09.2007)
"О регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного мира на территории Республики Коми"
(принят ГС РК 16.06.2005).

33. Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 N 13 (ред. от 26.04.2008)
"Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации".

34. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (ред. от 13.03.2008) "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи".

35. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 99 (ред. от 07.03.2008) "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года".

36. Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 (ред. от 17.11.2007) "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации".

37. Приказ Минприроды РФ от 08.12.2011 N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.01.2012 N 23030) // Российская газета, N 20, 01.02.2012.

38. Приказ МПР России от 28.04.2008 N 107 (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2008 N 11775) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 26, 30.06.2008.

39. Бринчук М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений. Москва, 2011. 152 С.

40. Хотько А.В. Экономический, экологический и социально-нравственный аспекты в понимании ценности земли // Экологическое право. 2012. N 6. С. 14 - 18.

41. Болтанова Е.С. Природные объекты: фикция в праве // Экологическое право. 2013. N 1. С. 29 - 33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: