Методика предназначена для изучения направленности личности в общении, понимаемой как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная коммуникативная стратегия, включающая личностные представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.
Инструкция. Ниже перечислены варианты поведения в различных ситуациях общения. Вам предлагается выбрать для каждой ситуации тот вариант, который в наибольшей степени соответствует предпочитаемому Вами стилю общения с людьми (с друзьями, знакомыми и т. п.). Предложенные пять вариантов не исчерпывают все многообразие общения. Поэтому, если ни один из предложенных вариантов не соответствует Вашему представлению об общении, сформулируйте свой вариант и впишите его под № 6. Номер выбранного Вами (или сформулированного самостоятельно) варианта для каждой ситуации напишите на отдельном листе.
Будьте внимательны и аккуратны. Отвечать следует строго в порядке предъявления ситуаций; не допускается добавлять или исправлять ответы после ознакомления с последующими ситуациями.
Постарайтесь быть искренними: помните, что здесь не может быть «хороших» или «плохих» ответов, важно лишь, чтобы они отражали Ваше мнение.
Текст опросника
1)Чтобы собеседник правильно понял меня,...
1 - я должен говорить о том, что его волнует и интересует;
2 - у него должна быть одинаковая со мной точка зрения;
3 - главное, чтобы он хорошо разбирался в обсуждаемом вопросе;
4 - я должен говорить то, что ему понятно и с чём он согласен;
5 - я не всегда буду стараться достичь этого;
6 - …
2) Я ожидаю от собеседника...
1 - чёткой и твердой позиции;
2 - согласия со мной;
3 - какой-либо пользы для себя;
4 - участия в решении деловых вопросов;
5 - открытости, готовности принять мою помощь;
6 -...
3) То, что чувствует и переживает собеседник,...
1 - я принимаю близко к сердцу;
2 - может влиять на моё поведение;
3 - может представлять интерес;
4 - не должно мешать делу;
5 - не следует показывать окружающим;
6 -...
4) Я хотел бы, чтобы собеседник занимал в общении со мной позицию...
1 - удобную для меня;
2 - всё равно какую;
3 - лидера;
4 - сочувствующего слушателя;
5 - удобную для него;
6 -...
5) Доверие собеседника ко мне...
1 - не имеет существенного значения для дела;
2 - нужно, если мне важен этот человек;
3 - должно быть полным;
4 - сделает общение более спокойным и лёгким;
5 - мне очень дорого, и я буду стараться оправдать его;
6 -...
6) Если в общении между нами назревает конфликт, собеседник...
1 - должен уступить;
2 - может рассчитывать на мою готовность помочь, уступить;
3 - не должен делать того, чего я не хочу;
4 - лучше пусть займётся делом;
5 - должен его не допустить;
6 -...
7) Когда собеседник меня не понимает, …
1 - значит, я плохо объясняю и должен ему помочь;
2 - должен выслушать его точку зрения;
3 - меня это не волнует, если это не мешает делу;
4 - я прекращаю с ним общаться;
5 - я буду ему объяснять, если мне это надо;
6 -...
8) Для меня важно, чтобы собеседник в общении со мной исходил из...
1 - моих интересов;
2 - желания не обострять отношения;
3 - того, что приятно для меня;
4 - того, что его волнует;
5 - интересов дела;
6 -...
9) Если собеседник перестаёт меня слушать,...
1 - меня это не волнует;
2 - я обижаюсь и прекращаю разговор;
3 - значит, в этом виновен я;
4 - попробую повлиять на него по-другому;
5 - я буду слушать его;
6 -...
10) Мне нравится такое общение, когда...
1 - оно проходит спокойно, и я согласен с собеседником;
2 - я получаю от него пользу;
3 - я чувствую, что нужен собеседнику;
4 - когда есть практический результат;
5 - когда я получаю удовольствие;
6 -...
11) Чтобы я правильно понял собеседника,...
1 - он должен быть моим единомышленником;
2 - надо меньше разговоров, а больше дела;
3 - я должен согласиться с его точкой зрения;
4 - надо внимательно за ним понаблюдать;
5 - мне надо полностью сосредоточиться на его проблемах;
6 -...
12) Я считаю правильным, если собеседник ожидает от меня...
1 - согласия;
2 - того, что я намерен ему предложить;
3 - ничего не ожидает;
4 - помощи, участия;
5 - чёткой и твёрдой позиции;
6 -...
13) То, что я чувствую и переживаю,...
1 - зависит от переживаний собеседника;
2 - не должно быть заметно собеседнику;
3 - не должно мешать делу;
4 - должно быть важно для собеседника, и он тоже должен переживать;
5 - не должно беспокоить собеседника;
6 -...
14) Я стараюсь занять в общении позицию...
1 - удобную для собеседника;
2 - всё равно какую;
3 - сочувствующего слушателя;
4 - удобную для меня;
5 - лидера;
6 -...
15) Доверять собеседнику...
1 - можно только в очень редких случаях (если в этом есть смысл);
2 - надо, если это в интересах дела;
3 - можно, если его позиция убедительна;
4 - можно, если наши взгляды совпадают;
5 - надо, потому что это поможет ему;
6 -...
16) Если в общении назревает конфликт, я...
1 - займусь делом;
2 - постараюсь его сгладить;
3 - буду действовать в соответствии со своими интересами;
4 - уступлю, чтобы помочь собеседнику;
5 - буду доказывать свою правоту;
6 -...
17) В общении я исхожу из...
1 - стремления утвердить свою точку зрения;
2 - желания получить максимум пользы для себя;
3 - необходимости решить проблемы другого человека, помочь ему;
4 - необходимости избежать конфликта;
5 - интересов дела;
6 -...
18) Когда я не понимаю собеседника,...
1 - меня это не беспокоит;
2 - я очень переживаю и ищу свою ошибку;
3 - пересматриваю свою точку зрения;
4 - значит он плохо объясняет;
5 - буду стараться понять, если мне это надо;
6 -...
19) Для меня главная цель общения – это…
1 - помочь, поддержать собеседника;
2 - решить деловой вопрос;
3 - получить удовольствие;
4 - избежать конфликта;
5 - извлечь какую-нибудь пользу;
6 -...
20) Если я считаю, что собеседник неправ, то...
1 - я теряю к нему интерес;
2 - думаю, чем могу ему помочь;
3 - буду добиваться, чтобы он признал и исправил свою ошибку;
4 - не буду обострять ситуацию;
5 - это меня не беспокоит, это его проблема;
6 -...