Тема 9. Правовое регулирование обращения с отходами.




 

Отходы производства и потребления (отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Медицинскими отходами являются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий. Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

Классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

План практического занятия

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами: основные понятия.

2. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами.

3. Отходы как объект права собственности.

4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

5. Общие требования к обращению с отходами.

6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Задачи

1. 4 июля 2011 года в ходе проверки объекта захоронения биологических отходов со спорами сибирской язвы в районе д. Лёмты Вуктыльского района Республики Коми выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил их сбора, утилизации и уничтожения. Проверку проводила прокуратура г. Вуктыла с привлечением специалистов Ухтинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Республике Коми, отдела по делам ГО и ЧС администрации МО МР «Вуктыл» и Вуктыльского городского комитета по охране окружающей среды. Выявлено, что в нарушение требований законодательства место захоронения биологических отходов со спорами сибирской язвы огорожено ненадлежащим образом (установлен деревянный забор высотой 150-170см из жердей с промежутками между ними в 20-25см вместо глухого забора высотой не менее 2м), водозаполненная траншея внутри ограждения не имеет достаточных глубины (0,8-1,4м) и ширины (1,5м), высота кургана над скотомогильником ниже необходимого уровня (0,5м). В силу действующего законодательства ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местную администрацию.

Какие нормы права нарушены в данном случае? Какие меры необходимо предпринять по результатам проверки?

2. 15 мая 2013 года на сайте одного из информационных агентств Республики Коми в разделе «Экология» появилась информация Управления Россельхознадзора Республики Коми о размерах ущерба от несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения.Он составил свыше 37 миллионов рублей. Как сообщило региональное Управление Россельхознадзора, за 2012 год в Республике Коми было выявлено 14 таких свалок. Свалки были образованы органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами. Общая площадь захламления земель составила 4,84 га. Добровольно были устранены только две свалки.

Какие действия должен предпринять Россельхознадзор? Каковы действия граждан при обнаружении несанкционированных свалок? Какой вид ответственности ждет правонарушителей в данном случае?

3. В Республике Коми существует множество несанкционированных свалок. Одной из них, расположенной в двух километрах от Корткероса, уже 35 лет. Некоторые дачники постоянно выбрасывают мусор прямо в лес. Мер, предпринимаемых природоохранным активом, недостаточно. В результате участия муниципалитета Корткероса в республиканской программе «Отходы» в 2013 году было запланировано строительство полигонов твердых бытовых отходов в Корткеросском районе. За прошлый год администрация района разработала четыре современных проекта: два полигона в Корткеросе и Сторожевске и две площадки для временного хранения в Мордино и Богородске. Места под строительство выбирали в соответствии со всеми природоохранными и экологическими требованиями, проводились общественные слушания. Однако, на очередных общественных слушаниях 13 мая 2013 года большинство собравшихся проголосовало против проекта, настаивая на том, что район дач перспективен для застройки, он будет расширяться, и полигон в предложенном месте нежелателен. Разъяснить жителям Корткероса, что полигон — это не свалка, а специальное сооружение, предназначенное для изоляции, сортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов, попытались и глава сельского поселения и экологи. Переработка вторичного сырья могла бы приносить доход и району. К тому же полигон дал бы дополнительные рабочие места. Однако большинство жителей высказались против строительства полигона.

Каковы дальнейшие действия администрации муниципалитета?

4. В лесу задержали грузовую машину вываливающую мусор. В ходе задержания водитель сообщил, что его попросили вывезти мусор, и он это сделал за скромное вознаграждение.

Предусмотрена ли ответственность за данные действия?

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.

4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) // Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.

8. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.

9. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 36.

10. Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" // Собрание законодательства РФ, 21.05.2001, N 21, ст. 2084.

11. Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" // Собрание законодательства РФ, 21.05.2001, N 21, ст. 2083.

12. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" // Собрание законодательства РФ, 06.11.2000, N 45, ст. 4476.

13. Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 (ред. от 06.02.2012) "О трансграничном перемещении отходов" // Собрание законодательства РФ, 21.07.2003, N 29, ст. 3012.

14. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, N 25, ст. 3163.

15. Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 N 847 "О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ, 03.09.2012, N 36, ст. 4899.

16. Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2010 N 16796) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 26.04.2010.

17. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2010 N 16938) // Российская газета, N 87, 23.04.2010.

18. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 06.03.2012) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.09.1992, N 10, ст. 726.

19. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" // Собрание законодательства РФ, 17.02.1997, N 7, ст. 862.

20. Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 N 22050) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 44, 31.10.2011.

21. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // "Природно-ресурсные ведомости", N 45, 2001.

22. Постановление Правительства РК от 30.09.2011 N 425 (ред. от 28.06.2013) "О долгосрочной республиканской целевой программе "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 21.10.2011, N 39, ст. 1030.

23. Постановление Правительства РК от 28.09.2012 N 414 (ред. от 15.05.2013) "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 31.10.2012, N 57(1), ст. 1263.

24. Постановление Правительства РК от 30.07.2010 N 241 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 06.08.2010, N 28, ст. 674.

25. Постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 28.01.2013 N 1/192 "О порядке сбора, накопления и вывоза ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" // Панорама столицы, N 4/1 (спецвыпуск), 04.02.2013.

26. Пономарев М.В. Правовое регулирование экологически безопасного обращения с отходами в городах // Законодательство и экономика. 2013. N 2. С. 65 - 70.

27. Пономарев М.В. Тенденции и перспективы совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 22 - 32.

28. Анпилогова Н.Г. Необходимость получения лицензии по обращению с опасными отходами для обычного арендодателя - миф или реальность? // Юрист. 2010. N 8. С. 17 - 20.

29. Степаненко В.С. Уголовно-правовая ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами // Право и политика. 2010. N 5. С. 882 - 887.

30. Дудиков М.В. О проблемах согласования права государственной собственности на недра с правомочием на отвалы и отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также горные выработки (карьеры, полости) // Юрист. 2013. N 4. С. 9 - 15.

31. Кичигин Н.В. Новые подходы к построению системы государственного регулирования в области обращения с отходами // Законодательство и экономика. 2013. N 2. С. 60 - 64.

32. Герасимов А. Кто заплатит за отходы? // ЭЖ-Юрист. 2012. N 49. С. 14.

33. Пермяков И.В. Легализация бухгалтерского документооборота предприятия в сфере рециклинга отходов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 2. С. 64 - 73.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: