Работа в тетради в пропедевтический период




Характеристика детей, поступающих в подготовительный

Класс СКШ VIII вида.

 

Состав учащихся, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, неоднороден. Дети отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта (нарушения познавательной деятельности), различным уровнем подготовленности к обучению.

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют разный жизненный опыт, поскольку одни из них уже посещали массовую школу, другие пришли из массовых или специализированных детских садов, третьи повторяют программу первого года обучения (оставлены на второй год), четвертые пришли из лечебных учреждений, пятые – из семьи и т.д.

В начале обучения у детей с нарушением интеллекта отмечаются такие особенности, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, действиям, нарушение самооценки, самоконтроля и т.д. Они не владеют элементарными навыками поведения (в классе, в школе) и общения со сверстниками и взрослыми (педагогами).

Большинство учащихся имеет различные недостатки в развитии моторики, недостатки запаса представлений (количественных, временных, пространственных, геометрических), низкий уровень развития речи и т.д.

Лучше всего учащиеся владеют такими понятиями, как большой - маленький. Они умеют выделять большие и маленькие предметы из совокупности объектов. В то же время, школьники затрудняются в сравнении предметов по размеру. Некоторые из них не могут собрать из колец пирамидку. Учащиеся ошибаются в подборе колец, не видят «на глаз», какое кольцо по размеру ближе данному. Школьники не владеют приемами сравнения, поэтому берут в руки первое попавшееся кольцо. Часть детей, ошибочно собравших пирамидку, не видит и не осознает свои ошибки – несоответствие колец.

Учащиеся не могут дать количественной оценки предметным совокупностям, используя понятия много, мало, немного, несколько и др. Их внимание акцентируется не на количестве предметов, а на их несущественных признаках: цвете, размерах, комбинации частей и т.д.

Школьники не понимают значение взаимозаменяемых понятий: мало, немного, несколько. Еще более затруднено сравнение объектов по таким существенным признакам, как длина (длинный – короткий), ширина (широкий – узкий), толщина (толстый – тонкий), высота (высокий – низкий), глубина (глубокий – мелкий). Чаще всего учащиеся заменяют эти понятия терминами большой – маленький. Например: большой человек вместо высокий человек, маленький карандаш вместо короткий карандаш. Кроме того, дети часто уподобляют понятия друг другу. Например: толстая полоска вместо широкая полоска.

Учащиеся с нарушением интеллекта чаще употребляют понятия высокий, толстый, широкий, длинный и т.д., реже – низкий, тонкий, узкий, короткий и т.д.

Школьники не осознают парность, противоположность смысла и взаимообусловленность понятий, отражающих результат сравнения (высокий – низкий, выше – ниже, быстро – медленно, рано – поздно, шире – уже и т.д.).

Учащиеся с нарушением интеллекта не умеют размещать предметы на плоскости и в пространстве, давать характеристику их пространственным отношениям, оценивать удаленность предметов друг от друга (расстояние между ними).

Школьники не осознают текучесть времени, смену частей суток, не могут оценить продолжительность или давность событий.

Работа в тетради в пропедевтический период

 

Задачи

1. Научить школьников пользоваться карандашом и ручкой: правильно их держать, сильно не нажимать.

2. Научит пользоваться линейкой для вычерчивания прямых линий.

3. Научить видеть на листе тетради вертикальные и горизонтальные линии, точки их пересечения, клеточки.

 

В пропедевтический период предлагаются следующие задания:

 

1. Расстановка точек:

- отметить точку на вертикальной (горизонтальной) линии;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- отметить точки пересечения линий;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- отметить точки внутри клетки, в середине (центре) листа, в углу (правом верхнем и др.);

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

 

- заполнить точками геометрическую фигуру

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- отметить точки по образцу, данному учителем;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

2. Проведение линий:

 

- провести от руки прямые линии;

- провести линии при помощи линейки;

- провести отрезки, различно расположенные на листе тетради, по линейке от точки до точки;

 

- обвести одну или несколько клеточек;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- провести линии внутри клетки;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- поставить точки внутри обведенной клетки;

 

- нарисовать орнамент по образцу, данному учителем;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- обвести рисунок, выполненный учителем;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- нарисовать по точкам или закончить рисунок, начатый учителем;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

- раскрасить контурный рисунок, выполненный учителем;

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

Большое внимание уделяется обводке по шаблонам (наружный контур) и трафаретам (внутренний контур), затушевыванию, штриховке прямыми линиями в различных направлениях, рисованию кривых линий.

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

Пример формирования понятий "большой-маленький"

 

Проводится экскурсия в парк, где дети собирают кленовые (дубовые) листья. Учитель предлагает взять только зеленые листья:

- Посмотрите, ребята, какие они разные по размеру. Выберите большие листья. Покажите их.

- Какие листья по величине (размеру) вы отобрали?

- А теперь выберите маленькие листья. Покажите их.

- Какие по величине (размеру) листья вы показываете?

Аналогичная работа проводится с листьями других цветов.

На экскурсии дети рассматривают окружающие их предметы и выделяют среди них большие и маленькие: большие и маленькие камешки, лужи, птицы (воробей, синица, ворона, дятел и др.), животные (кошки, собаки) и т.д.

В конце экскурсии детям предлагается собрать шишки, желуди, каштаны и другой природный материал, который помещается в разные пакеты.

В школе во время обеда учитель просит одного ребенка раздать большие ложки, а другого – маленькие. Учащимся он задает вопрос:

- Что вы будете есть большой ложкой?

- Что вы будете есть маленькой ложкой?

 

В классе учитель продолжает работу над формированием данных понятий.

 

1. Он выкладывает на стол различные по размеру картофелины и предлагает детям разложить их на две кучки: в одной кучке должны быть большие картофелины, а в другой – маленькие. Может быть два варианта работы:

1) учитель поднимает картофелину, а дети определяют ее величину;

2) каждый ученик подходит к столу учителя, выбирает картофелину, определяет и называет ее размер и откладывает в соответствующую кучку.

По окончании работы учитель подводит итог:

- Какие по размеру (величине) картофелины лежат в этой (указывает на кучку) кучке?

- А какие по размеру (величине) картофелины лежат в этой (указывает на другую кучку) кучке?

 

2. Организуется работа с природным материалом, который собрали дети на экскурсии (или готовым материалом, собранным заранее учителем): выделяются большие и маленькие шишки, желуди, каштаны. Например:

- Выберите только большие каштаны.

- Какие по размеру каштаны у вас остались?

- Разделите желуди на две кучки таким образом, чтобы в одной кучке были большие желуди, а в другой – маленькие.

3. С учащимися проводится игра "Что в руке?" (Перова М.Н.) Учитель вкладывает в руки ребенка два однородных предмета, отличающихся по величине, например, большую и маленькую шишки. Ученик, не глядя, должен сказать, что в правой руке большая, а в левой – маленькая шишка. Затем осуществляется проверка: ребенок разжимает руки.

 

4. Из собранных учащимися листьев составляются букеты: в один букет входят большие листья различного цвета, а в другой – маленькие.

 

5. Учащимся предлагается рассмотреть окружающие их предметы и назвать большие и маленькие.

 

6. Игра "Магазин для кукол". Сначала продавцом магазина "Все для кукол" является сам учитель. Он продает одежду для кукол. Дети приходят в магазин и покупают одежду, мебель, игрушки (например, мячи, совочки и ведра) и т.д. Осн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: