Обработка полученных данных начинается с подсчета баллов, набранных по каждой категории направленности личности в общении. Для этого варианты ответов, выбранных испытуемым, «расшифровываются» при помощи «ключа».
За каждый ответ начисляется 1 балл в пользу соответствующей категории. Далее интерпретируются те ответы, которые были самостоятельно сформулированы респондентом. Для их оценки используется приведенные ранее описания видов направленности в общении. Каждому ответу на основе сопоставления с содержательными характеристиками видов направленности личности в общении дается качественная оценка и присваивается определенная категория: «Д», «Ав», «М» и т.д. Если невозможно однозначно оценить тот или иной ответ, допускается приписывание ему сразу двух категорий; в более неясных случаях, когда невозможно с достаточной точностью оценить предложенный вариант ответа, ему не приписывается никакая категория.
Затем по каждой категории выводится итоговый количественный показатель (сумма баллов) и определяется «формула» коммуникативной направленности личности. Например, итоговая оценка результатов исследования может выглядеть следующим образом: Д- 2, Ав.-2, М-6, Ал.-0, К-1, И-9. Следует принять во внимание тот факт, что общая сумма баллов (по всем категориям) у разных респондентов может быть различной, поскольку некоторые варианты самостоятельно сформулированных ответов не могут быть однозначно отнесены к какой-либо категории или же ответу могут быть присвоены одновременно две категории. Поэтому для сравнения результатов различных испытуемых между собой абсолютные значения можно перевести в относительные - проценты к общей сумме баллов. Для представленного выше примера итоговая «формула» будет иметь следующий вид: общая сумма баллов 20 (100%), по категориям - Д-10%, Ав.-10%, М-30%, Ал.-0%, К-5%, И-45%. Для большей наглядности полученных результатов можно построить графический профиль соотношения различных видов направленности личности в общении.
|
Как правило, у каждого респондента в той или иной степени представлены все виды направленности, хотя в отдельных случаях могут быть нулевые оценки по одной-двум-трем категориям. Для дальнейшего анализа результатов исследования используется именно «формула» в целом. На ее основе можно выделить преобладающий у человека вид коммуникативной направленности, выявить определенную логику распределения баллов по категориям и т.п.
Ключ
№ утверждения | № ответов | |||||||
АЛ | АВ | И | К | М | Д | |||
К | АВ | М | И | АЛ | Д | |||
АЛ | К | М | И | АВ | Д | |||
М | И | К | АВ | АЛ | Д | |||
И | М | АВ | К | АЛ | Д | |||
АВ | АЛ | М | И | К | Д | |||
АЛ | К | И | АВ | М | Д | |||
М | К | АВ | АЛ | И | Д | |||
И | АВ | АЛ | М | К | Д | |||
К | М | АЛ | И | АВ | Д | |||
АВ | И | К | М | АЛ | Д | |||
К | М | И | АЛ | АВ | Д | |||
АЛ | М | И | АВ | К | Д | |||
К | И | АЛ | М | АВ | Д | |||
М | И | К | АВ | АЛ | Д | |||
И | К | М | АЛ | АВ | Д | |||
АВ | М | АЛ | К | И | Д | |||
И | АЛ | К | АВ | М | Д | |||
АЛ | И | АВ | К | М | Д | |||
М | АЛ | АВ | К | И | Д |
Типология направленности личности в общении по С. Л. Братченко
|
Ø Диалогическая направленность личности в общении является наиболее эффективной и характеризуется высоким уровнем развития всех трех личностных коммуникативных установок, то есть ориентация на равноправное, этическое межличностное общение, основанное на взаимном доверии и уважении; стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении, коммуникативному сотрудничеству; стремление к взаимному развитию, творчеству в межличностном общении.
Ø Авторитарная направленность личности в общении отличается: ориентацией на доминирование в общении, стремление «подавить» партнера, подчинить его действия своим целям; эгоцентризмом, «требованием» понимания (а точнее – согласия); неуважением к чужой точке зрения; ригидностью, ориентацией на штампы и стереотипы, на «общение - функционирование».
Авторитарная направленность личности в общении – есть крайняя форма выражения монологизма.
Между диалогическим и авторитарным полюсами можно выделить несколько «переходных» видов направленности личности в общении.
Ø Для манипулятивной направленности личности в общении свойственны: ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих целях, отношение к партнеру как к средству, объекту своих скрытых манипуляций; стремление понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью; ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но ориентация односторонняя – для себя за счет другого.
|
Ø Конформная направленность личности в общении. Особенности составляющих ее личностных коммуникативных установок таковы: отказ от равноправия в межличностном общении в пользу партнера, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету, отношение к себе как к объекту («объектная» позиция); ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым; ориентация на подражание, готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств.
Ø Альтероцентристская направленность личности в общении определяется: добровольной «центрацией на другом» и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера; стремлением глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает тебя партнер; стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.
Ø Индифферентная направленность личности в общении
С. Л. Братченко предположил, что возможен такой вид направленности личности в общении, при котором будет игнорироваться само общение со всеми его проблемами, т. е. отсутствие в явном виде всех трех личностных коммуникативных установок, ориентация на «внекоммуникативные» проблемы. В сущности, это как бы скрытая авторитарность, при которой другие и общение с ними настолько обесцениваются, что вовсе вытесняются.
Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Но все же каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, который присущ каждому из них, по-видимому, зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.