Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Отдел воспитательной работы с молодежью
Социально-педагогическая и психологическая служба
С.А.Задорожнюк
Использование методики форум театр
Для профилактики негативных явлений
В студенческой среде
Для кураторов учебных групп и воспитателей общежитий
Гомель
ГомГМУ
Зачем нужен форум-театр. Форум-театр это средство для улучшения общества через изменение поведения людей. Задача актеров – стимулировать зрителей к активному решению своих проблем, спровоцировать обсуждение проблемы в обществе. «Вторичные» результаты – позитивные изменения личности актеров.
Какие результаты будут достигнуты. Форум-театр широко используется во всем мире для разрешения социальных и культурных противоречий и проблем.
Из чего состоит форум-театр. Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор.
Целевые аудитории. Форум-театры демонстрируются на улице, и в учебных заведениях, учреждениях и организациях. Его используют в разнообразных образовательных программах. Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами.
Актеры. Актеры форум-театра представители целевых групп, которые заинтересованы в разрешении своих проблем через изменение общества.
Сценарии и сценки. При подготовке сценария нужно учитывать, что в основе драматического действия лежит конфликт. Сцена должна заканчиваться на пике конфликта. Конфликт доводится до максимальной остроты. Решения в сценарии нет. Найти решение и разрешить его на сцене, а потом в жизни – задача «активных зрителей».
Ведущий (м одератор). Роль модератора организовать процесс подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и работает со зрителями во время показа.
|
В ходе спектакля разыгрывается спланированная и отрепетированная сцена, отражающая конкретную проблему. Это могут быть реальные повседневные конфликты (в семье, в общежитии, в группе и т.д.), а затем следует драматическая ситуация и кульминация. Так постановка предлагает для рассмотрения социальную проблему, а каждый персонаж в игре выполняет определенную социальную роль: устранение причин зависимости; разрушение отрицательных качеств, стереотипов поведения; поддержка положительных проявлений в поведении.
Основная работа по проблеме происходит во время последующего сотрудничества с аудиторией. Ведущий предлагает зрителям объяснить, что происходило на сцене, в чем заключается проблема и предлагает зрителю возможность стать актером и поучаствовать в спектакле, заменив одного из актеров. Так зритель погружается в переживания персонажа, ощущая результат своего вмешательства. Участие может привести к другому осмыслению проблемы, и возможности выхода из создавшейся ситуации
Главная идея форум-театра – показать людям важность участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить, что в большинстве случаев улучшение жизни е зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в локальных группах. Метод успешно используется в работе с детьми и молодежью, представителями разных социальных слоев и сообществ.
|
Основа форум-театра: театральная постановка и обратная связь со зрителями.
Особенность форум-театра. Отсутствие рекомендаций, как следует поступать в сложившейся ситуации.
Форум-театр – практикум-игра в интерактивной форме. Имеет профилактическую, воспитательную направленность, развивает фантазию и умение думать, оценивать психологическое состояние людей, придумывать разные модели поведения.
Этапы подготовки форум-театра
Выбор проблемы. При выборе обязательно должны учитываться особенности аудитории, для которой готовится постановка: возраст, социальный статус, род занятий, интересы. Не рекомендуется писать сценарий для молодежи о проблемах людей старшего возраста. У зрителей не возникнет интерес к проблеме и желание решить эту проблему. Сценарий должен быть про сверстников, чтобы участник процесса заинтересовался проблемой, понял, что выбранная проблема близка, может случиться с кем-либо из его круга общения, а он сможет помочь разрешить ее. Важным на этом этапе является доступность и узнаваемость ситуации, ничего надуманного или фантастического в них не должно быть, они должны соответствовать реальной жизни.
Подготовка сценария и написание мизансцен. Важно, чтобы все участники группы приняли участие в написании сценария, постоянно импровизированно проигрывая ситуацию и при этом записывая диалоги. Нарастание конфликта будет эмоциональным и естественным. Обязательным является разделение персонажей-героев на «угнетенных» (жертв) и «угнетателей» и четкое написание им текста.
|
В постановке могут участвовать 4- 6 участников: из них распределение по статусу героя: 1-100% «угнетатель», 1- 100% «угнетенный», 1- союзник «угнетателя» (на 70%), 1- союзник «угнетенного» (на 70%).
Завязка должна раскрываться в первых 1-2 эпизодах, далее очень напряженное развитие действия, кульминация, и – СТОП!
Развязки никто не знает…
Сценарий состоит из 4-6 мизансцен, раскрывающих по мере действия причины, ведущие главного героя к трагедии. При этом действие занимает 15-20 минут, идет по нарастающей, и обрывается на кульминации, в момент личного выбора главного героя. Выбор его неизвестен, зрителю предлагается самому додумать, что сделает персонаж в следующее мгновение.
Сценарий должен быть максимально приближен к реальности. Диалоги пишутся простым языком, места действия должны быть «живыми». В форум-театре должна присутствовать жизненная правда, чтобы задеть, спровоцировать зрителя на активность.
В сценарии должна быть конфликтная ситуация в начале сюжета, а кульминация должна заканчиваться трагедией. Зритель должен почувствовать, что эта сцена может закончиться иначе. В сценарии должны быть заложены моменты («бомбы»), в которых в последующем зритель сможет остановить (сделать «СТОП») и изменить ситуацию, действия, которые призваны провоцировать зрителя на разрешение и предотвращение конфликта.
Мизансцена – в классической постановке – взаимное расположение актеров и декораций на сцене. В форум-театре мизансцена сопоставляется с эпизодом, явлением (в театре), либо кадром (в кино). Событие происходит в конкретном месте действия (кухня, магазин, улица, др.).
«Бомба» — место в мизансцене, в котором предполагается, что зритель захочет сделать «СТОП». Очень эмоциональная сцена явного угнетения,в которой можно что-либо изменить, исправить к лучшему. В каждом сценарии должно быть не меньше четырех «бомб».
Итак, сценарий должен быть: максимально приближенным к жизни; эмоциональным, заканчиваться потенциальной трагедией; с присутствием 4-х статусов героев и полностью расписанным для них текстом; с хорошо узнаваемыми моментами для «СТОПов».
Подготовка и репетиция спектакля. Проводятся репетиция всех мизансцен. Прорабатываются диалоги. Работа над образами. Вносятся ремарки, помогающие в процессе постановки.