Беседа первая. О злых страстях вообще................................. 3




Духовное

ВРАЧЕВСТВО

в вопросах и ответах

от священного писания

и от писаний святых отцов

для пользы обуреваемых страстями


По благословению

епископа ВЛАДИМИРА,

наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры


Очистим себе от всякия скверны плоти и духа

(2 Кор. 7, 1)

Беседа первая

О злых страстях вообще

Вопрос. Для чего Всевышний Творец благоволил создать человека, подверженного злым страстям?

Ответ. Но человек был создан свободным от злых страстей: сотвори Бог человека правого (Екк. 7, 30).

Вопрос. Отчего же он подвергся злым страстям?

Ответ. Оттого что не сохранил себя в первозданном со­стоянии.

Вопрос. А какое же это было состояние?

Ответ. Состояние совершенной святости и блаженства.

Вопрос. Скажи мне о том пространнее.

Ответ. Человек сотворен был по образу Божию и по подобию: одарен премудростью, святостью, свободной во­лей, безстрастием и безсмертием души и тела, господством над животными и над природой. Местом же пребывания своего имел он богонасажденный рай, где от древа жизни вкушал безсмертие и от всех райских древес наслаждался плодами. Но после лишился сего.

Вопрос. Каким образом?

Ответ. Обольщенный диаволом в образе змия, человек пожелал сделаться равным Богу, вкусил от запрещенного

 


древа — древа познания добра и зла — и преслушанием своим прогневал своего Создателя.

Вопрос. Что за сим последовало?

Ответ. Увы! Плачевное состояние! Человек, яко пре­ступник, изгнан из рая сладости и отчужден от древа жизни. Земля, проклятая в делах рук его, стала родить ему волчцы и терние. Херувим же пламенным своим оружием заградил даже путь к богонасажденному раю.

Вопрос. Что постигло тело человека?

Ответ. Тяжкие труды, различные болезни и, наконец, смерть.

Вопрос. А душу?

Ответ. Помрачение разума и развращение воли.

Вопрос. Отчего так?

Ответ. От возмущения злых страстей, коим душа его стала подвержена по преступлении.

Вопрос. Что такое страсти?

Ответ. Страстями называются те злые склонности сердца человеческого, кои влекут его к деланию того, что противно и здравому разуму, и чистой совести, и Закону Бо-жию.

Вопрос. Как иначе называются страсти?

Ответ. Болезни, страдания, язвы, раны, терние и про­чее.

Вопрос. Отчего такие названия?

Ответ. От подобия и сходства, какое обнаруживается между страстями душевными и болезнями телесными. У кого болит нога, тот, хотя и желает, но не может ходить не хромая. Равным образом и душа, когда имеет свою рану (страсть), изнемогает от болезни, и оттого человек, хотя и желает, но не может ходить в Законе Божием непорочно; но, сам в себе сокрушаясь, говорит: «Как невыразимы мои стра-

* Волчцы и терние (ц-сл.) - общие названия сорных колючих растений.


дания! Увы!». Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, ко­торого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Вопрос. А почему называют страсти тернием?

Ответ. Потому что как терние препятствует прозябе-нию доброго семени, так и страсти не дают возникнуть про-зябению добродетелей.

Вопрос. Всякий ли человек подвержен таковым страстям?

Ответ. «Якоже бо от единаго Адама род человеческий на земли умножися, так единаковая злая в страстех развра­щенность во весь род человеческий вселися», — говорит Ма-карий Великий. А святой апостол вещает: единем человеком грех в мир вниде... и прочее (Рим. 5, 12).

Вопрос. Что такое грех?

Ответ. Грех есть преступление Закона Божия мыслью, желанием, чувствами, словом и делом. Ко греху склоняют нас страсти.

Вопрос. Разве страсти бывают причиной греха?

Ответ. Но каждый искушается, увлекаясь и обольща­ясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 14).

Вопрос. Отчего в нас рождается это греховное тер­ние?

Ответ. От худого воспитания. От своего нерадения. От примера преданных страстям людей. От плоти, воюющей на Дух. От искусителя диавола, прельстившего Адама и дерз­нувшего искушать Самого Сына Божия.

Вопрос. Каким образом диавол нас искушает?

Ответ. Он воюет против нас нашим же собственным оружием, а именно: посредством внешних предметов уязв­ляет наши чувства и посредством внутренних похотей

* Прозябение (ц-сл.) - произрастание.


воспламеняет огнем страстей наши сердца. И как Далида связывала Самсона пленицами влас главы его, так диавол пленицами страстей наших нас связует. Однако ж силою на злое никто не привлекает; так что в нашей состоит воле: принять искушение или не принять.

Вопрос. Что надо делать, чтобы не подпасть иску­шению?

Ответ. Трезвись и бодрствуй всегда умом твоим, и при-логи лукавого, т. е. злые помыслы словом Божиим и молит­вою отражай в самом их начале; сердце же свое от порочных желаний всеми силами души своей храни по заповеди апо­стола: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диа­вол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою... (1 Петр. 5, 8-9).

Вопрос. Для чего Бог попускает диаволу искушать нас нашими страстями?

Ответ. Святой Максим пять причин тому полагает: 1. Да борими и противуборющеся в рассуждение добродетели и злобы прийдем. 2. Да борением и трудом добродетель стя-жавше, известну сию и неотпадну возымемы. 3. Да преспе-вающе в добродетели, не высокомудрствуем, но навыкнем смиренномудрствовати. 4. Да искусившеся злобою, совер­шенною ненавистию оную возненавидим. 5. Да безстрастны сотворшеся, не забудем своея немощи, ниже силы помогше­го Бога.

Вопрос. Не имеет ли к страстям склонности и соб­ственное сердце наше?

Ответ. Оно весьма склонно, потому что помышление сердца человеческогозло от юности его (Быт. 8, 21).

Вопрос. До какой степени люди побеждаются иногда своими страстями?

* Пленица (ц-сл.) - косма, то-есть кудри, кудрявые волосы.


Ответ. До такой, что многие люди страсти сии обого­творяют. Язычники, обоготворяя страсти, похоть студную нарекли Венерой, ярость — Марсом, пьянство — Бахусом... Есть и такие люди, у которых, по выражению апостола, и чрево богом бывает (Флп. 3, 19), и сребролюбие — идолослу-жением (1Тим. 6, 10).

Вопрос, Кому подобен работающий злым страс­тям?

Ответ. Безсловесным животным: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13).

Вопрос. В таком состоянии приятен ли человек Богу?

Ответ. Нет! Не вечно Духу Моему быть пренебрегав-мым человеками (сими), потому что они плоть, — рек Бог о развращенных, живших прежде потопа (Быт. 6, 3).

Вопрос. А людям?

Ответ. И добродетельные люди отвращаются предан­ных злым страстям, как скоро видят, что нет надежды к их исправлению.

Вопрос. Какой вред происходит от людей, подвер­женных злым страстям?

Ответ. Как зараженные моровой язвой губят себя и других, так и зараженные страстями своими себе и ближним наносят вред.

Вопрос. Чем такие люди сами себе вредят?

Ответ. 1. Лишаются благодати Божией, света и силы, необходимых к соблюдению Закона Господня и вообще к деланию добрых дел.

2. Впадают в безбожие, в ереси, во многие пороки и без­закония.

3. Навлекают на себя мщение Божие.

4. Лишаются временных благ.


5. Впадают в многоразличные скорби и болезни.

6. Умирают лютой безвременной смертью.

7. И, наконец, в радость праведных не внидут, но с нече­-
стивыми осудятся на вечные муки, уготованные диаволу и
ангелам его.

Вопрос. А чем вредят они своим близким?

Ответ. Иных озлобляют, гонят и убивают, а иных рас­тленным житием своим и злыми советами развращают. Но блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1).

Вопрос. Чем остановить столь душевредное уго-ждение злым страстям?

Ответ. «Уклонися от зла и сотвори благо, сиречь бори-ся со врагом (злым духом), да умалиши страсти. Потом трез­вися, да не возрастают. И паки борися, да стяжеши доброде­тели. Посем же трезвися, да оные сохраниши. И сие есть, еже делати и хранити», - говорит св. Максим.

Вопрос. Для чего это надобно?

Ответ. Поелику ты человек, то неприлично жить проти-ву словесного естества своего, безсловесно. Поелику же раб Христов, то непристойно быть рабом безчестных страстей.

Вопрос. Разве не можно отчасти угождать Богу и отчасти — своим страстям?

Ответ. Нет! Яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8, 34). Никтоже может двема господинома работати... Не может Богу работами и мамоне (Мф. 6, 24). Сущий же во плоти растленною жизнию, Богу угодити не могут (Рим. 8, 8).

Вопрос. Всякий ли человек должен побеждать греховные свои страсти?

Ответ. Должен всяк: 1. Потому, что Небесный Творец для того единственно и создал всех нас, да живем безстрастно: того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде у готова Бог, да в них ходим (Еф. 2, 10).

— 8 —


2. Потому, что падших нас не оставил погибнуть до кон­ца, но дал нам в руководство безстрастию закон Свой: запо­ведь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9).

3. Потому, что к житию добродетельному возбуждает нас через пророков, из коих один взывает: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15).

4. Потому, что напоследок дней благоволил ниспослати нам Единородного Сына Своего, да из тьмы и сени смерт-ныя плененныя страстьми изведет во отраду безстрастия (Лк. 4, 18).

5. Потому, что Сын Божий за грехи наши от беззаконных был мучен и на Кресте поносную претерпел смерть, да осво­бодит нас грешных от мучительства страстей (Тит. 2,14).

6. Потому, что все мы при святом Крещении отреклись сатаны и всех дел его, а сочетались Христу, требующему жи­тия добродетельного. При пострижении же во иночество паки даем обеты к житию безстрастному.

7. И, наконец, потому, что пространные врата и широ­кий путь вводят нас в пагубу, а узкие врата и тесный путь — в жизнь вечную (Мф. 7, 13).

Вопрос. Чем же можно обуздывать стремление злых страстей?

Ответ. Страхом Божиим, который рождается:

1. От размышления о вездесущии и правосудии Бога, многих во гневе Своем каравшего и многих карающего са­мим действием страстей их.

2. От воспоминания о смерти и ожидания суда Христова и Небесного Царствия или вечных во аде мук. Как говорит св. Максим: «Воздерживаемся от страстей или страха ради человеческого, или страха ради Судного, или будущего ради мздовоздаяния, или любви ради Божией, или совести ради биющей».


Вопрос, Что в подвиге против страстей всего бо­лее потребно?

Ответ. Присутствие благодати Божией, да вразумляет и укрепляет нас в духовном этом подвиге. Ибо человек сво­ею силой ничего доброго сотворить не может Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти (Флп. 2, 13). Благодать же приобретается смирением и непрестанной мо­литвой. При благодати Божией нужны также старание и труды.

Вопрос: Как вообще надо вести себя, чтобы очи­ститься от страстей при помощи благодати?

Ответ. 1. Имея в сердце своем страх Божий, трезвись и бодрствуй всегда умом твоим, да вразумляемый и укрепляе­мый благодатию и вооруженный молитвой, удобнее мо­жешь поражать мечом слова Божия злые помыслы, влагае­мые духом злобы, в самом их начале. От трезвения ума силы страстей видимо ослабевают и злые помыслы, яко дым ис­чезают. 2. Убегая праздности, всегда занимайся благосло­венными трудами и чтением слова Божия, и писаний свя­тоотеческих, а особливо тех, которые научают подвигу про­тив страстей. 3. Имей духовного наставника, словом и делом вразумить могущего, каким образом против которой воору­жаться страсти и чем которую побеждать. Чистосердечно и почасту открывай все свои помышления и сердечные поже­лания, дабы он мог тебя вразумлять и утверждать в духов­ном твоем подвиге, ибо те, имже несть управления, пада­ют, ока листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14). При искусном наставнике боримый страстя­ми никогда не следуй своей воле и разуму, да не падешь увлеченный самочинием: но последуй наставлению, после­дуй воле и разуму своего наставника. 4. От безстрашных и развращенных удаляйся, да не навыкнешь с ними угождать порочным страстям своим. Также удаляйся и от тех вещей,


случаев и причин, которые возбуждают в тебе страсти. 5. Если побежден будешь какой-либо страстью, не медли ополчиться и восстать на нее взаимно, ибо легче исторг­нуть молодое растение, нежели с корнем вырвать застаре­лый терн. «Якоже новая, еще теплая рана скоро исцеляет­ся, так чрез долгое время пренебреженные в душе нашей язвы (страсти) противное тому являют, хотя их и лечить станут» (св. Иоанн Лествичник). 6. Хотя и многократно случится тебе от действия страстей преткнуться, не рас­слабляй себя отчаянием, но, восстав тотчас же от падения, опять мужественно против них ополчайся, призывая в по­мощь Всесильного Бога и умоляя к ходатайству о себе тех святых, кои бывше некогда подобострастны нам, теми же страстьми обладаемы были.

Вопрос. Можно ли вдруг избавиться от страстей?

Ответ. Нет! Не все страсти да бореши вдруг, яко да не уклонивыйся вспять обратишися, и не управлен обрящеши-ся во Царствие Небесное, но к единой коейждо борися от страстей.

Вопрос. Какая тому причина?

Ответ. Нередко бывает, что человек в начале своего по­двига, желая победить страсти свои вдруг, но видя их, как волны одну за другой восстающие и во глубину зол его по­гружающие, смущается, приходит в недоумение, сокрушает­ся, расслабевает, а потом и вовсе отчаивается. И для того не против всех вдруг, но сперва против той ополчайся страсти, которая всех более тебя побеждает. Гнев ли нарушает вну­тренний твой покой — преодолевай его. Плотская ли страсть более борет тебя — все силы и средства употребляй, чтобы погасить пламень студной похоти. И когда Бог поможет уцеломудриться, не дремли, но и другие страсти с помощью Божией покоряй разуму.

Вопрос. Как узнается присутствие страсти?


Ответ. Посредством помыслов. «Якоже бо ум алчущего мечтает о хлебе, а жаждущего о воде, тако и чревообъястно-го — о различных брашнах и питиях, и сластолюбивого — о лицах женских, и тщеславного - о почестях, яже от человек, и сребролюбивого — о приобретениях, и памятозлобного — об отмщении опечалившему, и завидливого — об озлобле­нии завидимых. От страстей бо смущается ум, приемлет страстные помышления», — говорит св. Максим.

Вопрос. Нет ли в нас страстей, сокрытых иногда от нас самих?

Ответ. Многие страсти в душах наших сокрыты. Еже­ли нет вещей или причин, возбуждающих страсти, то они действия своего не оказывают... Когда же будут рядом вещи или возникнут причины, тогда и страсти действие свое окажут.

Вопрос. Какие же причины страстей?

Ответ. Сладкие снеди, разных родов напитки, красивые лицом женщины, большие деньги, имения, честь, слава и пр.

Вопрос. Какой признак того, люблю ли я страсть или нет?

Ответ. «Знамение есть: яко волею кто действует страсть, — егда обличаем или исправляем, о той смущает­ся. А еже без смущения сносити, еже о ней обличение и исправление, — знамение есть, яко неволею побеждается страстью или неведением падает», — говорит св. Дорофей. «Ненавидяй страсти, отьемлет их вины (т. е. причины, — прим. ред.); в винах же (здесь — в пороках. — прим, ред.) пребываяй — и нехотя ратуем (осаждаем. — прим. ред.) бывает», — рек св. Марк Подвижник.

Вопрос. Что еще надобно знать для обуздания злых страстей?

Ответ. Надобно знать те главные страсти, от коих все по­роки и беззакония, яко от злых корней злые ветви, прозябают.

— 12 —


Вопрос. Сколько главных страстей?

Ответ. Восемь: чревоугодие, блудодеяние, сребролю­бие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Вопрос. Из восьми которые суть коренные?

Ответ. Чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, ибо от сих трех и прочие пять рождаются.

Вопрос. А сии три от чего?

Ответ. От самолюбия. «Внемли себя от матери злых самолюбия, еже есть телесных безсловесное любление. От сего бо рождаются первые страстные три помысла: чревобе-сия, сребролюбия и тщеславия, от них же рождается всяк злых собор», — утверждает св. Максим.

Вопрос. Не нужно ли мне знать подробно о каж­дой из сих страстей?

Ответ. Весьма нужно. Начнём беседу о самолюбии.

Беседа вторая

О самолюбии

Вопрос. Что такое самолюбие?

Ответ. Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя; и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая толь­ко свою собственную пользу и выгоды, то это самое и есть порочное самолюбие.

Вопрос. Но как себя не любить?

Ответ. Всякому человеку сродно любить себя, но ис­тинный христианин должен любить себя непорочно.

Вопрос. Как понимать эту непорочность?

Ответ. Люби себя без нарушения любви к Богу и ближ­нему так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе.

—13 —


Вопрос. Что надобно воздавать Богу?

Ответ. Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его.

Вопрос. Что воздавать ближнему?

Ответ. Всякому человеку желай и твори добро чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 46). Никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит (Рим. 13,10). О плодах же любви христианской написано и в первом Послании к Коринфянам (гл. 13).

Вопрос. Что воздавать самому себе?

Ответ. «Аще хощеши быть праведен, — говорит св. Максим, — отдавай коейждо еже в тебе частей, яже по до­стоянию души и тела. По мысленной убо части души прочи-тания, и зрения духовная, и молитву. Яростней же, любовь духовную, ненависти противолежащую. Похотей же, цело­мудрие и воздержание. Плотской же — пищу и одеяние, ток­мо нужнейшая».

Вопрос. Что можно сказать о душевном состоянии самолюбием побежденного?

Ответ. Сожаления достоин и несчастен тот, кто побе­жден самолюбием. Несмотря на свое христианство, он есть идолопоклонник, раболепно служащий своим страстям. Он враг Креста Христова и нарушитель святого Евангелия. Ибо, забыв Бога и не имея в виду святого Закона Его, о своем спа­сении не печется, но делает все то, что приятно чувствам и растленной воле его. Он больше сластолюбец, нежели бого-любец. Роскошь, объядение и пьянство суть его утешение. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, немилосерд, гневлив, памятозлобен, завистлив и столь привержен ко временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в пе­чаль несносную и самую безутешную. В духовных подвигах

— 14 —


он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения сла-вы от человеков. Его сердце исполнено гордости и тщесла­вия. Да избавит Господь от зла сего всякого человека!

Вопрос. От чего разрастается столь постыдное самолюбие?

Ответ. От худого воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского попущения.

Вопрос. Чем оно укрепляется более всего?

Ответ. В неверных — безверием, а в нас верных — нера­дением. Ибо нерадивый, понемногу снисходя своим склонностям, приходит, наконец, в крайнее самолюбие.

Вопрос. Какой вред бывает от самолюбия?

Ответ. Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввер­гает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные на­казания. А если таковой человек не исправится, то не избе­жит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.

Вопрос. Чем вообще опасно самолюбие?

Ответ. Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет.

Вопрос. Что производит самолюбие в богатом?

Ответ. Прежде всего злоупотребление богатством, ко­торое он в таком случае безотчетно расточает на роскошь. Или самолюбие становится причиной скупости и немило­сердия к ближним.

Вопрос. А в бедном?

Ответ. Зависть, роптание, обман, татьбу, убийства и другое зло сему подобное.

Вопрос. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу?

— 15 —


Ответ. Нет! Вот слова Спасителя нашего: аще кто хо- щет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... (Мф. 16, 24) и ...любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея, в мире сем в живот вечный сохранит ю (Ин. 12, 25). Ибо самолюбие препятству­ет угождать Богу: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Итак, не будь самолюбив, и будешь боголюбив; не будь самоугодник, и будешь братолюбив.

Вопрос. Можно ли победить самолюбие?

Ответ. Можно. Имей благое произволение к самоот­вержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестан­но и усердно проси у Него помощи. Не дружи с самолюбца­ми, отвращайся всякой греховной страсти и питай к ней со­вершенную ненависть. Одолеваемый страстью воле и разуму своему не следуй, но держись воли Божией и воли духовного твоего руководителя. Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склонностями сердца, не давай себе послабле­ния сотворить чего-либо, даже и малейшего, по самолюбию. «От презрения бо малых согрешений в великая злая чело­век приходит», — так говорит св. Дорофей.

Вопрос. Что делать, если нет произволения к само­отвержению?

Ответ. Тогда несклонное и страстное сердце свое возбу­ждай к тому насильно страхом Божиим, воспоминая Божие правосудие, наказующее за беззакония, а также неминуе- мую смерть свою, Страшный суд Христов, вечные муки и Царствие Небесное.

Вопрос. Что следует за победою над самолюбием?

Ответ. Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближни­ми, обогащается дарованиями свыше, наслаждается миром ангельским и таким образом достигает горнего Сиона.

— 16 —


Вопрос. Узнав, коль пагубно самолюбие и коль полезно самоотвержение, я ныне же начну бороть­ся с самолюбием, отвергая страсти греховные и по­коряя волю свою воле Божией. Но при этом я желал бы знать, как мне поступить и в преодолении своего чревоугодия?

Ответ. О чревоугодии будет следующая беседа.

Беседа третья

О чревоугодии

Вопрос. Что такое чревоугодие?

Ответ. Пристрастное и раболепное угождение браш-ном, и питием своему чреву как некоему богу.

Вопрос. Как эту страсть разделяют?

Ответ. На пресыщение, лакомство и пьянство. Пресы­щение есть чрезмерное отягощение своего чрева и часто без разбора относительно качества брашен. Лакомство есть при­страстное употребление сладких снедей без пресыщения, по одному только сластолюбию. Пьянство же есть неумеренное употребление вина и других хмельных напитков.

Вопрос. Которые из сих пороков особенно для нас вредны?

Ответ. Объядение и пьянство. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша обтьядением и пиянством... — говорит нам, предостерегая от них, Господь наш Иисус Христос (Лк. 21, 34).

Вопрос. Какой именно вред заключается в пьян­стве?

Ответ. Пьянство вредит душе, помрачая ум злыми по­мыслами и растлевая сердце студными похотениями. Вредит и телу, наводя болезни, притупляя все чувства, а особливо

— 17 —


ослабляя зрение. От пьянства многие лишаются богатства, чести и прочих благ, а другие и жизни своей, умирая безвре­менно и безстыдно. От пьянства бывают ссоры, брани, убий­ства, татьба и всякое другое зло. И, наконец, что всего ужас­нее, — потеря Царствия Небесного; ибо сказано, что... пияни-цы... Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Вопрос. Христианину можно ли пить вино?

Ответ. Малое благоразумное употребление вина во славу Божию никому не запрещается, а особливо, если это надобно для подкрепления здравия. Святой апостол Павел к Тимофею, ученику своему, пишет: ...себе чиста соблюдай. Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха* ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 22 - 23).

Вопрос. А позволительно ли тут излишество?

Ответ. Нет, сказано: ...не упивайтеся вином, в немже есть блуд... (Еф. 5, 18) ...да не...отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34).

Вопрос. Что же мне делать?

Ответ. Уклонися от зла и сотвори благо. Убегай пьян­ства, а люби всегда трезвость и воздержание ...добро не ясти мяс, ниже пити вина (Рим. 14, 21) ...не упивайтеся вином... но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пеших и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18 -19).

Вопрос. Как можно избегнуть пьянства?

Ответ. Не делай к тому привычки, отвращайся вино-пийц, не внимай совету их. А если кто привык к пьянству, то немедленно отстань, как от пагубной заразы, да не сведет душу безвременно во ад.

Вопрос. В какой степени можно употреблять вино монаху?

* Стомах (греч.) — желудок.

— 18 —


Ответ. Монаху всего более должно убегать пьянства. Ибо постническая жизнь во всем требует трезвости и воз­держания. Однако от святых отцов позволено и подвижни­кам употреблять мало вина, но вина лозного, водою раство­ренного, и притом, по уставу церковному, только в праздничные дни.

Вопрос. Как о сем рассуждают строжайшие из отцов?

Ответ. Они вовсе возбраняют употребление вина. Прп. Феодор Едесский говорит иноку: «Вину убо веселити сердце человеку писано есть: ты же плакати и рыдати обещався; та-коваго уклонися веселия, и возвеселишися даровании ду­ховными. Веселяся же вином, со страстными поживеши по­мыслы, и во многи впадеши скорби». Прп. же Пимен рек: «Яко вина отнюдь не подобает иноку пити, паче же юному». Согласно сему и св. Марк Подвижник в послании к Николаю иноку пишет: «Особенно же причащения вина ниже да обо­няет юность, да не сугубым жаром являющимся во внутрен­нем действе страсти, и от вне винопитием обливаем, им же сласть плотская паче возгорается, духовну сладость боже-ственнаго умиления от нея отженет, и слияние и нечувствие в сердце сотворит. Но желания ради духовнаго и воды в сы­тость юношество да не приемлет; зело бо и содействию це­ломудрия помоществует скудость воды». Итак, желающий трезвости умной, чистоты сердечной и соединения с Богом должен воздерживаться как от вина, так и от всего, что мо­жет служить препятствием в этом добром и истинно христи­анском его начинании... подвизаяйся от всех воздержит­ся... (1 Кор. 9, 25).

Вопрос. Это польза трезвости, а какой от пресы­щения проистекает вред?

Ответ. Очень многоразличный. Пресыщение вредит и душе, и телу.

— 19 —


Вопрос. Как оно вредит телу?

Ответ. Оно производит в теле разные болезни, а часто и до смерти. Не пресыщайся во всяцей сладости, — говорит Иисус, сын Сирахов, - и не разливайся на (различие) браш­на, ибо во мнозех брашнах недуг будет, и пресыщение при-ближит даже до холеры... (Сир. 37, 32 -33) ...труд бдения и холера и чревоболение с мужем ненасытным (Сир. 31, 23). Сверх того, пресыщением... мнози умроша... (Сир. 37, 34).

Вопрос. Как пресыщение вредит душе?

Ответ. Чреву, брашном отягощенну, и душа купно отя­гощается, трезвость умную теряет, в духовных подвигах ослабевает и, о горе! в ров плотского любострастия, во мно­гие страсти, пороки и беззакония впадает. «Подобно как вода, на многие потоки разлившися, по естеству своему производит то, что всякое место, вкруг тех потоков лежащее, процветает; тако и страсть чревонеистовства, аще разлиется в твоем сердце, то вся твоя чувства напоивши и целую рощу зол в тебе насадивши, душу твою зверем жилище сотворит» (свт. Василий Великий).

Вопрос. Каково вообще состояние чревоугодника?

Ответ. Кто раб чрева, тот всегда мыслит, как бы уго­дить чреву своему: ...имже бо кто побежден бывает, сему и работен естъ (2 Петр. 2, 19). Любимое брашно и питие меч­тается ему и во сне. При виде желанной снеди или пития он изъявляет радость. Если же их не получит или будет лишен, то сетует, скорбит, смущается, ропщет, гневается и прочее оказывает малодушие. Неприятные снеди хулит. Тайноядению и другим порокам бывает подвержен.

Вопрос. Можно ли от этого избавиться?

Ответ. «Видех, — говорит свт. Василий Великий, — многих страстьми прежде облагаемых, но потом здравие по­лучивших; ни единаго же видех из всех тайноядцев, или чревоненасытных, исправившагося; но вси таковии или от

— 20 —


воздержнаго жития вовсе отторгшеся, в мире развратилися, или между воздержными скрыти себе покушаяся, к диаволу сладострастием прилепилися».

Вопрос. Отчего сие происходит?

Ответ. От крайнего самолюбия, помрачившего ум и волю развратившего.

Вопрос. Не потому ли страсть чревоугодия за самолюбием первою полагается?

Ответ. Так точно! «Глава и источник всех страстей есть пресыщение чрева. Начало языков — Амалик; начало же страстей — чревобесие», — утверждает св. Иоанн Лест­вичник.

Вопрос. Какой первый плод пресыщения?

Ответ. «Пресыщение есть отец блудодеяния. Многие дрова умножают пламень; множество же брашен возжигает похоти» (св. Иоанн Лествичник).

Вопрос. Что еще происходит от пресыщения?

Ответ. От лица этой страсти некто говорит так: «Пер­вородный мой сын есть блуд, а от него родившееся жестоко­сердие есть второй мой сын, третий — излишний сон, а от­сюда проистекает море нечистых помыслов, восстают волны скверных вожделений, и, наконец, смрадная неведомых и неизреченных мерзостей бездна от меня происходит. Дще­ри мои суть: леность, многоглаголание, дерзость, смехо-творство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувственность и плен духа, непомерное хва­стовство, человекоугодие, за коим следует нечистыми по­мыслами сопровождаемая молитва, и возмущение мыслей, а часто внезапные и неожидаемые случаи, к коим присово­купляется отчаяние — всех пороков мерзостнейшее» (св. Иоанн Лествичник).

Вопрос. Что же делать, когда столь вредно пресы­щение?

— 21 —


Ответ. Не пресыщайся во всяцей сладости и не разли­вайся на брашна (Сир. 37, 32). Яждь яко человек предлежа­щее ти и не пресыщайся, да не возненавиден будеши. Пре-стани первый ради наказания и не пресыщайся, да не пре-ткнешися... Коль довольно человеку наказанному малое... Сон здравый от чрева умеренна: воста заутра, и душа его с ним (Сир. 31, 18-19, 21-22). Итак, не пресыщайся и будь воздержан в пище и питии, по Христовой заповеди: внемли­те же себе, да не...отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21, 34).

Вопрос. Что нужно творить, дабы вкушать уме­ренно брашно и питие?

Ответ. При вкушении брашна и пития изображай на себе знамение креста с молитвою «Господи, благослови». Вкушая снеди, трезвись умом своим, поминай всегда Госпо­да Иисуса и внимай чтению, да не отяготишися. Это много помогает умеренности, избавляя сердце от отягчения браш-ном. Рассуждай, что тебе как существу разумному непри­стойно вкушать пищу без разума, до пресыщения, что и душе и телу очень вредно. Блюдись охуждать снеди, воспо­миная Сына Божия, вкусившаго на Кресте и желчь и оцет. Часть лучших снедей, хотя бы и не хотелось, оставляй все­гда, по заповеди отеческой, для Господа нашего Иисуса Христа.

Вопрос. Всякое ли воздержание душеполезно?

Ответ. Нет! Пост с гневом и тщеславием безполезен и даже богопротивен. Душеполезно только такое воздержа­ние, которое предпринимается с доброй целью и совершает­ся со смиренномудрием, чтобы, поработивши плоть духу, стяжать чистоту и целомудрие и пожить праведно и бого­угодно.

Вопрос. Что более побуждает человека к воздер­жанию?

— 22 —


Ответ. 1. Любовь к Богу. «Любяй Бога, ангельское жи­тие на земли живет: постяся и бдя, поя и моляся», — говорит св. Максим. 2. Страх Божий: «Бояйся муки, воздерживается от страстей» (св. Максим). 3. Печаль о грехах, а иногда и мирская печаль, о чем сказано будет после. 4. Желание быть безстрастным и получить будущие вечные блага. 5. Нена­висть к страстям: «Ненавидяй страсти, отьемлет с их вины», — утверждает св. Марк Подвижник. И всего более побужда­ет человека к воздержанию совесть его, действуя божествен­ной благодатью (св. Марк Подвижник).

Вопрос. Как разделяется употребление пищи?

Ответ. «На воздержание, самодоволие и сытность. Воздержание есть еже алкати ядшу. Самодоволие же — не алкати, не отягощаться. Сытность же, еже отягощатися». «Отцы един предел воздержания положиша: еже не пре-льщатися насыщением чрева, ниже привлекатися сластию ч гортани, но вкушающему каковую-либо пищу, еще жела­нию в нем сущу, от тоя воздержатися и не ожидати насы­щения» («Добротолюбие»).

Вопрос. Что всего нужнее при воздержании?

Ответ. Рассудительность. Во-первых, должно прини­мать во внимание возраст, воспитание, крепость тела, здра­вое или немощное состояние, душевное устроение, а также пребывание в трудах или в покое. Во-вторых, надобно испы­тывать каждый день, в какое время дня и сколько какой упо­треблять следует пищи. А безмерному посту по своему без­рассудному самочинию, на вред души своей, никак не пре­даваться, но по совету и благословению духовного отца должно хранить умеренное воздержание со всяким смирен­номудрием.

Вопрос. Какой признак победы над пресыщением?

Ответ. Если при довольстве брашен и пития бываешь воздержан не по скупости и тщеславию, а по благому произ-

— 23 —


волению, то это верный признак, что победил ты страсть пресыщения.

Вопрос. Когда исчезает пристрастие к сладости брашен?

Ответ. Не прежде того, как душа твоя соединится с Уте­шителем Духом Святым и вкусит благодатных плодов Его. Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17).

Вопрос. Об этом довольно. Я употребляю все мое старание быть воздержанным в пище и питии. Но что еще ты предложишь мне душеполезное?

Ответ. Дабы ты уразумел вред студного вожделения и пользу целомудрия, предлагаю теперь беседу о блудодея-нии.

Беседа четвертая

О блудодеянии

Вопрос. Что такое блудодеяние?

Ответ. Исполнение плотского греховного вожделения: или одним помыслом и желанием: ...яко всяк иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5, 28); или самым делом, т. е. греховным плотским смешением с лицом незаконным.

Вопрос. От чего эта страсть происходит?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: