ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫ в РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




Суязова И.А.

 

 

 

 

 

п.г.т. Каменка 2015

 

Мы, учитель литературы И.А.Суязова и выпускники Землянская Татьяна, Красовская Анна, Литвяков Артём, Согомонян Серине, Шевченко Татьяна, готовясь к ЕГЭ по литературе, попробовали составить литературные параллели, чтобы легче было сдавать экзамен. Может быть, что-то у нас не получилось, какие-то вопросы Вам покажутся спорными, но материал, надеемся, Вам пригодится. Хочется отметить, что это не готовые ответы, а материал для подготовки к экзамену.

 

Оглавление

А Образ ангела (образ демона)  
Б Тема будущего  
Образы героев - бунтарей  
В Тема войны в лирике  
Тема войны в прозе  
Вставные новеллы в произведениях русской литературы  
Г Тема гибели «дворянских гнезд»  
Говорящие фамилии  
Тема гордыни  
Д Тема денег  
Тема добра и зла  
Тема детства  
Двойники-персонажи  
Тема дома  
Тема дороги (пути)  
Образ демона (см. образ ангела)  
Тема дружбы в лирике  
Тема дружбы в прозе  
Ж Жизненные (нравственные) ценности  
Мотив жизни и смерти в поэзии  
Мотив жизни и смерти в прозе  
З Заветы отца  
К Образ креста в лирике  
Образ креста в прозе  
Л Лагерная тема  
Образ «лишнего» человека  
Тема лени  
Тема лести, лицемерия, неискренности  
М Тема «маленького человека»  
Образ мадонны, Богоматери в лирике  
Образ мадонны, Богоматери в прозе  
Образ матери  
Образ метели в лирике  
Образ метели в прозе  
Тема мещанства  
Образ моря  
Образ музы поэта  
Музыка  
Н Несколько примеров литературных героев, имена которых сталинарицательными  
Образ Наполеона  
Образ неба  
П Тема памяти в лирике  
Тема памяти в прозе  
Тема памятника  
Образ Петербурга в лирике  
Образ Петербурга в прозе  
Образ поэта и поэзии  
Образ праведника  
Образ предпринимателя  
  Тема природы и человека в прозе  
Тема природы и человека в лирике  
Три «Пророка» в литературе  
Образ птицы  
Тема пути в русской литературе //Тема дороги  
Р Тема революции в лирике  
Тема революции в прозе  
Тема Родины в лирике  
Тема Родины в прозе  
С Мотив сна в лирике  
Мотив сна в прозе  
Функции сна в произведении  
Образ солнца  
Тема судьбы  
Сущность русского характера  
Тема счастья в лирике  
Тема счастья в прозе  
Т Тема творчества в лирике  
Тема творчества в прозе  
Тема труда  
У Образ учителя  
Ф Фантастические элементы в произведениях  
Тема «футлярной» жизни  
Фольклорные элементы, приемы, жанры в творчестве писателей  
Фольклорные элементы, приемы, жанры в творчестве поэтов  
Х Образ Христа  
Ч Образ чиновника  

 


В литературе и искусстве существуют вечные темы и вечные образы. Добро и зло - эта одно из тех единств противоположностей, которые определяют и творчество, и человеческую жизнь. Одно без другого невозможно, мы не поняли бы суть добра, не познав зло, и зло уничтожило бы этот мир, если бы всегда ему не противостояло добро. Есть в нашей литературе и искусстве с библейских времен два образа, олицетворяющих эти понятия - Ангел и Демон. Именно они шагнули на страницы книг, являя собой все стороны и грани этих понятий. Так получилось, что они и ведут вечный спор за душу человека, и неизменно остаются героями литературных произведений.
ОБРАЗ АНГЕЛА
Ангел М.Ю.Лермонтова Ангел Е.С.Лескова Ангел Л.Андреева и А.Блока В.П. Астафьев
«Ангел» (1831) «Запечатлённый ангел» Рассказ Л.Андреева «Ангелочек» и стихотворение А.Блока «Сусальный ангел» Рассказ “Ангел-хранитель” из сборника “Последний поклон”
«Ангел» - самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Само стихотворение словно песнь ангела, оно мелодичное, его хочется слушать и внимать ему. Думается, образ ангела, воспетый в стихотворении, – это образ души Лермонтова, которая ищет воплощение его мечты и идеалов. Писателя в большей степени интересует не только создание иконы (запечатлённого ангела), сколько “ангел в душе человечьей”. В рассказе Л. Андреева “Ангелочек” и поэтическом отклике на него – стихотворении А. Блока “Сусальный ангел” символически звучит образ ангела. Оба произведения объединены центральным мотивом: человека над земной обыденностью возвышает мечта, порыв к возвышенному. Однако образа тающего ангела (воскового у Л. Андреева и сахарного у А. Блока) подчёркивает трагическую безысходность земного бытия. Определение, вынесенное в название рассказа, связано с образом бабушки. Рассуждая о её значении в своей жизни (автобиографичность повествования – центральная особенность сборника), писатель использует высокий, неземной образ, говоря о ведущей роли бабушки в формировании духовного облика ребёнка
ОБРАЗ ДЕМОНА
Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами
И.Гёте М.Ю.Лермонтов Демон А.С.Пушкина М.А.Булгаков
«Фауст» Стихотворение «Мой Демон» (1829) и поэма «Демон» «Демон» (1823) Роман «Мастер и Маргарита»
Мефистофель - фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности. В понимании Гете Мефистофель - дух отрицания, опровержения, в первую очередь стремящийся к тому, чтобы остановить поток жизни и не дать чему бы то ни было осуществиться. Активность Мефистофеля направлена вовсе не против Бога, а против Жизни.   Образ становится более зловещим и вытесняет ангела, разрушая до сих пор царившее равновесие. При столкновении с ним исчезают мораль, ценности меняются, теряют свою прелесть и значение: чистая любовь, молитва, восторг - смешны и почти нереальны. Так в мире начинает незаметно царить зло. Поэма «Демон» За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. М.Ю.Лермонтов сочувствует своему герою и в то же время осуждает его за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта. Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения». Пушкинское стихотворение «Демон» построено целиком в форме прошедшего времени, как рассказ о пережитом, уже не имеющем отношения к настоящему. Встреча с демоном у Пушкина - лишь эпизод в развитии внутреннего мира поэта, и самый образ демона выступает как бы сквозь дымку воспоминания, обрисованный сжато и только в духовном плане, без каких-либо внешних портретных примет и декоративных подробностей: ... Часы надежд и наслаждений Тоской внезапно осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд Воланд - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые. Воланд М.Булгакова совершает добро. Он спешит уравновесить чашку весов. По его мнению, если исчезнет добро, то и мир разрушится окончательно. Воланд один из всех духов решился появиться в Москве, и вынужден, споря с атеистами, доказывать, что бог существует, всеми доступными ему способами.

ТЕМА БУДУЩЕГО

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания, но только настоящий писатель может в сегодняшнем дне увидеть прообраз грядущего
А.С.Пушкин Гоголь А.П.Чехов Георгий Иванов В.В.Маяковский А.П.Платонов Е.И.Замятин
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» поэма “Мёртвые души” Пьеса «Вишневый сад» Стихотворение Вступление в поэму «Во весь голос». Повести «Котлован» и «Джан» Роман - антиутопия «Мы»
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. В этом стихотворении раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем. Автор призывает нас с оптимизмом смотреть в будущее В лирическом отступлении поэмы «Мёртвые души» сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет.   Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова. Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Сад — символ вечного обновления жизни Как пишет литературовед Л.Калюжная, «Георгий Иванов положил последний штрих на полотне той эпохи в искусстве, которую мы называем русской классикой, вписав на скрижали ХХ века строки поэтов прошлого, и, прорвав это полотно, устремился в будущее, но этого «будущего», может показаться, ни в чем не находил: От будущего я немного, Точнее, ничего не жду. Не верю в милосердье Бога! Не верю, что сгорю в аду.   Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции. Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявил о себе как искусство будущего. В поэме «Во весь голос». поэт обращается к читателям будущего, называя их «товарищи потомки». Здесь нет ни одного слова, относящегося к человеку реального времени, он разговаривает с нами «через хребты веков», «как живой с живыми говорит». Поэт снова твердит, что всё новое рано или поздно ворвётся в жизнь и будет существовать, что его «стих громаду лет прорвёт/ и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод,/ сработанный ещё рабами Рима». Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. А. Платонов мечтал и стремился только к одному: «Но не бойтесь, мы очистимся; мы ненавидим свое убожество, мы упорно идем из грязи. В этом наш смысл. Из нашего уродства вырастет душа мира». И в повестях «Котлован» и «Джан» он поднимал тему будущего. Андрей Платонов пытается донести до читателя мысль о том, что нет будущего у тех начинаний, где людей не объединяют обоюдные интересы, общие идеи и светлые надежды. В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, чтобы не предвещала современная писателю реальность.

ОБРАЗЫБУНТАРЕЙ

Слово бунтарь имеет несколько значений, одно из которых звучит так:неспокойный, всегда протестующий человек, призывающий к решительным действиям, к ломке старого. Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств.
М.Ю.Лермонтов А.Н.Островский К.Бальмонт М.Горький В.В.Высоцкий
Поэма «Мцыри» Драма «Гроза» Стихотворение «Пред картиной Греко» Роман «Фома Гордеев» лирика
Мцыри — романтический герой-бунтарь, герой-беглец. Его побег — это бунт. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Катерина – героиня, которая нашла в себе силы выразить протест против «тёмного царства». Она чужая в этом мире. Героиня вспоминает, что жила она у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку – в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. В стихотворении «Пред картиной Греко» Константин Бальмонт рисует образ героя-бунтаря. Поэт всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию: Сумрачный художник, ангел возмущенный, Неба захотел ты, в небо ты вступил, - И с высот низвергнут, Богом побежденный… Фома продолжает череду героев - бунтарей, но это самый яркий тип в произведениях Горького. Он вступает в схватку с ненавистным ему обществом в критический этап истории, когда каждый чувствовал на себе эти изменения. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Это самый простой человек, современник, но его духовные силы превышают возможности обычных людей. Он, например, смертен, но он в силах «постоять хоть немного на самом краю». Лирический герой Высоцкого простой, но совсем не «маленький» человек. Для него свойственно ощущение своей временности, даже кратковременности своего пребывания на Земле. Оттого ему так важно увидеть тех, кто придет за ним в жизнь. Жизнь — это эстафета, где финиш — горизонт. Мне судьба до последней черты, до креста... Отсюда неудовлетворенность и стремление все успеть: Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхожденье… В.С. Высоцкий создал образ мятежника-бунтаря. Говоря словами Лермонтова, «а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»

ТЕМА ВОЙНЫВ ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов М.Волошин Н.А.Некрасов Ю. Друнина Б.Окуджава А.Т.Твардовский В.С.Высоцкий
Стихотворение «Война» Стихотворение «Русская революция», поэма «Усобица» Стихотворение “Внимая ужасам войны...” лирика Стихотворение «До свидания, мальчики…» лирика Стихотворение «Он не вернулся из боя
Война для М.Ю.Лермонтова – это не проклятие, это сфера высочайшего проявления духовности личности. Уже 15-летним подростком Лермонтов слагает пламенный гимн войне: Зажглась, друзья мои, война;И развились знамена чести;Трубой заветною онаМанит в поля кровавой мести!«Пир мечей» для юного поэта – славный пир, когда проявляется доблесть, когда можно прославить своё имя… Все войны страшны, но самая страшная – это гражданская, когда брат идёт на брата, отец – на сына… Всё обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. Во имя грозного законаБратоубийственной войны,И воспалённы, и красны,Пылают гневные знамёна. И человек стал врагом другого человека, ушло из сердца милосердие: Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад Застигли нас посереди дороги: Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек один другому — дьявол. Кровь — спайкой душ, борьба за жизнь — законом И долгом — месть. «Усобица».) Стихотворение, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, остается актуальным и сегодня. Увы, войны не прекращаются на земле, они становятся только страшнее и безжалостнее. В первых строках мы слышим бескомпромиссное отношение поэта к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать: Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя... Стихотворение небольшое, но оно проникнуто болью поэта, который видит и понимает всё, который боль матерей, потерявших своих сыновей, чувствует как свою: Одни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы –То слезы бедных матерей!Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве... Стихотворение, написанное от первого лица, является обращением к читателям как к близким и родным людям, которые разделяют точку зрения поэта. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год. Так сказала о себе в 1942 году Юлия Друнина. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась… В другом своем стихотворении она пишет: Я родом не из детства – Из войны. И потому, наверное, Дороже, чем ты Ценю и счастье тишины, И каждый новый день, Что мною прожит. Мы понимаем, что это выстраданные строки. Мотив ухода из детства в ужас войны отличает стихи поэтессы от стихов других авторов. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Используя такой излюбленное художественное средство, как олицетворение, поэт рисует войну как нечто живое, начиная стихотворение с обращения к ней и давая ей человеческую характеристику: «подлая». Стих, построенный на антитезах (смерть – красота, война – детство) приобретает особое звучание. Стихотворение наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, ондаёт им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт: … постарайтесь вернуться назад. Говоря о стихотворениях о войне, нельзя не вспомнить А.Т.Твардовского. Вдумайтесь в смысл его строчек: Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. В них – боль утраты, страх и ужас, величие подвига во имя Родины… В другом его стихотворении «Я убит подо Ржевом…» звучит единство живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, всё, что свершилось потом, после него. Мы слышим робкую надежду на то, что “исполнится слово клятвы святой”, настанет долгожданный День Победы. Стихи Высоцкого о войне - это, прежде всего, стихи о настоящих людях. Людях из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие люди не подведут. На мой взгляд, стихотворение "Он не вернулся из боя" – одно из главных в творчестве Высоцкого: То, что пусто теперь, - не про то разговор, Вдруг заметил я: нас было двое… Для меня словно ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.    

ТЕМА ВОЙНЫВ ПРОЗЕ

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война “разъела” душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жён и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.
Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой Ю.Бондарев М.А.Шолохов
Роман-эпопея «Война и мир» «Севастопольские рассказы» Роман «Горячий снег» Роман-эпопея «Тихий Дон»
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника. Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя. Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала В произведении отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон». Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. В их светлый мир врывается война. Она приходит в их дом тогда, когда забирают на фронт у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны двух их сыновей – Петра и Григория. Вскоре германская война сменяется гражданской. И поселяется в доме Мелеховых страх потерять сыновей, мужей, братьев, ведь для Пантелея Прокофьевича и Ильиничны Петр и Григорий – сыновья, для Дуняшки – братья, для Дарьи и Натальи – мужья. Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… За общий стол садились не так как прежде – единой и дружной семьей, а как случайно собравшиеся вместе люди. Война была всему этому причиной – Пантелей Прокофьевич это отлично понимал»

ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫв РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Включение в ткань художественного произведения вставных новелл — традиционный литературный прием. Такие сюжеты призваны оттенить основную тему.
Вводный (вставной) эпизод и вводное произведение — внесюжетный элемент композиции литературного произведения, имеющий самостоятельную жанровую завершенность и собственный сюжет, но являющийся частью более крупного произведения; например, сказка Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина.
новелла — (итал. novella новость) эпический жанр, разновидность небольшого по объему рассказа. Чаще всего в новелле изображаются один два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом
Вставная новелла — самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включенный в роман, повесть или поэму. Роль вставной новеллы часто играет рассказ персонажа, история найденного документа, историческое событие и т. П. Обычно встречается в прозе («Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души», сон Обломова в романе «Обломов», рассказы деда Щукаря в романе «Поднятая целина»). Пример вставной новеллы в поэзии — рассказ старого цыгана об Овидии в поэме Пушкина «Цыганы».
Автор Произведение Вставная новелла Роль
Александр Сергеевич Пушкин   Роман «Евгений Онегин» Глава 3, строфаXXXIX: «Песнь девушек» Рассказ о Татьяне, спешащей на свидание с Онегиным, прерывается «Песней девушек». Это единственное в романе вставное произведение, «разрушающее» размеренный ритм чередования «онегинских» строф. Песня поется «по наказу». Это, как подчеркивает повествователь, «затея сельской остроты», «чтоб барской ягоды тайком / Уста лукавые не ели». Невольной слушательницей задорной «песенки заветной», поющейся крепостными девушками, становится Татьяна. «С небреженьем / Внимая звонкий голос их», Татьяна прислушивается к себе, занята своими чувствами, ждет, «чтоб трепет сердца в ней затих / Чтобы прошло ланит пыланье». «Песня девушек» — шутливая ремарка к психологическому портрету трепещущей Татьяны и к сцене объяснения героев, «подсмотренной» автором (последние строки песни: Не ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать Игры наши девичьи.
Роман «Капитанская дочка» Калмыцкая сказка об орле и вороне прямая аллегория позволяет читателю понять жизненную философию бунтаря. Отождествляя себя с орлом, вольной птицей, мужицкий царь предпочитает «раз напиться живой кровью», «а там – что Бог даст!» Такая позиция отражает авантюрный склад характера Пугачёва, его удалую и смелую натуру.
Николай Васильевич Гоголь Поэма «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине» Размышления чиновников, собравшихся у полицеймейстера с целью выяснить, кто же такой Чичиков, были неожиданно прерваны возгласом почтмейстера: «— Это, господа, судырь мой, не кто другой, как капитан Копейкин!». Внимание собравшихся сразу же переключается на выяснение вопроса, кто же такой капитан Копейкин (а, следовательно, и Чичиков). Почтмейстер, заинтриговав слушателей, рассказывает «презанимательную для писателя в некотором роде целую поэму». Текст «Повести о капитане Копейкине» содержит, по существу, только предысторию «благородного разбойника» и обрывается на самом интересном месте: рассказчик сообщает о том, что через два месяца после исчезновения капитана Копейкина «появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой...». Тут выясняется ошибка почтмейстера: он, по мнению чиновников, «хватил уж слишком далеко», ведь Чичиков не похож на безрукого и безногого героя рассказанной им истории.
Н.А.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Легенда «О двух великих грешниках» Жестокий крепостник пан Глуховский похваляется своей лютостью: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю! Однако раскаявшемуся разбойнику Кудеяру прощаются все преступления, когда он убивает палача Глуховского. Так оценивает автор истинную праведность и греховность.
Федор Михайлович Достоевский Роман «Преступление и наказание» Сны Раскольникова Сны Раскольникова напоминают вставные новеллы. Сновидения Раскольникова «заражают» сюжет. Умирающая Катерина Ивановна кричит: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!» — как будто ей, а не Раскольникову снился сон о забитой лошади. Или маляр Миколка является в полицию с повинной, сам себя оговаривает; он не убивал процентщицы, но в сновидении героя другой Миколка убил лошадь. Случайно ли совпадение имён? Думается, между двумя Миколками существует тайное символическое тождество, и самообвинение маляра — это художественный результат сна о забитой лошади. Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. У героя в сознании стирается грань между поступками и действиями ― наступает бред. Сны Раскольникова ― это его диалог с совестью. Первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства. Эти «сновидения-новеллы» производят нравственный перелом в душе героя.
М.Горький   Рассказ «Старуха Изергиль» Легенды о Данко и Ларре В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» легенды о Ларре и Данко в символической форме представляют два противоположных отношения к людям: эгоцентризм Ларры и героический индивидуализм Данко. Именно эти вставные произведения особенно важны для понимания смысла рассказа.
Пьеса «На дне» Притча о «праведной земле», рассказанная Лукой Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Лука как бы подготавливает своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел, может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал так же трагичен, как и в притче о «праведной земле».
Самостоятельные конструкции, включённые в ткань повествования и, на первый взгляд, не связанные с основной сюжетной линией, получают важнейшее идейно-художественное значение в контексте всего произведения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: