Классицизм в архитектуре западной европы




 

Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму — новому художественному стилю... Тщательно изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека является только РАЗУМ.

...Оставим итальянцам

Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога...

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н. Бyало. «Поэтическое искусство»

Перевод В. Липецкой

Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Н. Буало. Строгие прави­ла классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, коме­диях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, дворцах Лондона и Парижа...

Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитек­туры, ориентированных на лучшие достижения античной культу­ры — греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую со­размерность частей композиции и их подчинённость общему замыс­лу. В архитектурных сооружениях классицизма господствовали простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций. Предпоч­тение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повто­ряющему очертания предмета. Во всём сказывались простота и бла­городство отделки, практичность и целесообразность.

Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «иде­альном городе», архитекторы классицизма создали новый тип гран­диозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинённого едино­му геометрическому плану. Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа — Версальский дворец.

 

«СКАЗОЧНЫЙ СОН» ВЕРСАЛЯ

 

Дворец и парк Версаля. Общий вид. 1666 - 1680 гг.
Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал: «Я ругал Людовика XIV, потратившего 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не всадах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон».

Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры класси­цизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира.

Интерьеры Версальского дворца
Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666—1680) были превращены в райский уголок — главное место встречи фран­цузской аристократии. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево (1612—1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708) и Андре Ленотр (1613—1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в на­стоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких ар­хитектурных пластов, вбирающих характерные черты классицизма.

Средоточием Версаля является дворец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на не­котором возвышении, дворец занимает гос­подствующее положение над местностью. Его создатели разделили почти полуки­лометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых кры­ла — ризалита, придающих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя этажами. Первый, выполняющий роль мас­сивного основания, оформлен рустом по об­разцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй, самый большой, за­полнен высокими арочными окнами, меж­ду которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укоро­чен и завершается скульптурными группа­ми, придающими зданию особую наряд­ность и лёгкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и уничтожаетоднообразие внешней отделки.

Зеркальная галерея Версальского дворца
Интерьеры дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепки и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют ля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши.

Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий. В самом большом зале дворца — Зеркальной галерее (длина 73 м) — устраивались пышные балы и празднества. Окнам на стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений: «В большой галерее зажигались тысячи огней, и отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днём; красота и величие блистали, точно во сне или в заколдованном царстве».

 

Андре Ленотр.Художник Карло Маратта. 1678 г. Музей Версаля
Спальня короля (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на сходящиеся в одной точке магистрали, что символически напоминало о главном средоточии власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка.

Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отличиепейзажных (английских) парков, выражающих идею единения с природой, регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версальский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с помощью циркуля и линейки.

Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют четкую геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в пред­закатные часы отражаются лучи солнца и причудливые тени, отбра­сываемые кустами и деревьями, подстриженными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непро­ницаемые

Версальский парк
стены, то широкие галереи, в искусственных нишах которых расставлены скульптурные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды.

Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославить царствование абсолютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в облике бога Аполлона, то Нептуна, выезжающего из воды на колеснице или отдыхающего среди нимф в прохладном гроте.

Фонтаны Версальского дворца
Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, что­бы Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Дорожки парка посыпаны цветным песком, некоторые выстилали сверкаю­щей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пыш­ность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и ли­мона, распространявшиеся из теплиц.

 

Была природа в парке этом

Как будто неживой;

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой.

 


Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах итанцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

 

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы.


В. Гюго

Н.М. Карамзин (1766—1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих чувствах в «Письмах русского путешественника»:«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!

Пойдем в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его...

Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: