семинар – презентация занятия по развитию осязания и мелкой моторики (1 конспект на 2-х человек) – экзамен




Развитие осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ

ОЗО

Задания к практическим занятиям

Семинар – готовятся все

1. Анатомо-физиологические основы развития осязания и мелкой моторики («Условия развития осязания как психического процесса у ребенка», монография Л.Б. Осиповой, с. 23-41).

2. Психолого-педагогические основы развития осязания и мелкой моторики («Условия развития осязания как психического процесса у ребенка», монография Л.Б. Осиповой, с. 23-41).

3. Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (зрение, слух, нарушение интеллекта, НОДА)

4. Изучение особенностей осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011).

Дать анализ всем (которые сможете найти) существующим методикам диагностики осязания, мелкой моторики.

Семинар – готовятся все

1. Анализ программы Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011.

2. Организация коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011).

3. Организация и проведение занятий по развитию осязания и мелкой моторики (Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011; Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011).

Семинар – индивидуальные задания (см. ниже)

Методика развития осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011).

1. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ РУКИ К ОСЯЗАТЕЛЬНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ.
  ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ:
2. · действия по использованию сенсорных эталонов (перцептивные действия), развитие которых имеет определенную последовательность (Л.А. Венгер) и техника трехступенчатого урока, предложенная М. Монтессори  
3. · Формирование навыков выделения эталонов формы
4. · формирование навыков выделения эталонов величины
5. · формирование навыков выделения сенсорными эталонами осязательных признаков предметов
  ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ
6. · осязательное обследование предметов (алгоритм)
7. · овладение приемами осязательного обследования изображений предметов
8. · формирование навыков использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах
9. · дифференцирование различных признаков и свойств предметов
10. · формирование навыков ориентирования на микроплоскости с помощью осязания
11. · формирование представлений о человеке
12. ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ–ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13. · Приемы использования осязания в процессе конструирования
14. · Приемы использования осязания в процессе аппликации
15. · Приемы использования осязания в процессе лепки
16. · Приемы использования осязания в процессе рисования
17. ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ- ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСЯЗАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ И БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-3 человека)

ИТОГО: 17-19 человек

семинар – презентация занятия по развитию осязания и мелкой моторики (1 конспект на 2-х человек) – экзамен

Экзамен: Определить содержание занятия по развитию осязания и мелкой моторики (см. мою программу и методические рекомендации)

Пример:

Для детей 3-4 лет

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Задачи:

1. Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов.

2. Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке.

3. Упражнять в использовании осязания при рассматривании бисенсорных (зрение, осязание) изображений.

Тема Формируемые понятия Структурные компоненты занятия
1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов 2. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов 3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов 4.Формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности
Программное содержание
Дикие животные Мягкий, твердый, пушистый, колючий; меховой Учить выполнять элементы массажа рук: растирание. Развивать изолированные движений рук, кистей, пальцев рук (статические; динамические – пассивные, активные). Учить подражать демонстрируемым действиям: пальчиковые игры – «Ежик», «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком».   Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов (прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание) с фиксацией внимания на отличительных признаках. Учить осуществлять выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных. Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке. Дать понятие, что мягкие игрушки изготавливают из меха (меховые). Учить воспринимать и анализировать и дополнять бисенсорное изображение животных (тактильные книги, специальные пособия): находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение.
Оборудование Картинки с изображением зайца, ежа; показ пальцев поз педагогом   Игрушки зайца, ежа, максимально отражающие реальные характеристики объектов Разнообразные игрушки животных, расположенные в групповом пространстве   Тактильные книги с изображением животных, специальные тактильные пособия («Чего не хватает», «Найди пару»).  
Вид деятельности Массаж рук, пальчиковые игры   Выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных Различение мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке. Восприятие и анализ иллюстраций тактильных книг, пособий  
Инструкция К нам в гости пришли еж и заяц. Они хотят с нами поиграть. «Ежик»:Наши кулачки – это маленькие ежата. Они свернулись в клубок (кулаки сжаты), растопырили иголки (разжать ладонь, развести напряженные пальцы и удерживать их). Вот зайчик. Погладь его: он мягкий, пушистый. / То же с ежом /.   Найдите и принесите все мягкие игрушки, твердые, колючие, пушистые.   Найдите на картинке лису. Погладьте ее по лапкам, хвостику и т.п. Чего не хватает? Подбери лисе хвост (лапу, др.) /То же с другими картинками/  
Приемы и способы выполнения задания детьми Выполнять упражнение одной, другой рукой, обеими руками одновременно. Аналогично выполнять упражнения «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком». Выполнять вместе с ребенком следующие приемы: прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание   Дети приносят игрушки и располагают их группами в соответствии с сенсорным признаком (предлагать детям находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение).

 

Объяснить целесообразность поставленных задач, структурных компонентов занятия, их взаимообусловленность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: