Психологическая структура трудовой деятельности




План

1. Содержание понятия трудовой деятельности.

2. Психологическая структура трудовой деятельности.

3. Классификация видов труда.

Литература

1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: Ориентированное на человека проектирование. М., 1995.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

3. Физиология и психология труда / Под ред. В.В. Адамчука. М., 1992.

Содержание понятия трудовой деятельности

Труд – целенаправленная сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Пример: функционирование машин-автоматов или поведение животных (лошади, собаки и пр.) при осуществлении производственного процесса не является трудовой деятельностью.

Понятие «труд» используется только по отношению к сознательно регулируемой трудовой активности человека.

Трудовая деятельность в отличие от игровой и учебной:

1) ориентирована на получение социально значимого результата (для игровой и учебной деятельностей результат индивидуально значим);

2) имеет продуктивный характер (игровая и учебная виды деятельности направлены на освоение социального опыта);

3) способствует установлению профессионально окрашенных межличностных отношений.

Труд составляет основу жизни людей и выполняет следующие общественно-исторические функции:

· является условием существования человека как общественного существа;

· выступает средством удовлетворения разнообразных потребностей человека;

· способствует личностному развитию человека;

· является источником всех богатств и ценностей культуры.

Основные этапы в развитии представлений о труде (Н.С. Пряжников) [1]:

1. Труд как необходимость выживания человека во враждебном мире природы.

Коллективный труд создал человека как носителя коллективного сознания (А.Н. Леонтьев). Труд на данном этапе развития человечества являлся достаточно простым и понятным для большинства.

2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже – перед обществом.

Благодаря труду человек демонстрирует свою «полезность» данному сообществу и выступает как полноценный член данной социальной системы.

3. По мере образования рабовладельческих и феодальных государств труд все больше рассматривается как принуждение выполнять то, что выгодно определенным группам людей (рабовладельца, феодалам, духовенству). Подневольный труд выполнялся в соответствии с существовавшими нормами жизни и законами. Религия рассматривала праведный труд как искупление грехов.

4. По мере развития общественного производства труд рассматривается как производственная и технологическая необходимость.

5. По мере демократизации общества труд рассматривается как социально-экономическая потребность, как показатель статуса человека в обществе.

6. Труд как личностная потребность и условие развития человека (гуманизация труда).

Внешняя характеристика трудовой деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Субъект труда – отдельный работник или профессиональная группа, активно и целенаправленно преобразующие действительность (материальную, духовную) в процессе труда.

Предмет труда – это совокупность предметов и явлений, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.

Условия труда – система социальных, санитарно-гигиенических и физических характеристик производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Средства труда – совокупность орудий, усиливающих возможности человека в процессе взаимодействия с предметом труда.

Психологическая классификация средств труда (Е.А. Климов) [2]:

I. Функциональные средства труда.

1. Внешние по отношению к сознанию субъекта труда.

1.1. Выразительные средства поведения, речи (применяются в работе актера, преподавателя).

1.2. Организм человека, его органы (применяются в работе артистов балета, спортсменов, солистов).

1.3. Организационные системы, группы людей (хор, оркестр, экипаж, экспедиция). Применяются в работе руководителя, дирижера.

2. Внутренние средства (представлены в сознании).

2.1. Закрепленные в речи правила поведения, действий.

2.2. Невербальные психические образования (мысленные образы продуктов деятельности, процессов).

II. Вещественные средства труда.

1. Средства приема информации.

2. Средства обработки информации.

3. Средства передачи информации.

4. Средства воздействия на объекты в природных, технических, информационных системах.

Внутренняя характеристика трудовой деятельности осуществляется на основе психологического анализа ее структуры.

 

Психологическая структура трудовой деятельности

Владимир Дмитриевич Шадриков выделяет следующие функциональные блоки психологической структуры деятельности:

1. Блок мотивов деятельности.

2. Блок целей деятельности.

Цель – 1) идеальный образ результата; 2) уровень достижений, который ставит перед собой субъект.

3. Блок принятия решения.

Процесс принятия решения – это выбор одной альтернативы из нескольких возможных, который включает в себя: осознание проблемы, формирование критерия достижения цели, выбор способа решения, проверка решения, его коррекция.

4. Блок программы деятельности.

Программа деятельности – последовательность адекватных действий и способов их выполнения.

Формирование индивидуальных способов выполнения осуществляется на основе освоения информационной основы деятельности.

5. Блок профессионально важных качеств.

При освоении профессиональной деятельности происходит перестройка уже имеющихся личностных качеств в соответствии с требованиями, развиваются новые качества, образуя при этом их индивидуальное сочетание.

Формирование психологической структуры деятельности осуществляется поэтапно:

1. Субъект осваивает нормативно одобряемую деятельность на основе формирования информационной основы деятельности.

Информационная основа деятельности – совокупность информационных признаков, характеризующих предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовывать деятельность в соответствии с вектором «цель → результат».

Включает в себя:

· Восприятие информации (сенсорно-перцептивный).

· Оценка значимости информации (когнитивный).

· Переработка информации и построение информационных образов (образно-оперативный).

2. Индивидуализация способов выполнения деятельности.

Процесс формирования психологической структуры деятельности сопровождается установлением связей между функциональными блоками, развитием отдельных компонентов, изменением их удельного веса и называется системогенезом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: