Развитие осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ
ОЗО
Задания к практическим занятиям
Семинар – готовятся все
1. Анатомо-физиологические основы развития осязания и мелкой моторики («Условия развития осязания как психического процесса у ребенка», монография Л.Б. Осиповой, с. 23-41).
2. Психолого-педагогические основы развития осязания и мелкой моторики («Условия развития осязания как психического процесса у ребенка», монография Л.Б. Осиповой, с. 23-41).
3. Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (зрение, слух, нарушение интеллекта, НОДА)
4. Изучение особенностей осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011).
Дать анализ всем (которые сможете найти) существующим методикам диагностики осязания, мелкой моторики.
Семинар – готовятся все
1. Анализ программы Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011.
2. Организация коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011).
3. Организация и проведение занятий по развитию осязания и мелкой моторики (Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011; Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011).
Семинар – индивидуальные задания (см. ниже)
Методика развития осязания и мелкой моторики у детей с ОВЗ (Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011).
1. | ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ РУКИ К ОСЯЗАТЕЛЬНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ. |
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ: | |
2. | · действия по использованию сенсорных эталонов (перцептивные действия), развитие которых имеет определенную последовательность (Л.А. Венгер) и техника трехступенчатого урока, предложенная М. Монтессори |
3. | · Формирование навыков выделения эталонов формы |
4. | · формирование навыков выделения эталонов величины |
5. | · формирование навыков выделения сенсорными эталонами осязательных признаков предметов |
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ– ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ | |
6. | · осязательное обследование предметов (алгоритм) |
7. | · овладение приемами осязательного обследования изображений предметов |
8. | · формирование навыков использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах |
9. | · дифференцирование различных признаков и свойств предметов |
10. | · формирование навыков ориентирования на микроплоскости с помощью осязания |
11. | · формирование представлений о человеке |
12. | ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ–ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
13. | · Приемы использования осязания в процессе конструирования |
14. | · Приемы использования осязания в процессе аппликации |
15. | · Приемы использования осязания в процессе лепки |
16. | · Приемы использования осязания в процессе рисования |
17. | ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ- ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСЯЗАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ И БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-3 человека) |
ИТОГО: 17-19 человек
семинар – презентация занятия по развитию осязания и мелкой моторики (1 конспект на 2-х человек) – экзамен
Экзамен: Определить содержание занятия по развитию осязания и мелкой моторики (см. мою программу и методические рекомендации)
Пример:
Для детей 3-4 лет
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Задачи:
1. Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов.
2. Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке.
3. Упражнять в использовании осязания при рассматривании бисенсорных (зрение, осязание) изображений.
Тема | Формируемые понятия | Структурные компоненты занятия | |||
1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов | 2. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов | 3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов | 4.Формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности | ||
Программное содержание | |||||
Дикие животные | Мягкий, твердый, пушистый, колючий; меховой | Учить выполнять элементы массажа рук: растирание. Развивать изолированные движений рук, кистей, пальцев рук (статические; динамические – пассивные, активные). Учить подражать демонстрируемым действиям: пальчиковые игры – «Ежик», «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком». | Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов (прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание) с фиксацией внимания на отличительных признаках. Учить осуществлять выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных. | Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке. Дать понятие, что мягкие игрушки изготавливают из меха (меховые). | Учить воспринимать и анализировать и дополнять бисенсорное изображение животных (тактильные книги, специальные пособия): находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение. |
Оборудование | Картинки с изображением зайца, ежа; показ пальцев поз педагогом | Игрушки зайца, ежа, максимально отражающие реальные характеристики объектов | Разнообразные игрушки животных, расположенные в групповом пространстве | Тактильные книги с изображением животных, специальные тактильные пособия («Чего не хватает», «Найди пару»). | |
Вид деятельности | Массаж рук, пальчиковые игры | Выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных | Различение мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке. | Восприятие и анализ иллюстраций тактильных книг, пособий | |
Инструкция | К нам в гости пришли еж и заяц. Они хотят с нами поиграть. «Ежик»:Наши кулачки – это маленькие ежата. Они свернулись в клубок (кулаки сжаты), растопырили иголки (разжать ладонь, развести напряженные пальцы и удерживать их). | Вот зайчик. Погладь его: он мягкий, пушистый. / То же с ежом /. | Найдите и принесите все мягкие игрушки, твердые, колючие, пушистые. | Найдите на картинке лису. Погладьте ее по лапкам, хвостику и т.п. Чего не хватает? Подбери лисе хвост (лапу, др.) /То же с другими картинками/ | |
Приемы и способы выполнения задания детьми | Выполнять упражнение одной, другой рукой, обеими руками одновременно. Аналогично выполнять упражнения «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком». | Выполнять вместе с ребенком следующие приемы: прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание | Дети приносят игрушки и располагают их группами в соответствии с сенсорным признаком | (предлагать детям находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение). |
Объяснить целесообразность поставленных задач, структурных компонентов занятия, их взаимообусловленность.