Задание 7. Разграничьте сильное и слабое управление.




Вопросы для обсуждения

1. Словосочетание. Краткая история вопроса. Определение словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением.

2. Количественно-структурные типы словосочетаний.

3. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация).

4. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.

5. Синтаксические отношения в словосочетании или семантика словосочетаний.

6. Грамматические связи слов в словосочетании.

7. Схема и парадигма словосочетания

9. Схема анализа словосочетания.

Литература

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Прокопович Н. Н. Словосочетание в современном русском литературном языке / Н. Н. Прокопович. – М.: Просвещение, 1966. – 400 с.

3. Распопов, И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

4. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику https://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику https://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику https://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите, предложение или словосочетание (СС). Укажите (крестиком) в СС главное (стержневое) слово, определите тип СС по морфологической природе (частеречной принадлежности стержневого слова): именное, глагольное или наречное.

На пушистых ветках. Явилось солнце. В сонной тишине. Укрыться от мороза. Весьма удачно. Подъехавший к пристани. Было темно. Остерегаясь простуды. Налево от дома. Стало холодать. Дрожащий от холода. Третий слева. Каждый из нас.

 

Задание 2. Найдите лишнее по структуре словосочетание:

написать много писем;

длинный товарный поезд;

лететь сломя голову;

прилипшая к телу рубашка;

три прелестные девушки.

Задание 3. Распределите в два столбика свободные и несвободные словосочетания:

столько людей, много машин, колонна машин, некоторые из учеников, некоторых учеников, весёлая история, зеркало реки, разбитое зеркало, листьев медь, шум листьев, кто-то незнакомый, человек высокого роста, высокий человек, Он начал рассказывать о джунглях Амазонки. Мы хотим вам помочь.

 

Задание 4. Назовите тип СС по частеречной принадлежности стержневого слова: именные, глагольные, наречные. Обозначьте главное слово крестиком.

кофе по-турецки, недалеко от города, громко смеяться, опоздание из-за мороза, очень хорошо, всегда веселый, идти подпрыгивая, наедине с собой, полный до краёв, трое друзей, крайне важно, некоторые из жителей, встречаясь с прошлым, вышедшая из берегов.

 

Задание 5. Прочитайте теоретический материал.

ВАЛЕНТНОСТЬ ‑ способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом (ср. термин «валентность» в химии, служащий для описания способности химических элементов образовывать соединения той или иной структуры). Термин был введен в лингвистику Л.Теньером и А.В. де Гроотом и первоначально применялся только по отношению к глаголам. Например, глагол просить предполагает, что при нем могут быть указаны проситель (тот, кто просит), предмет просьбы (то, о чем или что просят) и адресат просьбы (тот, кого или у кого просят). Поэтому говорят, что глагол просить трехвалентен (кто, кого, о чем); ср.: герцог просил короля о милосердии. Множество валентностей глагола образует его валентную структуру. Валентности, как принято говорить, «заполняются»; заполнители валентностей слова называются его актантами. В русском языке валентности выражаются существительными в каком-либо падеже с предлогом или без предлога.

Валентности присущи не только глаголам, но и другим частям речи. Валентности могут быть у прилагательных: интересный (кому), необходимый (кому, для чего), достойный (чего). Валентностями могут обладать и существительные. Прежде всего валентности, как правило, сохраняются у существительных, образованных от глагола: Нина приехала в Москву —> Приезд Нины в Москву. Кроме того, валентности обязательны и для некоторых других групп существительных. Так, при существительных, обозначающих часть предмета, нужно указание на целое, к которому относится эта часть: ручка (чего?) – двери, сумки; крыша (чего?) – дома; хвост (чей?) – волка или волчий. (Если такого указания нет, оно все равно подразумевается.) У слов, обозначающих родственников, тоже должно быть указание, чей это родственник: брат (чей?) – мой, Танин, друга. Для параметрических существительных нужно указать обладателя параметра: рост (кого?) – ребенка, длина (чего?) – линейки, аромат (чего?) – чая.

Слово, обладающее синтаксическими валентностями, всегда соотносится с ситуацией, имеющей некоторый набор обязательных участников (кто-кого-кому и пр.). Отсюда следует, что можно говорить не только о синтаксических, но и о семантических валентностях слова: валентности субъекта (поезд движется), объекта (читать книгу), адресата (информировать президента), инструмента (резать ножом), периода (отпуск на два месяца), количества (больше на метр) и др.

Среднее число валентностей слова – скорее 3–4, например резать (кто, что, чем, на чем), сердитый (кто, на кого, за что) и др. «Многовалентным» считается шестиместный глагол командировать (кто, кого, откуда, куда, с какой целью, на какой срок) и другие глаголы перемещения, ср. отвозить (кто, кого/что, на чем, откуда, куда, по какому маршруту, зачем), однако число выделяемых при них обязательных семантических валентностей не превышает семи. От валентности слова зависит его сочетаемость с другими словами, в том числе управление (сильное или слабое).

Задание: определите по Словарю сочетаемости слов русского языка (прилагается), сколько валентностей у глагола; составьте словосочетания; определите, какими падежами управляют глаголы. Например: въехать – 1) куда? – в город, на площадь (В.п.); 2) на чем? – на машине, телеге (П.п.); 3) через что? – через ворота (В.п.). Глагол трехвалентный. У каждого значения многозначных глаголов свой набор валентностей (указать).

ДАРИТЬ, СНИМАТЬ

Задание 6. Охарактеризуйте связь по признаку «обязательная / необязательная».

Войти в комнату, сомневаться в необходимости, оказаться на острове, строить на острове, нарисовать картину, нарисовать на стене, нарисовать мелом, выскочить из комнаты, выскочить с сумкой, получить посылку, получить по почте.

Задание 7. Разграничьте сильное и слабое управление.

Вернуться из командировки, пожать руку, красный от смущения, идти с товарищем, добиться успеха, натереть до блеска, добиться успеха, коврик из шерсти, дичиться / сторониться людей, доживем до понедельника.

 

Задание 8. Исправьте ошибки в управлении.

Оплатить за проезд –

Хочу спросить за зачет –

Скучаю за тобой –

Отправляться согласно расписания ‑

Заведующий кафедры ‑

В книге описывается о подвиге партизан. ‑

Выпускник удостоен золотой медалью. ‑

Задание 9. Укажите полное и неполное согласование. В каких грамматических формах согласуются главное и зависимое слово?

Умная книга, женщина-космонавт, город Горловка, озеро Байкал, на семи ветрах, трагическим случаем, о нашей беседе, в каждом случае, с первого класса, трясущимися руками.

 

Задание 10. Выпишите СС с примыканием.

Требовать отдать, остаться втроем, налево от угла, справа от окна, мужчина постарше, нагрубить сгоряча, кофта беж, перепуганный насмерть, приехать вовремя, прыжки с разбегу, глупо до боли, быстрее лани, комната слева, слишком много.

Задание 11. Определить семантику словосочетаний: атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные.

Моя квартира, квартира с балконом, верный друг, верный долгу, сделано мной, слабость от недоедания, привычка подмигивать, получать телеграмму, выйти из-за угла, приехать завтра, прийти вопреки запрету, не прийти из-за болезни, пригласить поужинать, смотреть искоса.

Задание 12. Выписать из предложения все словосочетания. Сделать синтаксический разбор.

Наши мечты о бегстве быстро рассеялись из-за дуэли (Паустовский


Контрольная точка №1

Задание: выписать из предложений все словосочетания и сделать их синтаксический разбор.

Вариант 1

Хорошо в эту пору в пробудившемся лесу, наполненном веселыми птичьими голосами (Соколов-Никитов).

Вариант 2

А вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из нее с ужасающей силой (А. Куприн)

Вариант 3

Дымов быстро выпил стакан чаю, взял баранки, и, кротко улыбаясь, пошел на станцию (Ч.)

Вариант 4

Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлей (П.)

Вариант 5

Он был препровождён в свою комнату, где получил чашку кофе, два яйца всмятку и белый хлеб с маслом (Булг.)

Вариант 6

Ввиду недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно (Арс.)

Вариант 7

Всякий охотник поймёт моё почти неудержимое желание схватить зверя и сделать своим (Пришвин).

Вариант 8

Перед главной избой тянулся навес, подпёртый маленькими столбиками (Тург.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: